«Профессия у меня теперь такая — по свалкам ездить», — Андрей Харин
«С 1 января 2020 г. жители региона перейдут на раздельный сбор мусора. Но это будет не в приказном порядке, а по желанию. Жильцы дома смогут перейти на оплату мусора по факту, а тариф будет ниже».
Тема экологии стала одной из центральных на прямой линии с президентом Владимиром Путиным 20 июня. Россиян интересовал ход реализации мусорной реформы, вопросы о ней поступили из Нижегородской, Ростовской и Свердловской областей. О рекультивации самых известных свалок региона, переходе на раздельный сбор мусора и тарифах NN.DK.RU поговорил с заместителем губернатора Нижегородской области Андреем Хариным.
В Нижегородской области с 2017 г. стартовал федеральный проект «Чистая страна», в рамках которого началась рекультивация полигона ТБО «Игумново», шламонакопителя «Белое море» и свалки промышленных отходов «Черная дыра». Как сейчас продвигаются эти работы?
— Эти три «замечательных» объекта славятся на всю страну. У них очень давняя непростая история. Поручение президента об их ликвидации было еще в 2011 г., и долгое время работы не проводились по разным причинам: то подрядчики подводят, то проблемы с заказчиком в администрации Дзержинска.
По факту только в прошлом году эта работа началась на должном уровне. Во многом благодаря активному участию губернатора Глеба Никитина было выделено достаточное федеральное финансирование. На все три объекта контракт предусматривает финансирование в размере 7 млрд руб. Сроки по всем трем контрактам — апрель 2020 г. Но, по заявлениям подрядчика, работы могут быть закончены досрочно, возможно, даже в этом году.
Например, на шламонакопителе «Белое море» уже приступили к укладке финального слоя покрытия, это будут биоматы с травой. То есть вместо свалки мы получим красивое зеленое поле.
Когда нивелируется негативный эффект от этих трех объектов?
— Он нивелируется сразу же. Проект предусматривает, что определенное время нужно следить и контролировать, снимать показания окружающей среды вокруг этих объектов: по «Белому морю» и «Игумново» — 20 лет, по «Черной дыре» — 30 лет. Мы рассчитываем, что по окончании этих работ негативного воздействия не будет. Речь идет только о постоянном контроле с целью убедиться, что все в порядке. Я напомню, что проектная документация прошла все экспертизы, экологическую экспертизу федеральных органов власти. Рассчитываем, что все будет в порядке.
Почему было принято решение законсервировать, а не переработать?
— Это вопрос технологий и финансов. Полная переработка самого большого полигона в Европе — огромные деньги. Нужно всю эту массу взять и куда-то переместить. Либо в другое место, либо переработать. В мире в принципе сейчас не настолько развиты технологии, чтобы за короткий срок утилизировать такой объем отходов. Можно только куда-то переместить, что не имеет никакого смысла. Перекладывать с места на место… ну зачем?
То решение, которое сейчас применяется, широко используется в мире — это полная консервация несколькими слоями изолирующего материала. Это будет красивый зеленый холм.
Раз уж мы начали о полигонах говорить, как в наше время не вспомнить о Шиесе. Какое у вас отношение к происходящему? Действительно ли размещение экотехнопарка в Архангельской области несет серьезный вред?
—Экотехнопарки нужно создавать в каждом регионе. Сейчас их явно недостаточно, в Нижегородской области в том числе. Мы сейчас ведем реформу ТКО, и до поры до времени отложено решение по производственным и промышленным отходам.
Самый болезненный вопрос, который был в Архангельской области, что в Шиес будут привозиться не местные архангельские отходы, а московские. Как указано в проектных решениях, они будут упакованные, изолированные. Но все равно жителям Архангельской области обидно, и их можно понять.
Вывод, который позволяет сделать ситуация, — один: с жителями такие проекты нужно обсуждать. Это не было сделано в Шиесе. Ведь проектное решение хорошее. Благодаря объекту образуются новые рабочие места в отдаленном поселочке в Архангельской области. По бизнес-плану средняя заработная плата в экотехнопарке около 40 тыс. руб., что для архангельской глубинки очень хорошие деньги. Но решение было принято без обсуждения с жителями, и поэтому такой результат.
Мы это хорошо понимаем. Поэтому много усилий прилагаем к обсуждению и освещению нашей работы, в том числе по ТКО.
Есть ли планы по ликвидации других свалок в Нижегородской области?
— В национальный проект «Экология» включена рекультивация семи свалок и полигонов. Четыре таких объекта в Нижнем Новгороде и еще три в городах Нижегородской области. В Нижнем Новгороде — Шуваловская свалка, Шуваловский канал, «Родник» и свалка на улице Академика Сахарова. Последняя — единственная, на которой я еще не побывал. Профессия у меня теперь такая — по свалкам ездить.
Это тот минимум, который включен в нацпроект «Экология» по Нижегородской области. Но мы обязательно будем проводить работу по дополнительному включению объектов.
Отмечу, что из областного бюджета в 2019 г. выделили 100 млн руб. на очистку всей области от мелких свалок. Те свалки, которые заложены в нацпроект «Экология» — это более крупные объекты.
Прошло уже полгода. Выполняются ли эти планы?
— Пока деньги не тратились, мы хотели наладить эту работу с муниципалитетами и региональными операторами. Это наш первый приоритет. Напомню, что с начала этого года начали работать региональные операторы, область разделена на девять зон.
Надо отметить, что в Нижегородской области реформа проходит менее болезненно, чем в других регионах. Понятно, что любые изменения создают трудности для жителей, тем более, если это связано с увеличением платы за вывоз мусора. Однако федеральные коллеги подтверждают, что Нижегородская область справилась с этим лучше других субъектов.
Что касается выполнения планов, мы изначально рассчитывали, что первая половина года будет посвящена выработке схем взаимодействия между региональными операторами и муниципалитетами, а во второй половине будем расчищать свалки.
Вы говорите, что мы хорошо справились с переходом на новую систему. Но мы знаем, что есть несколько скандалов, связанных с действиями регоператоров: то взимают плату с мертвых, то люди переплачивают.
— Постоянно возникают какие-то рабочие трудности, когда начинается новый процесс, — это естественно и этого не избежать. Регоператоры взяли базы, где смогли: у предприятий, которые занимаются билингом, у энергетиков, у местных администраций. Пользуясь этой информацией, они начали выставлять платежки. Разумеется, если в этих данных были ошибки, они начали выявляться. Это нормальный рабочий процесс, мы реагируем, исправляем.
Что касается нормативов, могу сказать, что сейчас мы планируем сделать отдельные нормативы для деревень с небольшим количеством жителей. Часто слышим критику, что в деревнях мусорят меньше, чем в больших городах. Мы решили проверить это утверждение опытным путем: установили точки, где в течение четырех сезонов будут осуществляться замеры. Измерения будут завершены зимой.
То есть это большая кропотливая работа, которая покажет, нужен ли меньший норматив для небольших населенных пунктов. Но это пока не факт. Может быть, селяне только говорят, что выбрасывают меньше.
А когда в регионе все-таки заработает раздельный сбор мусора?
— С 1 августа это станет реальностью. На финальной стадии сейчас постановление, в котором фиксируется, как область будет переходить на раздельный сбор мусора. С 1 января 2020 г. жители региона будут делить мусор на сухой и весь остальной. Сухой — это пластик, бумага, стекло, металл и т. д. Во дворах для этого будут стоять два контейнера. А с 1 августа в тестовом режиме планируем отбирать ПЭТ-тару.
Мы сделаем это не в приказном порядке. Каждый дом должен принять решение собранием жильцов. Если такого решения нет, все будет по-старому.
Кроме того, жильцы дома смогут перейти на оплату мусора по факту. Сейчас законодательство построено таким образом, что можно платить только по нормативу, но при раздельном сборе мусора можно платить по факту. Люди по умолчанию почему-то считают, что в таком случае получится дешевле, но это не для всех так.
Как это будет считаться? Ведь люди все пользуются этим контейнером.
— Только по объему контейнера. У нас есть опасения, к примеру, что жители дома будут уменьшать количество контейнеров и, соответственно, контейнеры будут переполняться. Сейчас подсчет может проходить только по количеству контейнеров.
У нас, кстати, появилась в городе «умная» контейнерная площадка. Но пока для бюджета стоит она дороговато.
Сколько могло бы стоить такое решение для дома, чтобы это оно было экономически целесообразно?
— Обычный, стандартный контейнер стоит 11 тыс. руб. Сделать красивую контейнерную площадку железную — около 100-150 тыс. руб. Примерно, но нет пределов совершенству.
Без весов и каких-то технических решений этот объем будет считаться только количеством контейнеров. Дальше он делится на проживающих в доме исходя из количества жильцов и площади квартир.
Второе преимущество раздельного сбора мусора — тариф на отсортированный мусор будет ниже. Сейчас мы с Федеральной антимонопольной службой проводим расчеты. То есть мы в этом смысле пионеры и предлагаем подход, которым смогут воспользоваться другие регионы. Логика такая: отсортированный мусор должен стоить дешевле.
Вот два плюса, которые, мы надеемся, приведут к тому, что жители будут принимать решения по переходу на раздельный сбор мусора. Но все по желанию.
Сообщалось, что Российский экологический оператор рассматривает Нижний Новгород в качестве одной из трех пилотных территорий для внедрения фандоматов. Когда будет принято решение?
— Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев приехал в Нижегородскую область в день своего официального назначения. Мы с коллегами сейчас выстраиваем конструктивный диалог, и вопрос размещения фандоматов прорабатывается. Рассчитываем на положительное решение.
Мы так или иначе затрагивали участие бизнеса в системе обращения с отходами. Давайте подведем итог. Какие возможности для бизнеса открываются? Может быть, есть свободные ниши?
— Система обращения с отходами — это бизнес, здесь в принципе госкомпаний, в общем-то, нет. Мы будем рады видеть всех, и заверяю, что поддержим в желании участвовать в развитии этой отрасли.
Уверен, что здесь еще много ниш, которые можно и нужно занять, включая, как я уже говорил работу с промышленными и производственными отходами. Мы окажем всю посильную помощь, и организационную, и методическую, и однозначно проработаем с федеральными коллегами варианты поддержки. Мы сейчас ведем диалог с тем же Российским экологическим оператором о выделении федеральной поддержки для нижегородских проектов. Рассматриваются несколько вариантов: это и финансирование сниженной процентной ставки, и долгосрочное кредитование под низкий процент.
А новые мусороперерабатывающие комплексы на территории Нижегородской области планируются?
— Планируется еще три современных комплекса сделать: в Арзамасе, Урене и Навашино. По этим проектам мы с коллегами из Российского экологического оператора обсуждаем поддержку. Велика вероятность, что мы сможем убедить коллег в предоставлении помощи.
Еще одна больная тема — капитальный ремонт. Совсем недавно Дмитрий Гнатюк возглавил Фонд капитального ремонта. Какие задачи перед ним ставятся?
— По итогам 2018 г. стало понятно, что нижегородский фонд капитального ремонта находится явно не на той позиции относительно фондов других регионов и по дебиторской задолженности, и по задолженности жителей, и из-за задержки с выполнением работ. Предыдущий генеральный директор не смог справиться с решением этих вопросов. Рассчитываем, что новый глава исправит ситуацию.
Есть системные сложности, в которые упираемся не только мы, но и другие регионы: наличие определенного количества качественных партнеров-подрядчиков, то есть компаний, которые готовы сделать качественный ремонт за какие-то адекватные деньги, и отвечать за то, что они сделали, в течение гарантийного срока.
Как ни грустно, но надо поднимать вопрос и об увеличении платы за капитальный ремонт. У нас она не менялась пять лет и является одной из самых низких по стране — 6 руб. 30 коп. за 1 кв. м. Это тоже накладывает определенные ограничения при поиске подрядчиков.
Я была на вашем совещании в ТПП. Там вы говорили о внесении изменений в перечень работ, которые могут оплачиваться из фонда капитального ремонта. Он как-то будет пересматриваться?
— Это федеральное постановление. В рамках него тоже есть определенные люфты, но опять-таки все это упирается в финансовое обеспечение работ.
И расскажите про общественные пространства, которые планируется благоустроить в ближайшее время.
— Это очень приятная и благодарная работа, в отличие от всего остального. У нас в 2019 г. выделено из бюджетов всех уровней около 1,5 млрд руб. на это. Будем благоустраивать около 100 общественных пространств и 348 дворов в Нижегородской области. Поиском подрядчиков занимаются муниципалитеты, а мы, разумеется, держим вопрос на контроле.
В этом году, например, планируется делать Wi-Fi в скверах в районных населенных пунктах.
Количество благоустроенных общественных пространств и дворов будет увеличиваться, и в реализации должны и уже принимают участие жители. Именно они решают — какой двор или какая территория должна преобразиться в городе.