Пройти "долину смерти". Олег Голицын (Google Россия) - о сложных путях малого бизнеса
В последние годы в сегменте малого и среднего бизнеса в России наблюдается заметное оживление. Между тем, россияне неохотно открывают собственный бизнес: новым компаниям непросто удержаться на плаву.
В марте в Нижегородской области стартовал проект "Бизнес класс" - "детище" интернет-компании Google и "Сбербанка". Целью проекта является поддержка в развитии микро- и малого бизнеса. Руководитель направления маркетинга для малого и среднего бизнеса Google Россия Олег Голицын рассказывает, почему только 3% молодых компаний "выживают" в первые три года после создания и чем Нижегородская область интересна в плане предпринимательства.
"Малый бизнес сегодня — это пространство возможностей. Особенно если мы говорим о российском рынке. Наша страна обладает большим потенциалом для развития этого сектора экономики. Если посмотреть данные Росстата, то доля малых предприятий в ВВП России в 2-3 раза ниже, чем, например, в европейских странах или в Японии.
Несмотря на то что за последние годы в этом секторе наблюдается заметное оживление, россияне всё ещё неохотно решаются на открытие своего дела. Ведь только 3% компаний преодолевают “долину смерти” — первые три года после создания фирмы. Если этот период пройден успешно, то вероятность дальнейшего существования предприятия значительно возрастает. Скорее всего, такой бизнес будет расти и развиваться.
Что же требуется для создания малого предприятия, которое сможет выжить? В первую очередь, это правильно выбранная бизнес-идея. Если она хорошо продумана, то шансы на преодоление “долины смерти” значительно повышаются. Чтобы разработать идею, составьте подробное описание продукта или услуги, которые вы планируете предлагать. Расскажите об их пользе для клиента. Важно, чтобы все преимущества были конкретными, измеримыми и достижимыми.
Фото: Lalmch/pixabay.com.
Сегодня выигрывают те предприятия, которые адаптируются к существующим трендам и активно внедряют новые технологии в бизнес-процессы. Из недавних примеров - трансформация области пассажироперевозок такими компаниями, как Uber и Gett. Они существенно повысили эффективность своей работы за счёт использования новых решений.
Большое значение имеет грамотный подход к выбору целевой аудитории и каналов коммуникации с ней. Ведь поиск и привлечение покупателей — это главная потребность бизнеса на старте, а зачастую и самая большая проблема. Подумайте, кто ваши потенциальные клиенты? Что их объединяет? Почему покупка именно ваших товаров или услуг окажется для них выгоднее, чем конкурентных? Это основные вопросы, на которые предприниматель должен ответить на начальном этапе создания своего дела.
Сейчас всё движется в онлайн, в том числе поиск и привлечение клиентов. Это обусловлено изменениями в поведении людей, которые все чаще пользуются смартфонами и выбирают товары и услуги преимущественно в интернете. Кроме того, сеть позволяет молодым и небольшим компаниям выходить на экспорт в другие регионы.
Однако хорошего понимания продукта и методов привлечения клиентов недостаточно. Важно иметь хотя бы общее представление и о других аспектах ведения бизнеса. Многие владельцы компаний испытывают сложности с нехваткой компетенций по отдельным направлениям. К примеру, предприниматели зачастую неплохо разбираются в продажах, но с юридическими вопросами у них могут возникать сложности. Такой недостаток знаний и навыков очень часто мешает эффективно и уверенно управлять компанией.
Когда владельцы малого бизнеса чувствуют нехватку экспертизы в каких-то областях, многие из них обращаются к помощи специалистов на аутсорсинге. Часто для решения, к примеру, бухгалтерских или юридических вопросов, действительно, проще нанять специалиста со стороны. Однако сотрудники аутсорсинговых компаний не всегда могут четко понимать особенности вашего бизнеса. Именно поэтому стратегические вопросы развития лучше решать самим.
Сегодня в России есть различные инициативы по поддержке МСП-сектора, которые призваны помочь предпринимателями получить системные навыки для ведения или создания своего дела. В число таких проектов входит программа Сбербанка и Google «Бизнес класс». Это бесплатный курс, в основе которого лежат практические занятия с опытными экспертами и наставниками, а также онлайн-модули, посвященные актуальным темам для представителей МСП.
Мы видим, что и в Нижегородской области есть значительный интерес к знаниям и программам поддержки предпринимательства. В настоящий момент в регионе работает более 120 тысяч представителей малого и микробизнеса. Это один из самых активных регионов России по числу МСП. Надеемся, что «Бизнес класс» даст возможность всем желающим понять особенности ключевых процессов, поможет развить или создать свое дело с нуля".