Рестораторы попросили скидок

За последние три месяца 2008 г. арендные ставки в большинстве бизнес-центров города, по данным Центра научной экспертизы, снизились на 20–25%. Однако, как заявил президент Ассоциации рестораторов и

На прошлой неделе члены Ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области подписали открытое письмо к арендодателям с просьбой снизить или хотя бы не повышать арендные ставки. Эксперты «ДК» считают, что это поможет привлечь внимание власти и с ее помощью повлиять на арендодателей.

За последние три месяца 2008 г. арендные ставки в большинстве бизнес-центров города, по данным Центра научной экспертизы, снизились на 20–25%. Однако, как заявил президент Ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области (АРиОНо), директор ресторанов «Виталич» и «Горожанин» СЕРГЕЙ РУБАН, владельцы помещений, у которых рестораторы арендуют площади, наоборот, собираются в 2009 г. поднять ставки на 10–15%. «Они понимают, что ресторанный бизнес не мобилен — мы не можем просто собрать оборудование и съехать, и поэтому не идут на компромисс. Хотя мы просим их даже не снижать ставки, а хотя бы не повышать их», — говорит г-н Рубан. Под открытым письмом в среду 10 декабря подписались 13 рестораторов, среди которых сам Сергей Рубан, Игорь Борисычев (сеть ресторанов быстрого обслуживания «Едок»), Елена Борисычева («Купеческий»), Дерек Миллер («Бродвей пицца»), Дмитрий Володин («Погребок ШАТО»), Ирина Фрункина («Гранд кафе «Бульвар»), Герман Иоффе («Тако») и др. Владельцы крупнейшей в городе сети ресторанов ГК «ПИР» открытое письмо подписывать отказались, предпочитая решать вопросы снижения арендных ставок путем личных переговоров с арендодателями. Как отметил председатель совета директоров холдинга «Синтагма Групп» ИГОРЬ БОРИСЫЧЕВ, личные переговоры с арендодателями принесли желаемые результаты далеко не всем: «Среди подписавших письмо есть и те, кто сумел найти компромисс с владельцами арендуемых площадей. Однако мы понимаем: чтобы быть услышанным, нужно выступать единым пулом. Это проблема всего рынка, а не отдельно взятых рестораторов».

Для рестораторов открытое письмо — возможность быть услышанным не только арендодателями, но и властями. По словам экспертов, сейчас остро стоит вопрос о выживании ресторанного бизнеса: за последние два месяца количество посетителей ресторанов сократилось на четверть — это касается и вечернего времени, и бизнес-ланчей. «Мы готовы к тому, чтобы в следующем году работать с нулевой рентабельностью, — говорит директор «Гранд-кафе «Бульвар» ИРИНА ФРУНКИНА, — но это возможно при условии, что арендные ставки не будут повышаться». По мнению рестораторов, в 2009 г. не стоит рассчитывать на приход в город «московских рестораторов». И если рестораны будут закрываться из-за повышения арендной ставки, то другие игроки рынка не станут занимать освободившиеся площади.

Впрочем, арендодателей этот аргумент пока не пугает. По мнению директора Центра коммерческой недвижимости ВЛАДИМИРА ЛАШМАНОВА, арендодатель в любом случае сможет найти компанию на свободные площади: «Сейчас в нашем центре около 800 заявок на поиск помещений, и мы достаточно быст­ро найдем арендаторов. Кроме того, у нас в базе сейчас около 40 ресторанов, которым нужны помещения. Так что реакция владельцев площадей вполне понятна». Рестораторы парируют: отдельно стоящие помещения, в отличие от площадей в торговых центрах, вряд ли можно быстро заполнить. Так, первый этаж здания на Большой Покровской сложно разбить на мелкие офисы для сдачи в аренду, а надеяться на приход новых магазинов в 2009 г. тоже не стоит. С этими аргументами согласен и президент группы компаний «АВК» (совладелец трех ресторанов ГК «ПИР») СЕРГЕЙ ИВАНУШКИН: «Для нас тоже приоритетная задача — достижение договоренности с девелоперами о снижении арендных ставок: затраты на аренду занимают львиную долю в постоянных издержках ресторана». По мнению г-на Иванушкина, в ситуации кризиса, когда нельзя договориться лично, стоит привлекать власть как третью сторону в переговорах: «Такие открытые письма на самом деле нужны, чтобы еще раз обратить внимание админист­рации на проблемы игроков рынка и призвать власть урегулировать кон­фликт интересов».

По прогнозам Сергея Иванушкина, в отдельных сегментах объемы ресторанного рынка сократятся на 15–20%. И легче всего придется сетевикам. «У сетей отлажены механизмы работы, они имеют значительные скидки у поставщиков, к ним более лояльны клиенты, и закрытие одного заведения не потопит бизнес в целом», — заключает Сергей Иванушкин. Одиночкам, особенно мелким кафе и ресторанам, придется уйти с рынка: количество желающих пообедать или поужинать в ресторане будет снижаться с каждым месяцем.

цифры
Ресторанный рынок сократится на треть

1485 - заведений общественного питания функционировало в Нижнем Новгороде в начале 2008 г.
450 - млн руб.  — оборот ресторанного рынка в 2007 г.
20% - средний темп роста рынка с 2006 г. по 2008 г.
на 15% - уменьшится объем рынка в 2009 г.
25- 30% - заведений в 2009 г. могут быть закрыты

Источник: администрация г. Н. Новгорода, «ДК».

мнение
Мы с арендодателями плывем в одной лодке

Александр Сидоров управляющий Нижегород-ского субфилиала компании «Евросеть»

Сейчас у нас в Нижегород- ской области 90 магазинов. В данный момент мы ведем переговоры с владельцами этих помещений о снижении арендных ставок. Причина в том, что спрос падает, это сказывается на объемах продаж — соответственно и на прибыльности компаний розничной торговли. Чтобы поддержать свою рентабельность, ритейлерам необходимо снижать издержки. Основные затраты в торговле — это арендные платежи. Уже сейчас стоимость аренды снижается по всей России. В Нижегородской области цены в среднем снижены на 20–30%, а по некоторым объектам — вдвое. Большинство из наших партнеров понимает, что в кризис речь идет о том, чтобы сохранить свой бизнес, а не получить сверхприбыли, и идет навстречу арендаторам. Конечно, не все собственники готовы сейчас снижать арендные ставки. В период бурного роста всех рынков цены на аренду нередко выставлялись неадекватные, по принципу аукциона: кто больше дал, тот и встал. Сейчас ситуация кардинально изменилась, а после Нового года, когда закончатся предпраздничные продажи, будет закрыто большое количество магазинов. Не только сотовый ритейл, но и продуктовая розница, магазины одежды и другие участники рынка розничных продаж, сейчас рассматривают эффективность каждой точки. И готовы закрывать магазины, не отвечающие необходимому уровню рентабельности. Мы с арендодателями плывем в одной лодке, в бизнесе все зависят друг от друга. Если мы не сможем с кем-то договориться, то мы готовы в течение следующего года закрыть до 20% магазинов. Вряд ли на наше место придет кто-то новый: в условиях снижения покупательского спроса и ужесточения кредитной политики такого бурного роста сетей уже не будет, а некоторые игроки могут вообще уйти с рынка. Так что площадей свободных будет много, а вот арендаторов на них найти будет труднее. А мы переедем на другие освободившиеся места — но уже по новым ценам.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.