Рестораторы опасаются выходить в спальные районы города
эксперты Алексей ЗЕЛЕНОВ генеральный директор ООО «Картофельный папа» Эдуард КИСЛИЦЫН генеральный директор ГК «КАС» Александр КОТЮСОВ президент ГК «Пир» Ксения КУДРЯШОВА арт-директор ГК «Бизон и Ко
эксперты
Алексей ЗЕЛЕНОВ
генеральный директор ООО «Картофельный папа»
Эдуард КИСЛИЦЫН
генеральный директор ГК «КАС»
Александр КОТЮСОВ
президент ГК «Пир»
Ксения КУДРЯШОВА
арт-директор ГК «Бизон и Ко»
Юрий ПОПОВ
директор магазина «КофешенкЪ»
Наталья САРАЕВА
директор по внешнем коммуникациям маркетингового агентства «Медиа Навигатор»
Какие форматы заведений сегодня наиболее востребованы?
Рентабельны ли кафе в спальных районах? Как отразится на местном рынке приход московских операторов?
На начало 2006 г. в Нижнем Новгороде, по данным департамента экономики промышленности и предпринимательства, было зарегистрировано 1 455 точек общественного питания. Только за 2005 г. в городе открылось 88 новых заведений. Объем рынка общепита, по данным экспертов «ДК», в 2005 г. составил $200 млн. Директор по внешним коммуникациям маркетингового агентства «Медиа Навигатор» НАТАЛЬЯ САРАЕВА отмечает рост количества предприятий общественного питания именно в Нижегородском районе. Из-за высокой проходимости наиболее привлекательны для нижегородских рестораторов улицы Б. Покровская, Рождественская, Нижне-Волжская набережная и микрорайоны, вплотную примыкающие к нижегородскому кремлю. Здесь активно развиваются заведения всех направлений. По словам президента группы компаний «Пир» АЛЕКСАНДРА КОТЮСОВА, высокая деловая активность этой части города делает ее такой привлекательной для открытия точек общепита. Около 68% всех заведений в городе сосредоточено именно в Нижегородском районе. Но эксперты «ДК» прогнозируют рост точек общественного питания во всех районах города в ближайшие два года. Преимущественно это будут заведения класса фаст-фуд. Генеральный директор чайно-кофейного дома «КофешенкЪ» ЮРИЙ ПОПОВ считает, что рентабельным заведение может быть в любой точке Нижнего Новгорода, даже на окраине. С ним согласен генеральный директор компании «Картофельный папа» АЛЕКСЕЙ ЗЕЛЕНОВ, планирующий открыть в 2006 г. пивной клуб Beerka в Сормовском районе. Эксперты утверждают, что главное не район, а концентрация людей на отдельно взятой улице.
По мнению Алексея Зеленова, на пешеходных улицах стоит делать ставку только на малые форматы — кафе, фаст-фуд, пивные, кофейни, чайные. «Решение посетить их принимается импульсивно, — считает г-н Зеленов, — поэтому они должны находиться вблизи от людского потока. Ресторан — другое дело. Здесь роль играют вторичные преимущества, например, удобство парковки. Поэтому за последние два-три года большая часть вновь открывшихся ресторанов переместилась на улицу Рождественскую, где есть хоть какой-то намек на возможность припарковаться».
Как считает Алексей Зеленов, для малых форматов именно близость к потоку имеет решающее значение: «Удаление в 15-20 шагов от потока может стоить заведению примерно половины выручки. Сто шагов от потока для фаст-фуда — непреодолимый барьер». Генеральный директор компании «Картофельный папа» — москвич. Кафе Papa Potato и клуб Beerka на Верхне-Волжской набережной он открывал, полагаясь исключительно на уверения местных менеджеров. Алексей Зеленов: «По всем вводным показателям, заведения в этом месте должны были быть провальными, потому как находились в стороне от общего потока». Оказалось — наоборот. На набережной сосредоточено большое количество офисов и почти полностью отсутствуют кафе и рестораны.
Свое третье заведение сети Papa Potato компания планирует открыть в районе ул. Б. Покровская — в максимальной близости от основного потока прохожих. «Малые форматы могут существовать только на потоке», — уверен г-н Зеленов. При этом поток, по его мнению, не обязательно должен быть сосредоточен на трех главных улицах города. У «Картофельного папы» был печальный опыт открытия кафе Papa Potato на Автозаводе. Алексей Зеленов: «Недостаток проекта был один — неудачное месторасположение. Второй этаж ТЦ «ГАЗ», без окон, над магазином «Эконта», с отдельным входом. Словом — вдали от прохожих». Г-н Зеленов считает, что точку можно было бы раскрутить, но расходы на ее продвижение были бы настолько высоки, что дешевле оказалось закрыть ее. По его мнению, центр Автозавода — одно из самых проходных мест — заведение там может быть рентабельным.
По словам Натальи Сараевой, сегмент ресторанов со средним чеком, превышающим 500 руб. без стоимости алкоголя, почти насыщен. Новая тенденция на рынке — открытие баров и ресторанов со средним чеком ниже 500 руб. По словам экспертов «ДК», за последние два года в Нижнем Новгороде увеличивается количество пиццерий и пивных клубов. Эксперты полагают, что оба формата могут быть успешными в любой части города.
В формате пиццерии можно иметь одно заведение, но при этом обслуживать половину города, благодаря доставке пиццы. КСЕНИЯ КУДРЯШОВА, арт-директор группы компаний «Бизон и Ко»: «Сегодня пиццерия — один из самых рентабельных форматов. Ее успешность зависит только от кухни. Количество пицц, заказываемых на вынос, в последние год-полтора стабильно растет». Число сетевых пиццерий в Нижнем Новгороде также стабильно увеличивается — за последние два года, по данным «ДК», в городе открылось свыше десятка заведений данного формата. Представлены они и в нагорной, и в заречной части города — как самостоятельно, так и при торговых центрах.
Количество пивных также увеличивается. Группа компаний «Пир» открыла первую «Пивнушку Пирушку» в заречной части города — на пл. Комсомольской. «Сегодня у нас два заведения — еще одно на ул. Алексеевской. Проходимость нагорной «Пивнушки Пирушки» выше заречной, — отметил Александр Котюсов, — но по вечерам пивная на Комсомольской забита до отказа. Мы даже отменили бронирование столиков после 17.00». Стоимость среднего чека в обоих заведениях примерно одинакова. ГК «Пир» в 2006 г. планирует открыть еще две или три пивные. В ближайшие годы количество «Пивнушек Пирушек» компания собирается увеличить до полутора десятков, выйдя с этим форматом даже в область — в Дзержинск и Арзамас. По словам г-на Котюсова, примерные инвестиции в открытие одной «Пивнушки Пирушки» составляют $200 тыс.
Алексей Зеленов утверждает, что тематическое заведение может успешно функционировать в любой части города. Демократичный пивной клуб Beerka компании «Картофельный папа» в 2006 г. будет открыт в заречной части города. «Скорее всего, в центре Сормова», — делится планами г-н Зеленов. Потенциальный клиент клубов Beerka — представитель среднего класса, с доходом на одного члена семьи около $400. Алексей Зеленов: «Мы стараемся создать именно клубную атмосферу — приглашать музыкантов, давать возможность посетителям хранить свои кружки в кафе». Компания делает ставку на обычных людей, которым не хватает общения. Но если клиенты Beerka на Б. Покровской или Верхне-Волжской набережной — менеджеры среднего звена, то в Сормове постоянными посетителями, по мнению г-на Зеленова, могут стать, например, слесари автосервиса или работники торговли. В открытие каждого пивного клуба компания инвестирует порядка $300 тыс.
Отсутствие пафоса, по обоюдному мнению Александра Котюсова и Алексея Зеленова, — главное, на что стоит делать ставку в пивных клубах. Г-н Котюсов, например, считает, что пивная должна ассоциироваться с шумом, гамом. В «Пивнушке Пирушке» на пл. Комсомольской появились телеэкраны с трансляцией спортивных матчей. Создавать при пивном клубе свою пивоварню, по словам г-на Зеленова, не рентабельно: «Хорошая пивоварня стоит примерно 600 тыс. евро. Плюс оплата работы высококвалифицированного персонала. При этом нужно быть готовым к тому, что 40% сваренного пива пойдет в канализацию». Срок «отстойки» хмельного напитка — 18-22 дня. Владельцу трудно предугадать, какое количество пива будет заказано в заведении через три недели, а храниться свежесваренное пиво может не более месяца. «Да и качественные ингредиенты для пива, — добавляет Алексей Зеленов, — заказывать придется за границей — в России они не производятся».
По словам Ксении Кудряшовой, в городе начинает развиваться формат суши-баров. Часть нижегородских кафе уже включила в свое меню «простые суши или роллы». Самостоятельных заведений в городе пока не больше пяти. Г-жа Кудряшова считает, что это временная тенденция: «Мы иногда шутим, что суши — народная русская еда — актуальным заведение такого формата будет в любой части города». Руководители ГК «Бизон и Ко» просчитывали проект открытия суши-бара на Автозаводе — рентабельность и сроки окупаемости проекта сопоставимы с обычными для центральной части города. Группа компаний «Пир» также намерена вложить средства в развитие формата «суши-бар». Наталья Сараева считает, что сегодня суши-бары слишком популярны среди богатых нижегородцев, чтобы снижать цены и выходить в спальные районы города. «Когда мода на суши стихнет, — продолжает г-жа Сараева, — цены, возможно, на порядок снизятся — себестоимость суши это позволяет. Лишь тогда появится смысл открывать бары в заречной части города». По ее данным, в Москве цены на суши уже достигли существенно более низкого уровня, чем в Нижнем Новгороде.
Кофейни и чайные в Нижнем Новгороде, по словам экспертов «ДК», пока не развиваются. По данным Юрия Попова, за последние два года в городе закрылись три кофейни, открылось пять. Г-н Попов считает, что кофе — напиток города с другим ритмом жизни. Он приводит пример: «К нам в «КофешенкЪ» заходят два москвича и выпивают по шесть-семь чашек кофе за каких-то два часа. Нижегородцы больше двух не осиливают». По мнению Алексея Зеленова, формат кофейни — следующий этап развития общепита в городе: «Человек сначала должен попасть в ресторан, чтобы потом захотеть идти в кофейню». Рядом с кафе Beerka и Papa Potato появится и кафе Papa Coffee. Прогнозы г-на Зеленова пессимистичны: «Папа Кофе» на набережной будет единственным заведением сети в городе, скорее всего, еще года два».
По мнению Юрия Попова, кофейня может быть рентабельной в любой части Нижнего Новгорода. Главное — не допустить ошибки, которую совершают почти все рестораторы. Юрий Попов: «Нужно нанимать профессионального баристу (варщика кофе) или учить своего специалиста. Курсы варки кофе в Европе стоят $1000. Лучший специалист по варке кофе в России берет за обучение $500. Дилетанты — $200. Учатся у последних». Г-н Попов указывает на то, что большинство нижегородских рестораторов закупают слишком дорогое оборудование для кафе и часто переоценивают важность дизайна: «Осыпая дизайнера интерьеров золотом, рестораторы забывают о простом маркетинге — четко определить целевую аудиторию заведения».
Порог вхождения на рынок кофеен в Нижнем Новгороде, по словам Юрия Попова, составляет примерно $75–100 тыс.
Развитие торгово-развлекательных центров (ТРЦ) привлекает в Нижний Новгород московских операторов. Юрий Попов сообщает, что о желании открыться заявили сети «Кофетун», «Кофебин», «Шоколадница» и «Кофе Хауз». В ближайшее время они появятся на фуд-кортах в новых ТРЦ на окраинах города и за городом, а также в виде самостоятельных заведений в центре. По мнению Юрия Попова, войти на фуд-корт строящихся ТРЦ нижегородскому оператору сложно: «Владельцы торговых центров предлагают нижегородским игрокам войти под известным именем — купить франшизу». Эксперты «ДК» считают, что приобретать франшизу невыгодно. Александр Котюсов: «С точки зрения входящего на фуд-корт человека, не важно, как называется заведение. А франшиза требует дополнительных обязательств, например, на приобретение дорогостоящего оборудования».
По мнению Натальи Сараевой, фуд-корты в новых торгово-развлекательных центрах за чертой города и в спальных районах не перетянут клиентов у местных рестораторов. «Возможно, в первое время часть посетителей действительно будет отдавать предпочтение фуд-кортам со столичными операторами», — считает г-жа Сараева. При этом она отмечает, что спрос со временем сбалансируется, и фуд-корты будут работать для покупателей ТРЦ, а кафе и рестораны — для тех, кто предпочитает проводить там свой досуг.
Руководство ГК «Бизон и Ко» смотрит на фуд-корты в торгово-развлекательных центрах с большим оптимизмом. По словам Ксении Кудряшовой, компания заключила с «Трейд Парк», заказчиком нового ТРЦ на Нижне-Волжской набережной, договор о якорной аренде. Ксения Кудряшова: «Все точки общепита в новом торгово-развлекательном центре принадлежат нашей компании. На их территории мы откроем и нашу «Пиццу Веро» и суши-бар «Васаби».
Приход московских операторов в центр города в качестве самостоятельных игроков экспертов «ДК» не смущает. Ксения Кудряшова: «Многое будет зависеть от того, с какими ценами они придут. Если средний чек будет столичного уровня, то ситуация на рынке не изменится». Юрий Попов считает, что более высокий средний чек не отпугнет посетителя: «Когда вы приходите в ту же «Шоколадницу», вы знаете, что переплачиваете за иной уровень обслуживания и иное качество предложения».
Алексей Зеленов только приветствует приход московских операторов: «Они сформируют публику. Сам я ее формировать не могу, а любой сетевой бренд может долго без потери качества существовать в минусе». По мнению г-на Зеленова, приход московских сетей только ускорит процесс формирования контингента для любого формата общепита. В первую очередь, для кофеен.
Нижегородские инвесторы покоряют «Мегу»
Первая нижегородская компания приобрела мастер-франшизу крупной сети пиццерий «Пицца Соле Мио». «Mtry» откроется осенью в ТЦ «Мега-IKEA». Объем инвестиций на открытие пиццерии составит примерно пять млн руб. Расчетный срок окупаемости — два года. Имя покупателя франшизы в компании «Магазин готового бизнеса» назвать отказались, сообщив лишь, что до конца 2008 г. инвестор планирует открыть в городе еще два-три подобных кафе.
Из десяти компаний, открывшихся под собственным брендом, после года работы выживают не более двух, а при покупке франшизы девять из десяти компаний продолжают успешно работать на рынке.
Источник: «Магазин готового бизнеса», Российская ассоциация франчайзинга.
детали
В июне в городе появится новая кофейня
Генеральный директор ГК «КАС» ЭДУАРД КИСЛИЦЫН планирует выйти на новый для себя рынок — открыть кофейню на ул. Студеная. «Ниша кофеен в городе не освоена. Особенно это касается так называемых периферийных улиц», — считает г-н Кислицын. По его словам, новое заведение на 30 посадочных мест откроется в середине июня. Открывая заведение в стороне от основного людского потока, владельцы делают ставку на формат «домашнего» кафе. Г-н Кислицын объясняет выбор месторасположения кофейни: «Рядом находятся торговые центры, элитный жилой комплекс и ряд офисных центров. Мы считаем, что нашими постоянными клиентами станут те, кто живет или работает поблизости».
При выборе формата компания ориентировалась на московские сетевые кофейни. Эдуард Кислицын: «Мы делаем ставку не только на качественный кофейный ассортимент, но и на десертное меню. При заведении будет работать собственный кондитерский цех». Предполагаемый средний чек заведения — 100-150 руб.
Инвестиции в проект составят порядка $80 тыс., предполагаемый срок окупаемости — четыре года.
Источник: «ДК».
статистика
Нижегородцы посещают кафе и рестораны чаще двух раз в месяц
1-2 раза в месяц [39%]
1 раз в неделю [17%]
2-3 раза в неделю [9%]
Каждый день [5%]
Затрудняюсь ответить [5%]
Несколько раз в год [25%]
Источник: «Медиа Навигатор».
Горожане выбирают заведение по качеству обслуживания
Критерий выбора | % опрошенных | ||||
Качество обслуживания | 58% | ||||
Качество блюд | 49,2% | ||||
Месторасположение | 33,8% | ||||
Цена | 30,8% | ||||
Интерьер | 15,4% | ||||
Престиж заведения | 4,6% | ||||
Другое | 3,1% |