Провайдеры беспроводного доступа распределятся по нишам
Ольга Былова директор Нижегородского филиала ЗАО «Квантум» («Простор Телеком») Дмитрий Иванов коммерческий директор Нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» Олег Зиночкин коммерческий директор ЗАО «
Поле, на которое в 2007 г. претендовали и местные, и федеральные игроки, до сих пор не распахано. Несмотря на то, что частоты для строительства WiMAX-сетей уже выделены, а оборудование сертифицировано, на рынке, куда «официально» стремились многие операторы связи, до сих пор нет ни одного законченного проекта.эксперты
Ольга Былова
директор Нижегородского филиала ЗАО «Квантум» («Простор Телеком»)
Дмитрий Иванов
коммерческий директор Нижегородского филиала ОАО «Вымпелком»
Олег Зиночкин
коммерческий директор ЗАО «Мобиком-центр»
Кирилл Куренков
аналитик Json & Partners
Наталья Лапшина
директор нижегородского филиала ЗАО «МедиаСети» (торговая марка UNITLINE)
Владимир Люлин
директор филиала «СтартТелеком Поволжье»
Петр Плетнев
председатель комитета информационных технологий и связи Нижегородской области
Почему в Нижнем Новгороде не реализуются заявленные «беспроводные» проекты?
Какие ниши уже сейчас очевидны для игроков рынка ШБД?
Хватит ли места всем провайдерам на узком рынке?
В конце апреля 2008 г. Государственный комитет по радиочастотам, наконец, освободил частоты 2,5–2,7 Ггц для гражданских нужд — спустя несколько лет после впервые данных обещаний. Зеленый свет для развития сегмента широкополосного беспроводного доступа (ШБД) зажегся. По идее, все, кто заявлял о повсеместном запуске своих сетей, за май должны были активизироваться и к началу июня как минимум начать еще активнее «размахивать флагом», знаменуя скорое наступление «светлого беспроводного будущего», а как максимум — приступить к подготовительным работам для строительства WiMAX-сетей. Однако в ходу по-прежнему сети класса pre-WiMAX, а те, кто год назад грозился «покрыть» сетями всю страну, хранят молчание. Год назад аналитик Json & Partners КИРИЛЛ КУРЕНКОВ (см. № 10 «ДК» от 28 мая 2007 г.) прогнозировал, что за год в нашем регионе количество операторов, предоставляющих ШБД, увеличится на порядок, а работающие на рынке компании ожидали двукратного роста емкости рынка. К уже работающим в стандартах Wi-Fi («ПСС», «Простор Телеком») и pre-WiMAX («СтартТелеком» и «МедиаСети») добавился только нижегородский филиал ОАО «ВолгаТелеком» с его пилотным проектом Wi-Fi. О планах развития подобных сетей заявили нижегородский филиал «Арктел», компания «Синтерра», «Комстар-ОТС», «Энфорта», пробные проекты совместно с администрацией реализует Intel. По мнению председателя комитета информационных технологий и связи Нижегородской области ПЕТРА ПЛЕТНЕВА, развиваться провайдерам ШБД мешает законодательство. В одном из своих официальных выступлений г-н Плетнев отмечал, что все операторы должны получать лицензию на каждого своего абонента, которому будет установлена радиоточка для приема сигнала с базовой станции. При этом Кирилл Куренков уверен, что большей половине претендующих на рынок ШБД операторов это и не нужно: в массе своей — это малые компании, цель которых не получить долю на рынке, а дорасти до удачной продажи.
Игроки живут за счет корпоративного клиента
Движущим фактором развития рынка ШБД в 2007 г. эксперты называли неразвитость рынка широкополосного проводного доступа в интернет, мол, пока операторы строят сети, люди испытывают острую потребность в высокоскоростном интернете, поэтому кто первый «сдаст» свою сеть, «тот и получит свои 40% рынка». Игроки признают, что это действительно так: монополия на рынке проводного доступа позволяет рынку ШБД развиваться, однако емкость «разрыва» не настолько высока, чтобы вместить всех желающих.
Спрос на услуги беспроводного доступа в интернет, согласно отчетам игроков, в регионе растет. Каждая из компаний обслуживает от 1000 до 1500 клиентов, в первую очередь, корпоративных. Этих показателей, по мнению директора нижегородского филиала ЗАО «МедиаСети» (торговая марка UNITLINE) НАТАЛЬИ ЛАПШИНОЙ, они добиваются, в первую очередь, за счет клиентов, которые находятся в зонах, где пока нет проводов. Процент пользователей, подключающих беспроводной доступ в местах, где есть возможность организовать проводной канал, пока крайне низкий. По мнению Кирилла Куренкова, высоким он и не станет: «Провайдеры идут друг за другом. Там, куда приходят поставщики беспроводного доступа в интернет, скоро придут и проводники». Директора нижегородского филиала «Простор Телеком» ОЛЬГУ БЫЛОВУ это не смущает: «Слепых зон на карте города еще много — запас минимум на полтора года нам обеспечен, тем более, что все поставщики беспроводного доступа в интернет имеют развитую проводную сеть и готовы сами предлагать ШПД».
Из трех серьезных игроков рынка ШБД, пожалуй, наиболее активно с частниками работает только «СтартТелеком». По мнению директора поволжского филиала «СтартТелеком Поволжье» владИМИРА ЛЮЛИНА, в регионе сложилась такая ситуация, когда конечному пользователю выгоднее при одинаковых скоростях подключиться к беспроводному, а не проводному доступу. Однако пользователи, по мнению экспертов «ДК», выбирают не столько между «проводом» и «беспроводом», сколько между быстрым подключением через альтернативного оператора и растянутым во времени — через монополиста. При этом участники рынка считают, что пример «Старт Телекома» — единичный. Наталья Лапшина уверена, что массовым спрос на услугу станет только к 2010 г.
WiMAX будет нишевым стандартом связи
Ни один из экспертов «ДК» не смог припомнить успешный пример мирового WiMAX-оператора. По мнению аналитиков, даже учитывая, что компаниям-провайдерам разработчики отдают оборудование по себестоимости, ни одного оператора со стабильно положительными результатами в мире пока нет. Тем не менее, к середине 2009 г. только в Нижнем Новгороде, согласно заявлениям, должны будут работать уже восемь провайдеров широкополосного беспроводного доступа.
Коммерческий директор ЗАО «Мобиком-Центр» ОЛЕГ ЗИНОЧКИН утверждает: «Конкуренции на уровне «какая технология какую вытеснит» ни в Нижнем Новгороде, ни в каком другом регионе РФ не будет. Однако у 3G шансы стать более востребованной гораздо выше — в том числе и для корпоративных клиентов». В первую очередь, это связано с «понятностью» стандарта и его широкой распространенностью. Именно поэтому, по мнению экспертов «ДК», нижегородский филиал ОАО «ВолгаТелеком» сейчас запустил в тестовую эксплуатацию сеть Wi-Fi в Нижнем Новгороде под эгидой компании НСС. Из-за невозможности конкурировать с операторами «большой тройки» в стандарте 3G, местный оператор будет развивать Wi-Fi.
Если Wi-Fi за четыре года стал общепризнанным стандартом де-факто, то у WiMAX такого запаса времени нет. К тому же WiMAX, который готовы предоставлять провайдеры, далек от «заявленного» в 2004 г. стандарта передачи данных со скоростью, сопоставимой со 100 Мбит/с, с радиусом действия базовых станций в 80 км. Сейчас примеры тестовых WiMAX-сетей показывают обратное: средние скорости зачастую достигают всего 1024 Кбит/c, а зона действия базовых станций ограничивается радиусом в 3 км. При таких возможностях конкурировать с 3G технологией WiMax-провайдерам будет сложно.
Федеральный провайдер «Синтерра» решил убить двух зайцев сразу и построить WiMAX+GSM-сеть, чтобы конкурировать с сотовыми операторами напрямую. Олег Зиночкин сомневается в успешности начинаний компании: в двухлетний срок, заявленный руководством «Синтерры», нереально построить сеть, сравнимую с сетями операторов сотовой связи. «Мы все-таки говорим о классической схеме развития стандартов, — напоминает Олег Зиночкин. — В основе всего — провода. Крупный, средний, малый бизнес — все будут организовывать подключение по проводам. Для внутренних нужд компании и путешествующих по городам будет существовать Wi-Fi, параллельно будет развиваться 3G, а WiMAX будет обслуживать потребности определенных ведомств и организаций — например, спасателей и скорой медпомощи». С коллегой согласен коммерческий директор Нижегородского филиала ОАО «Вымпелком» ДМИТРИЙ ИВАНОВ. Он уверен, что WiMAX — это нишевый, но не массовый продукт. Под «нишами» можно понимать и поставленный компаниями Intel, «СтарТелеком Поволжье» и администрацией города эксперимент по оснащению машин скорой помощи оборудованием WiMAX. Похожая ситуацию — со стандартом передвижной мобильной связи TETRA, который правительство области собирается использовать для нужд МЧС.
Боливар не выдержит восьмерых
Ольга Былова резюмирует прогнозы относительно востребованности видов связи: «Конечному пользователю, согласно нашим исследованиям, нет дела до того, какой стандарт связи у него работает — ему важен сам доступ к ресурсам интернета, а не технологический аспект вопроса». Тем не менее, восемь операторов рынок не выдержит, уверены эксперты. При том, что месячное абонентское обслуживание у федеральных провайдеров стоит порядка 8–10 тыс. руб., конкурировать с проводными сетями операторы ШБД не смогут. Ориентируясь на массового пользователя и предлагая конкурентоспособные тарифы, операторы будут в минусе первые два года точно». А два года, как уже говорили аналитики, — критично большой срок для этого рынка. Из восьми претендующих на рынок операторов, по мнению экспертов «ДК», реальные шансы — только у трех–четырех провайдеров. Остальные, как отмечает г-н Куренков, появились не для зарабатывания денег. «Взять, к примеру, сотовых операторов: они также планируют разворачивать WiMAX-сети и уже создают Wi-Fi-сети. Для компаний это, скорее, имиджевые шаги — выгода от этих проектов пока не очевидна», — утверждает Дмитрий Иванов. Чтобы покрыть WiMAX-сетью российские города — административные центры регионов, по подсчетам экспертов «Делового квартала», потребуется порядка $2–2,5 млн. В конкурсе на получение частот значение имеет не «история» компании, а личные связи руководящего состава, заявляет аналитик Json & Partners.
Некоторые компании действительно готовы вкладываться в развитие сетей WiMAX — например, Intel за два ближайших года хочет покрыть сетью всю страну. Свою сеть в стране Intel собирается строить путем слияний и поглощений, выкупать доли региональных провайдеров, в частности их разрешение на использование определенных частот в регионе. По мнению экспертов «ДК», на всю страну достаточно будет двух–трех подобных сетей, по аналогии с операторами «большой тройки» в сотовой связи. Именно под них и создаются сейчас небольшие компании-провайдеры — вложив $2 млн в получение региональных частот и строительство минимальной инфраструктуры, они имеют шансы продаться чуть дороже.
Олег Зиночкин: «Конкурировать WiMAX и 3G не будут».
Наталья Лапшина: «Только к 2010 г. рынок WiMAX станет массовым».
Владимир Люлин: «При одинаковых скоростях и ценах пользователю становится удобнее подключаться к беспроводному интернету из-за качества сервиса».