Провайдеры беспроводного доступа распределятся по нишам
Ольга Былова директор Нижегородского филиала ЗАО «Квантум» («Простор Телеком») Дмитрий Иванов коммерческий директор Нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» Олег Зиночкин коммерческий директор ЗАО «
Ольга Былова
директор Нижегородского филиала ЗАО «Квантум» («Простор Телеком»)
Дмитрий Иванов
коммерческий директор Нижегородского филиала ОАО «Вымпелком»
Олег Зиночкин
коммерческий директор ЗАО «Мобиком-центр»
Кирилл Куренков
аналитик Json & Partners
Наталья Лапшина
директор нижегородского филиала ЗАО «МедиаСети» (торговая марка UNITLINE)
Владимир Люлин
директор филиала «СтартТелеком Поволжье»
Петр Плетнев
председатель комитета информационных технологий и связи Нижегородской области
Какие ниши уже сейчас очевидны для игроков рынка ШБД?
Хватит ли места всем провайдерам на узком рынке?
В конце апреля 2008 г. Государственный комитет по радиочастотам, наконец, освободил частоты 2,5–2,7 Ггц для гражданских нужд — спустя несколько лет после впервые данных обещаний. Зеленый свет для развития сегмента широкополосного беспроводного доступа (ШБД) зажегся. По идее, все, кто заявлял о повсеместном запуске своих сетей, за май должны были активизироваться и к началу июня как минимум начать еще активнее «размахивать флагом», знаменуя скорое наступление «светлого беспроводного будущего», а как максимум — приступить к подготовительным работам для строительства WiMAX-сетей. Однако в ходу по-прежнему сети класса pre-WiMAX, а те, кто год назад грозился «покрыть» сетями всю страну, хранят молчание. Год назад аналитик Json & Partners КИРИЛЛ КУРЕНКОВ (см. № 10 «ДК» от 28 мая 2007 г.) прогнозировал, что за год в нашем регионе количество операторов, предоставляющих ШБД, увеличится на порядок, а работающие на рынке компании ожидали двукратного роста емкости рынка. К уже работающим в стандартах Wi-Fi («ПСС», «Простор Телеком») и pre-WiMAX («СтартТелеком» и «МедиаСети») добавился только нижегородский филиал ОАО «ВолгаТелеком» с его пилотным проектом Wi-Fi. О планах развития подобных сетей заявили нижегородский филиал «Арктел», компания «Синтерра», «Комстар-ОТС», «Энфорта», пробные проекты совместно с администрацией реализует Intel. По мнению председателя комитета информационных технологий и связи Нижегородской области ПЕТРА ПЛЕТНЕВА, развиваться провайдерам ШБД мешает законодательство. В одном из своих официальных выступлений г-н Плетнев отмечал, что все операторы должны получать лицензию на каждого своего абонента, которому будет установлена радиоточка для приема сигнала с базовой станции. При этом Кирилл Куренков уверен, что большей половине претендующих на рынок ШБД операторов это и не нужно: в массе своей — это малые компании, цель которых не получить долю на рынке, а дорасти до удачной продажи.
Движущим фактором развития рынка ШБД в 2007 г. эксперты называли неразвитость рынка широкополосного проводного доступа в интернет, мол, пока операторы строят сети, люди испытывают острую потребность в высокоскоростном интернете, поэтому кто первый «сдаст» свою сеть, «тот и получит свои 40% рынка». Игроки признают, что это действительно так: монополия на рынке проводного доступа позволяет рынку ШБД развиваться, однако емкость «разрыва» не настолько высока, чтобы вместить всех желающих.
Спрос на услуги беспроводного доступа в интернет, согласно отчетам игроков, в регионе растет. Каждая из компаний обслуживает от 1000 до 1500 клиентов, в первую очередь, корпоративных. Этих показателей, по мнению директора нижегородского филиала ЗАО «МедиаСети» (торговая марка UNITLINE) НАТАЛЬИ ЛАПШИНОЙ, они добиваются, в первую очередь, за счет клиентов, которые находятся в зонах, где пока нет проводов. Процент пользователей, подключающих беспроводной доступ в местах, где есть возможность организовать проводной канал, пока крайне низкий. По мнению Кирилла Куренкова, высоким он и не станет: «Провайдеры идут друг за другом. Там, куда приходят поставщики беспроводного доступа в интернет, скоро придут и проводники». Директора нижегородского филиала «Простор Телеком» ОЛЬГУ БЫЛОВУ это не смущает: «Слепых зон на карте города еще много — запас минимум на полтора года нам обеспечен, тем более, что все поставщики беспроводного доступа в интернет имеют развитую проводную сеть и готовы сами предлагать ШПД».
Из трех серьезных игроков рынка ШБД, пожалуй, наиболее активно с частниками работает только «СтартТелеком». По мнению директора поволжского филиала «СтартТелеком Поволжье» владИМИРА ЛЮЛИНА, в регионе сложилась такая ситуация, когда конечному пользователю выгоднее при одинаковых скоростях подключиться к беспроводному, а не проводному доступу. Однако пользователи, по мнению экспертов «ДК», выбирают не столько между «проводом» и «беспроводом», сколько между быстрым подключением через альтернативного оператора и растянутым во времени — через монополиста. При этом участники рынка считают, что пример «Старт Телекома» — единичный. Наталья Лапшина уверена, что массовым спрос на услугу станет только к 2010 г.
Ни один из экспертов «ДК» не смог припомнить успешный пример мирового WiMAX-оператора. По мнению аналитиков, даже учитывая, что компаниям-провайдерам разработчики отдают оборудование по себестоимости, ни одного оператора со стабильно положительными результатами в мире пока нет. Тем не менее, к середине 2009 г. только в Нижнем Новгороде, согласно заявлениям, должны будут работать уже восемь провайдеров широкополосного беспроводного доступа.
Коммерческий директор ЗАО «Мобиком-Центр» ОЛЕГ ЗИНОЧКИН утверждает: «Конкуренции на уровне «какая технология какую вытеснит» ни в Нижнем Новгороде, ни в каком другом регионе РФ не будет. Однако у 3G шансы стать более востребованной гораздо выше — в том числе и для корпоративных клиентов». В первую очередь, это связано с «понятностью» стандарта и его широкой распространенностью. Именно поэтому, по мнению экспертов «ДК», нижегородский филиал ОАО «ВолгаТелеком» сейчас запустил в тестовую эксплуатацию сеть Wi-Fi в Нижнем Новгороде под эгидой компании НСС. Из-за невозможности конкурировать с операторами «большой тройки» в стандарте 3G, местный оператор будет развивать Wi-Fi.
Если Wi-Fi за четыре года стал общепризнанным стандартом де-факто, то у WiMAX такого запаса времени нет. К тому же WiMAX, который готовы предоставлять провайдеры, далек от «заявленного» в 2004 г. стандарта передачи данных со скоростью, сопоставимой со 100 Мбит/с, с радиусом действия базовых станций в 80 км. Сейчас примеры тестовых WiMAX-сетей показывают обратное: средние скорости зачастую достигают всего 1024 Кбит/c, а зона действия базовых станций ограничивается радиусом в 3 км. При таких возможностях конкурировать с 3G технологией WiMax-провайдерам будет сложно.
Федеральный провайдер «Синтерра» решил убить двух зайцев сразу и построить WiMAX+GSM-сеть, чтобы конкурировать с сотовыми операторами напрямую. Олег Зиночкин сомневается в успешности начинаний компании: в двухлетний срок, заявленный руководством «Синтерры», нереально построить сеть, сравнимую с сетями операторов сотовой связи. «Мы все-таки говорим о классической схеме развития стандартов, — напоминает Олег Зиночкин. — В основе всего — провода. Крупный, средний, малый бизнес — все будут организовывать подключение по проводам. Для внутренних нужд компании и путешествующих по городам будет существовать Wi-Fi, параллельно будет развиваться 3G, а WiMAX будет обслуживать потребности определенных ведомств и организаций — например, спасателей и скорой медпомощи». С коллегой согласен коммерческий директор Нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» ДМИТРИЙ ИВАНОВ. Он уверен, что WiMAX — это нишевый, но не массовый продукт. Под «нишами» можно понимать и поставленный компаниями Intel, «СтарТелеком Поволжье» и администрацией города эксперимент по оснащению машин скорой помощи оборудованием WiMAX. Похожая ситуацию — со стандартом передвижной мобильной связи TETRA, который правительство области собирается использовать для нужд МЧС.
Ольга Былова резюмирует прогнозы относительно востребованности видов связи: «Конечному пользователю, согласно нашим исследованиям, нет дела до того, какой стандарт связи у него работает — ему важен сам доступ к ресурсам интернета, а не технологический аспект вопроса». Тем не менее, восемь операторов рынок не выдержит, уверены эксперты. При том, что месячное абонентское обслуживание у федеральных провайдеров стоит порядка 8–10 тыс. руб., конкурировать с проводными сетями операторы ШБД не смогут. Ориентируясь на массового пользователя и предлагая конкурентоспособные тарифы, операторы будут в минусе первые два года точно». А два года, как уже говорили аналитики, — критично большой срок для этого рынка. Из восьми претендующих на рынок операторов, по мнению экспертов «ДК», реальные шансы — только у трех–четырех провайдеров. Остальные, как отмечает г-н Куренков, появились не для зарабатывания денег. «Взять, к примеру, сотовых операторов: они также планируют разворачивать WiMAX-сети и уже создают Wi-Fi-сети. Для компаний это, скорее, имиджевые шаги — выгода от этих проектов пока не очевидна», — утверждает Дмитрий Иванов. Чтобы покрыть WiMAX-сетью российские города — административные центры регионов, по подсчетам экспертов «Делового квартала», потребуется порядка $2–2,5 млн. В конкурсе на получение частот значение имеет не «история» компании, а личные связи руководящего состава, заявляет аналитик Json & Partners.
Некоторые компании действительно готовы вкладываться в развитие сетей WiMAX — например, Intel за два ближайших года хочет покрыть сетью всю страну. Свою сеть в стране Intel собирается строить путем слияний и поглощений, выкупать доли региональных провайдеров, в частности их разрешение на использование определенных частот в регионе. По мнению экспертов «ДК», на всю страну достаточно будет двух–трех подобных сетей, по аналогии с операторами «большой тройки» в сотовой связи. Именно под них и создаются сейчас небольшие компании-провайдеры — вложив $2 млн в получение региональных частот и строительство минимальной инфраструктуры, они имеют шансы продаться чуть дороже.
Олег Зиночкин: «Конкурировать WiMAX и 3G не будут».
Наталья Лапшина: «Только к 2010 г. рынок WiMAX станет массовым».
Владимир Люлин: «При одинаковых скоростях и ценах пользователю становится удобнее подключаться к беспроводному интернету из-за качества сервиса».