«Пышный «зелёный пудинг» выглядел аппетитно», - Андрей Дахин.
Предложенная архитектурным бюро «Космос» концепция развития парка ассоциируется с образом пышного «зелёного пудинга», все изюминки которого посыпаны сверху, как на булке-посыпушке.
Профессор, заведующий кафедрой философии и политологии НИУ РАНХиГС Андрей Дахин рассказал о концепции развития парка «Швейцария».
«Состоявшееся общественное обсуждение концепции развития парка «Швейцария» отражает новый поворот в работе с общественными пространствами нашего города, - поворот в сторону открытого диалога о способах благоустройства на самых ранних этапах проработки проектных решений. Предложенная архитектурным бюро «Космос» концепция развития парка ассоциируется с образом пышного «зелёного пудинга», все изюминки которого посыпаны сверху, как на булке-посыпушке. Идея архитекторов сводится к тому, что в парке не должно быть никаких массивных строений, - только небольшие павильоны для мест творческой активности, коворкинга, спортивных упражнений и пр. Причём располагаются они в основном на самой верхней площадке парка, находящейся на уровне пр. Гагарина. На склоне такие объекты концептуально не планируются (это экологически защищённая территория), а на нижней, прибрежной террасе их минимальное количество и – исключительно в связи с благоустройством там пляжной зоны, действующего яхт-клуба и возможной лёгкой пристани для прогулочных катеров.
Короче говоря, основное в предложенной концепции – сохранение зелёного массива парка, достижение атмосферы, эффекта «нетронутой природы» с разнообразными видовыми точками как на верней бровке откоса, так и на нижней, береговой линии. Всё искусство создания парковых архитектурных форм сводится к тому, что они оформляют входы в парк со стороны пр. Гагарина (в этих местах предложены группы функций, включающих кафе, небольшие детские, спортивные площадки, туалеты, что-то ещё, что должно быть на входе-выходе из парка).
Вторая продуктивная идея концепции – это разделение всей территории зелёного массива парка на 8 тематических зон, своеобразие которых поддерживается точечными небольшими объектами, часть их которых уже существует в парке, а часть может быть построена. Например, «официальная зона» (один из участников обсуждения предложил назвать её военно-патриотической) распланирована вокруг места, где сейчас стоит монумент в честь погибших воинов-интернационалистов. Другая, «центральная зона» будет оформлена по оси нынешнего входа у остановки «Мед.университет» на пр.Гагарина. Ещё предполагается зона со спортивной специализацией, с музейной (в районе бывшей остановки «Музей района» на пр.Гагарина) и другими. Несмотря на эти специализации, основное пространство парка – это зелёный массив, с «разбросанными» по нему точечными архитектурными сооружениями, с дорожками и тропинками между ними.
Наконец, третья важная концептуальная идея – это обеспечение возможности движения по парку «вдоль и поперёк», снизу вверх и сверху вниз по склону. Для этого предусматривается разработка маршрутов для ходьбы, бега, велосипедных прогулок, а также для паркового транспорта (электромобиль или запряжённая лошадьми повозка), который позволит осуществлять быстрое перемещение из одной функциональной зоны парка в другую. Для передвижения с нижней набережной в верхнюю часть концепция предполагает строительство фуникулёра. Все три концептуальные идеи вполне соответствуют особенностям этого парка и непременно должны быть закреплены при дальнейших проектных проработках.
Из того, что стоило бы дополнить, надо назвать две вещи. Первая – это вопрос о парковках для тех, кто будет приезжать в парк на личном транспорте (этот вопрос задавался во время обсуждения). Здесь непременно нужно искать решение, в противном случае пр. Гагарина превратится в «одну сплошную пробку». Концептуальное решение может состоять в том, чтобы в овраге между заводом НИТЕЛ и памятником участникам первых Маёвок создать высокотехнологичную многоуровневую, уходящую вниз, в глубину парковочную систему. Второй парковочный «карман» может быть создан рядом со строящимся аквапарком. Кроме того, для снижения количества личного транспорта, особенно по большим праздникам, необходимо предусматривать городские шаттлы, быстро доставляющие нижегородцев и гостей города из основных селитебных зон и зон пересадки с одних видов транспорта на другие. Второе, чего не хватает – более ясной концепции единого эстетического облика парковой архитектуры (авторы заявили идею единого стиля, но его образного строя не представили). В этой части хотелось бы обратить внимание, что наиболее выразительная часть архитектурно-эстетического облика пр. Гагарина образована зданиями «сталинского ампира» и последующими индустриально-упрошёнными формами массового домостроения. Хотелось бы предложить авторам концепции поискать эстетическую стилистику парка вокруг образов «индистриализированного», осовремененного «ампира», перекликающегося как с эстетикой созданных на ГАЗе в 1940-е – 50-е гг. «Победы» и ЗИМа, так и, может быть, с эстетикой ажурных сооружений Шухова (известно, что именно с Нижегородской ярмарки пошла слава Шухова как инженера сетчатых конструкций). В заключение – совсем частный момент. В той части парка, который расположен между остановкой «Администрация района» и памятником участникам первых Маёвок когда-то находился летний кинотеатр. Хорошо бы, если примерно на том же месте данная функция будет восстановлена».
Напомним, экспертный совет Института Урбанистики НН обсудил 28 мая 2019 г. архитектурную концепцию парка «Швейцария». Концепция выполнена архитектурным бюро «Космос» и впервые представлена в марте 2019 года. На прошлой неделе ее обсуждало экспертное сообщество в Арсенале, к обсуждению присоединились жители города. «Космос» видит будущее парка «Швейцария» и прилегающих территорий как восемь парковых зон, на которых и рядом с которыми расположены многочисленные площадки, павильоны, арт-объекты и т. д. На территории работают пляж, фестивальная площадка, социальный центр, музей, банкетный зал и т. д., курсирует «Швейцарский экспресс». Предусмотрено множество возможностей для спокойного, активного и творческого отдыха.