«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД

Пока в Нижнем Новгороде правительство готовится к развитию территорий двух исторических кварталов, бизнес общается со звездами редевелопмента, чтобы научиться зарабатывать на историческом наследии.

В Нижнем Новгороде 10 декабря в отеле Courtyard by Marriott прошел ежегодный Рождественский саммитт РГУД — крупная дискуссионная площадка для представителей рынка недвижимости.

Организатором саммита выступает компания IDEM — Консультанты по торговой недвижимости, при поддержке РГУД и Школы девелопера. Партнерами мероприятия также стали Pro. rent, издание «Деловой квартал», Zdanie.info, Retail.ru и портал Geo Pro.

В этом году центральной темой встречи был вопрос редевелопмента — превращение отживших объектов, территорий исторической застройки, бывших фабрик и промышленных зон, да и просто плохо работающих объектов в эффективные, ликвидные и популярные пространства.

Мы стараемся выбирать для саммитов максимально актуальные для бизнеса темы. Обычно нашу аудиторию интересует аналитика по итогам года — как развивался рынок, прогнозы, ставки и цены. Однако стагнация, которая сохраняется на нижегородском рынке коммерческой недвижимости, означает, что сегодня будут более интересны разговоры о перестройке и переосмыслении уже существующих объектов. И мы собрали в этом году 16 звездных спикеров, чтобы показать инвесторам, как можно интересно и выгодно заниматься редевелопментом, создавая места, которые станут центром притяжения для горожан и бизнес-партнеров. Подсказать девелоперам самые креативные решения, — отметила организатор саммита, генеральный директор IDEM, полномочный представитель РГУД в Нижнем Новгороде Екатерина Гресс.

В начале мероприятия компания представила участникам саммита небольшую аналитику в подтверждении этого высказывания.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 1

По данным IDEM, обеспеченность жителей Нижнего Новгорода качественными торговыми площадями по итогам 3 кв. 2019 г. составляет 524 кв. м на 1 тыс. человек. Что означает насыщенность рынка и его высокую конкурентность. При этом количество качественных торговых площадей в городе снижается за счет «устаревания» объектов, а стоимость аренды в среднем не растет быстрее уровня инфляции. Качественные торговые площади в основном концентрируются в верхней части города, где находятся административный центр и офисы крупных компаний.

Из-за сложившейся экономической ситуации, снижения платежеспособности населения при удорожании стоимости строительства объектов, а также избирательного и взвешенного подхода ритейлеров к развитию, рынок фактически замер — интерес инвесторов к сегменту торговой недвижимости продолжает снижаться, — отмечает Денис Зыков.

Рынок офисной недвижимости тоже не вызывает большого интереса у девелоперов. В Нижнем Новгороде с 2016 г. не появилось ни одного профессионального бизнес-центра. В ближайшие годы их строительство тоже не планируется. В то же время на нижегородском рынке есть «хороший спрос» на помещения 1000-1500 кв. м, прежде всего, со стороны IT-компаний. Востребованы бизнес-центры А и В класса. Спрос на помещения площадью 1000 кв. м превышает предложение. Доходность офисных площадей достигает 10-13% годовых.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 2

В таких непростых рыночных условиях развитие и торговых, и офисных площадей будет происходить, скорее всего, за счет перепрофилирования объектов, реконцепции объектов культурного наследия и, возможно, устаревших торговых центров.

Но есть ли в России примеры успешного редевелопмента объектов? Да!

Так, руководитель проекта «ЛОФТ1890» в Волгограде Денис Шилихин рассказал гостям саммита, как превратил жигулевский пивной склад площадью более 7 тыс. кв. м. в самое дорогое креативное пространство в городе.

Это здание царицинских времен чудом уцелело после революции и войны. В 1943 г. полуразрушенную постройку передали новоорганизованному Тресту «Сталинградсантехстрой». С ним надо было что-то срочно делать, но состояние объекта к тому времени оставляло желать лучшего. От всей «истории» остались только стены, — описал проблему, стоящую перед инвестором, Денис Шилихин.

После масштабной реставрации здание превратили в современный офис в стиле лофт. Часть помещения сдают в аренду в качестве офиса (600 кв. м), а остальные квадратные метры можно арендовать для проведения лекций или в качестве торговой площади.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 3

«На данный момент мы одно из самых модных помещений в городе. Основными арендаторами офиса являются IT-компании и представители креативного кластера. Арендная ставка у нас самая высокая в абсолюте – 1500 руб. за час. Однако и вложения в проект оказались ощутимыми. Этот проект больше «про любовь»: ремонт будет окупаться долго, до 25 лет», — отметил спикер.

Проект реставрации был отмечен на региональном, федеральном и международном уровнях. Кроме того, «ЛОФТ1890» в 2017 г. на VI Санкт-Петербургском Международном культурном форуме отмечен премией «Феникс» за «Лучший осуществленный проект приспособления объекта промышленного наследия».

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 4

Также на саммите генеральный директор московский компании MAD ARCHITECTS Мария Николаева поделилась опытом обновления дизайна в бизнес парке «Фактория». Добавленную стоимость объекту редевелопмента удалось придать за счет редизайна фасадов и проектирования малых архитектурных форм.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 5

Кроме того, нижегородский бизнес мог на мероприятии пообщаться с создателями московского парка «Зарядье» — одним из спикеров стал социолог и соучредитель TDI (Институт развития территорий), партнер компании Citymakers Петр Кудрявцев. Он рассказал бизнесменам как применяет для развития общественных пространств событийное программирование и для чего городской среде нужны POP-UP проекты.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 6

В качестве примера социального программирования он привел свою работу над формированием парка «Зарядье», в ходе которой эксперты Citymakers определи основные потребности потенциальных пользователей и на основе них разделили территорию на зоны с разным видом смыслов, но подчиненных общей идее — способствовать формированию творческого, инициативного и ответственного отношения к природе России.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 7

Pop-up стратегия — это ситуационное пространство и программа мероприятий, создаваемые на короткий промежуток времени. Они позволяют сформировать новую айдентику территории и повысить ее привлекательность, узнаваемость и экономический потенциал. Такой проект компания реализовала впервые летом 2015 г. на территории бывшего Завода электромедицинской аппаратуры ЭМА в Москве. С разрешения инвестора там появились архитектурная инсталляция, площадка для мероприятий и бар. Это позволило сделать место популярным на некоторое время, особенно у молодежи.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 8

Вторая сессия была посвящена редевелопменту промышленных объектов. На ней выступили такие звездные спикеры как генеральный директор «Маяк Консалтинг» Александр Ивашин, создавший бизнес-парк на территории бывшего станколитейного завода, директор по развитию арт-пространства FLACON Франшиза Павел Вислов, специалист по управлению арендными отношениями Юлия Колесникова, в чьи задачи входило взаимодействие с арендаторами арт-кластера «Красный-Октябрь, генеральный директор девелоперской компании «М7» и член экспертного совета по редевелопменту РГУД Виктор Перепелица, раскрывший детали реализация проекта редевелопмента кондитерской фабрики «Конди» для строительства жилого квартала.

Директор PRO.RENT Евгений Фомин, рассказал о перспективах автоматизации процесса управления объектами коммерческой недвижимости и поделился интересными кейсами.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 9

Но самой оживленной оказалась третья сессия, в которой шла речь про трендовые объекты редевелопмента. Живой отклик у нижегородского бизнеса нашло выступление амбассадора Федерации рестораторов и отельеров Евгения Демченко про создание фуд-холлов и маркетов еды, а также рассказ инвестиционного директора компании «Тринфико» Артема Цогоева про перестройку зданий в коворкинги.

Что не удивительно — в России такие пространства в последние годы пользуются успехом у населения и вызывают ответный интерес у бизнеса.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 10

Скоро все эти знания действительно могут пригодится нижегородским инвесторам и собственникам недвижимости. По данным директора Института развития городской среды в Нижегородской области Дарьи Шориной, в Нижнем Новгороде одновременно сейчас реализуются два проекта редеволопмента: один — на территории Започаинья, а второй — в границах улиц Короленко-Студеная-Новая.

«Заработать без креатива уже не получится». Лучшие кейсы по редевелопменту с саммита РГУД 11

«У Нижнего Новгорода, как вы знаете, сохранился большой пласт исторического центра, который представлен довольно деградировавшей постройкой, объектами культурного наследия, жилой застройкой. И наша задача его развивать с учетом мнения всех сторон градостроителей, активистов, правительства, бизнеса и нижегородцев. Что касается Започаинья, то на данном этапе мы еще находимся на стадии разработки проектов с экспертами, но в скором времени обратимся к бизнесу с предложением выкупить перспективные лоты» — сказала Дарья Шорина.

Совсем другой подход реализует правительство рядом с улицами Короленко-Новая-Студеная. По данным Института, из-за довольно плотной застройки квартала и его плачевного состояния в 2018 г. власть сознательно отказалась от сноса старых домов и предприняла ряд попыток художественно оформить пространство, а затем сформировать альтернативный маршрут по объектам культурного наследия для туристов и горожан. На экскурсиях летом 2018 г. художники и градозащитники рассказывали всем желающим историю самых интересных зданий, подчеркивая важность их сохранения и выхода из состояния консервации. Также в рамках фестиваля «Том Сойер Фест» градозащитники и представители бизнеса неоднократно собирали деньги, чтобы сохранить отдельные дома. Возможно, скоро этой территории потребуются и более основательные частные инвестиции.

Источник фото: Анастасия Пономарева

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.