Провайдеры готовятся к гонке за частными клиентами

эксперты Ольга Былова руководитель обособленного подразделения «ПРОСТОР Телеком» Виктор Гурылев независимый аналитик Сергей Корсаков генеральный директор Агентства Деловой Связи Сергей Никишенков

Нижегородский рынок широкополосного доступа в интернет, по мнению всех опрошенных экспертов «ДК», находится в стадии становления. Провайдеры активно наращивают инфраструктуру и начинают ориентироваться на частных пользователей услуг, прогнозируя интенсивный рост рынка в течение ближайших двух лет.

эксперты
Ольга Былова
руководитель обособленного подразделения «ПРОСТОР Телеком»
Виктор Гурылев
независимый аналитик
Сергей Корсаков
генеральный директор Агентства Деловой Связи
Сергей Никишенков
начальник отдела маркетинга «Транс-ТелеКом-НН»
Александра Шарова
генеральный директор «Сенди»

Кто играет на рынке услуг широкополосного доступа в интернет
Почему провайдеры только начинают выходить «в народ»
На чем будут зарабатывать провайдеры

Российский рынок услуг широкополосного доступа в интернет в 2006 г. вырос на 80% только за счет подключения частных пользователей — так оценила его исследовательская компания Json & Partners. Согласно ее исследованиям, нижегородский регион не вошел в число лидирующих регионов ни по количеству, ни по доле широкополосных подключений. По мнению начальника отдела маркетинга «ТрансТелеКом-НН» СЕРГЕЯ НИКИШЕНКОВА, отставание области связано с тем, что местные провайдеры только сейчас стали предлагать конечным пользователям доступные по цене услуги. Игроки задержку в развитии рынка объясняют двумя причинами: длительной ориентацией на юридических лиц и отсутствием спроса на услуги со стороны частных пользователей. ВИКТОР ГУРЫЛЕВ, независимый аналитик: «Интерес к широкополосному доступу в интернет в городе появился достаточно давно, но спрос существовал только со стороны «продвинутой» молодежи. Такого «точечного» спроса было недостаточно, чтобы запускать услуги массового подключения». «Точкой отсчета» переориентации рынка игроки называют конец 2005 — начало 2006 г. Сегодня провайдеры готовы предложить частным пользователям доступ в интернет как по технологии ADSL, так и Ethernet .

Провайдеры вкладывают средства в развитие инфраструктуры

На рынке услуг широкополосного доступа для частных пользователей сегодня активно работают три провайдера — «ВолгаТелеком», Агентство Деловой Связи и компания «Сенди». Как отмечают эксперты, толчком к развитию этого рынка стала покупка федеральными провайдерами местных компаний. Агентство Деловой Связи приобрел оператор «Голден Телеком», «Сенди» — АФК «Системы». До этого оба провайдера ориентировались в услугах широкополосного доступа только на юридических лиц, а частным пользователям предлагали коммутируемый доступ в интернет по телефонной линии. По мнению экспертов, порог вхождения на рынок услуг широкополосного доступа слишком высок, поэтому без крупных финансовых вливаний со стороны федеральных провайдеров местные игроки не могут создать необходимую инфраструктуру. АЛЕКСАНДРА ШАРОВА, генеральный директор компании «Сенди»: «Главная задача, стоящая сейчас перед провайдерами, — планомерно строить современную инфраструктуру связи».

Два основных вида широкополосных подключений требуют использования разной инфраструктуры. Доступ по технологии ADSL осуществляется посредством телефонной линии, поэтому предлагать услугу может только оператор, имеющий городские телефонные точки. Технология Ethernet предусматривает прокладку оптоволоконного кабеля. При развитии обоих направлений провайдеры столкнулись с трудностями: отсутствием свободной номерной емкости и сложностью прокладки оптоволокна по городу. Компания «АДС», работающая и с технологией ADSL, и с технологией Ethernet, наращивает базу в двух направлениях. По словам генерального директора «АДС» СЕРГЕЯ КОРСАКОВА, сейчас в активе компании порядка 60 тыс. телефонных линий — это потенциальные абоненты, которых компания сможет подключить к интернету по технологии ADSL. Второй игрок на «подрынке услуг широкополосного доступа» — ОАО «ВолгаТелеком», владеющая примерно в 600 тыс. телефонных линий. По словам Сергея Корсакова. конкурировать с «ВолгаТелекомом» «АДС» можно только постоянно наращивая телефонные активы, скупая малых операторов фиксированной связи. Две последние покупки компании — операторы «Телком» (см. «ДК» №11) и «Витус».

Как рассказала Александра Шарова, прокладка оптоволокна до здания для предоставления выделенного доступа по технологии Ethernet требует множества согласований, на которые нужно потратить больше времени, чем на строительство. Игроки говорят, что создание сети осложнено отсутствием доступа к телефонной канализации города. Провайдеры не могут договориться с компанией, контролирующей кабельную канализацию города, — ОАО «ВолгаТелеком». В компании «ВолгаТелеком» комментировать ситуацию на рынке услуг широкополосного доступа в интернет отказались. Компания «Сенди», по словам г-жи Шаровой, рядом с уже имеющейся канализацией строит свою. Как отметила руководитель обособленного подразделения «ПРОСТОР Телеком» ОЛЬГА БЫЛОВА, стоимость прокладки одного километра канализации связи по городу достигает 1,5 млн руб. Г-жа Былова говорит о том, что один из альтернативных способов — прокладка кабеля по воздуху и крышам домов. Так наращивает инфраструктуру компания «АДС».

Игроки ориентируются на прямые продажи услуг

По данным Александры Шаровой, компания «Сенди» покрыла оптоволокном только 30% процентов жилого фонда города. Компания «АДС» в этом году планирует запустить три тестовые зоны доступа по оптоволоконной линии. По словам экс­пертов, 60% зданий в городе можно подключить к интернету только по технологии ADSL от «Волгателекома».

Все три игрока выводят новые бренды безлимитного подключения широкополосного доступа в интернет. «ВолгаТелеком» с начала этого года активно продвигает торговую марку «J». Свой первый массовый бренд «Форсаж» не так давно вывела и компания «АДС». Сергей Корсаков: «Мы сознательно не стали уточнять, какой вид подключения мы предлагаем. Когда к нам обращается потенциальный пользователь, мы проверяем, где он живет, чтобы определить, какой вид подключения мы сможем ему предоставить». Г-н Корсаков не отрицает того, что большая часть желающих подключиться к «Форсажу» не могут этого сделать — в определенных районах «АДС» не имеет ни телефонной, ни оптоволоконной сети: «Но это не мешает нам постоянно мониторить спрос со стороны частных пользователей и определять районы, куда стоит в первую очередь проложить оптоволокно».

Компания «Сенди» с сентября текущего года начала продвигать услуги безлимитного доступа под брендом «Смайл». Александра Шарова говорит о том, что обмануть ожидания пользователей, заявив повсеместное подключение и не предоставив его в определенных районах, — с точки зрения маркетинга хуже, чем не выводить бренд вообще. Поэтому «Смайл-интернет» активно рекламируется непосредственно в домах, которые уже охватила «Сенди».

Ценовая политика провайдеров сильно разнится. «ВолгаТелеком» предлагает безлимитный доступ по технологии ADSL от 1000 руб. в месяц. «Форсаж» от «АДС» стоит 540 руб. за месяц вне зависимости от вида подключения. Компания «Сенди» запустила свой новый тарифный план «Формула» с абонентской платой от 750 руб. По мнению Сергея Никишенкова, оптимальная абонентская плата за безлимитный доступ должна составлять 300–400 руб. в месяц. Виктор Гурылев уверен, что снижать стоимость абонентской платы сейчас пока не будут: «Рынок только начинает «раскачиваться», интерес к технологии со стороны частных пользователей высок — логично, что пока есть спрос и невысока конкуренция, провайдеры будут держать цены на одном уровне, снижаться они будут очень медленно».

Одной из причин большой разницы в стоимости абонентской платы г-н Гурылев считает различие в издержках провайдеров. Предложить самую низкую абонентскую плату для пользователей «АДС» позволила аффилированность компании с магистральным провайдером «Голден Телеком».

Эксперты говорят о том, что на рынке появились провайдеры второго уровня, покупающие трафик у магистральных провайдеров (имеющих волоконно-оптическую сеть от Нижнего до Москвы) и перепродающие его провайдерам третьего уровня (работающим с конечным пользователем), что повышает его стоимость. Независимый эксперт на условиях анонимности рассказал, что почти все провайдеры второго уровня аффилированы с магистральными провайдерами, и местные игроки зачастую вынуждены работать через посредников.

Игроки планируют готовить пользователя к услугам

Все опрошенные эксперты «ДК» уверены, что пользователю мало предоставить только доступ в интернет — ему нужны дополнительные информационные ресурсы. Игроки уверены, что за счет введения дополнительных услуг доход с абонента может вырасти. Разрабатывать собственный контент готова только «ВолгаТелеком». «АДС» и «Сенди» ведут переговоры с федеральными провайдерами о трансляции их контент-пакетов. По данным «ДК», «ВолгаТелеком», например, планирует создать собственный игровой сервис, объединяющий геймеров внутри поволжского региона. Если «АДС» и «Сенди» собираются предлагать информационные услуги абонентам за отдельную плату, то в «ВолгаТелеком» планируют включить их в стоимость уже установленной абонентской платы. Сергей Корсаков: «В конечном итоге провайдеры придут к предоставлению пакета услуг triple play — доступ к ресурсам интернета, телефония и ip-телевидение». Ольга Былова: «Прежде чем заявлять дополнительные услуги, нужно провести предварительную кампанию по разъяснению — спрос необходимо сформировать».

Игроки ожидают прихода федеральных провайдеров, которые будут активно играть на рынке выделенного доступа. По мнению Сергея Никишенкова, московский рынок услуг широкополосного доступа перенасыщен, поэтому провайдеры активно выходят в регионы. В этом году в городе начал работать санкт-петербургский оператор «ПРОСТОР Телеком». Ольга Былова: «Местное подразделение пока сосредоточилось на развитии услуг беспроводного доступа в интернет для юридических лиц, но с ноября этого года компания планирует приступить к строительству собственной оптоволоконной сети». Эксперт прогнозирует, что через полгода после начала строительства компания сможет запустить сеть для частных лиц. Виктор Гурылев говорит о том, что приход нового игрока — вопрос не одного дня, и компании смогут подготовиться. Сергей Корсаков отмечает, что даже своими силами местные игроки смогут обеспечить в течение ближайших двух лет проникновение услуг широкополосного доступа для частных лиц в городе на 10-15%.

Александра Шарова: «Работать с частным абонентом намного сложнее, чем с юридическим, поэтому не так много игроков пока стремятся на этот рынок».

Ольга Былова: «Нижегородский рынок широкополосного доступа становится привлекательным для федеральных провайдеров».

ADSL — (от англ. Asymmetric Digital Subscriber Line) позволяет организовать скоростной доступ в интернет по телефонной линии. Скорость получения данных может достигать 8 Мбит/сек.
Ethernet — технология распределенного доступа в интернет. Скорость передачи/получения данных достигает 100 Мбит/сек.

Сергей Корсаков: «Наращивать телефонную базу можно, подключая строящиеся дома к своим АТС».

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.