«Профессия педагога сейчас переживает ренессанс социальной значимости»

Прошли ли времена, когда в педагогический вуз шли за «корочкой», а профессия учителя была непопулярной? Отвечает врио ректора Мининского университета, доктор педагогических наук Елена Илалтдинова.

«Мининский университет имеет более чем столетний опыт подготовки педагогических кадров и богатую практику решения самых разных проблем в области образования. И сегодня наш вуз — эксперт, имеющий собственную точку зрения на современные вызовы и проблемы, а также целостное видение основных стратегий развития образования», — подчеркивает Елена Илалтдинова, которая возглавила этот вуз в сентябре 2019 г.

До назначения на пост врио ректора она работала в должности первого проректора НГПУ им. К. Минина, а ранее возглавляла Институт стратегических исследований и разработок в образовании при университете и заведовала кафедрой общей и социальной педагогики.

О настоящем и будущем системы педагогического образования

— Сентябрь в образовательных организациях – это время начала нового ежегодного цикла. Стартует учебный процесс, школьники и студенты встречаются с преподавателями, жизнь системы образования выходит на новый круг. В это время традиционно разгораются дискуссии по поводу развития детского сада, школы, университета: общество обсуждает проблемы образовательных систем и ищет пути совершенствования. Это время, когда мы можем слышать одновременно и слова признания успешных решений, и критику относительно каких-то событий.

Мы все больше убеждаемся в том, что наступило время, когда образование перестает следовать за изменениями общества и начинает формировать и определять эти изменения, создавая условия для развития и самореализации личности и формирования общества нового типа.

В этом смысле мы верим, что профессия педагога сейчас переживает ренессанс социальной значимости. Педагог становится тем, кто может научить управлять будущим человека и общества. При этом образовательный процесс больше не замыкается в стенах образовательных организаций, а выходит далеко за их пределы через ресурсы информационных систем и технологий.

Учитель, его подготовка и компетенции, содержание деятельности являются главным фактором, обеспечивающим эффективность образования.

На наш взгляд, в основе становления учителя лежат педагогические убеждения, которые формируются в человеке задолго до «входа» в профессию.

Педагогические устремления являются залогом профессионального мастерства. В отличие от многих других профессий у педагога несоответствие личных и профессиональных устремлений грозит не только самому педагогу психологической деформацией, но, что гораздо страшнее, несет прямую угрозу его воспитанникам. В этом свете актуален отбор в профессию мотивированных к педагогической деятельности студентов. Традиционный целевой набор в педагогические вузы претерпел сегодня существенные изменения в результате федерального проекта, который реализовал Мининский университет. Его принципы заложены в модели целевого обучения и контрактного трудоустройства.

Развитие профессионально-образовательных траекторий подразумевает переход от конструкции «педагог-универсал» к разделению педагогического труда с выделением узкоспециальных компетенций учителя как предметника, модератора учебного процесса, тьютора, наставника и др.

Ренессанс социальной значимости профессии педагога во многом обусловлен и повышением престижа профессии, однако мы подчеркиваем, что это регулируется в равной степени самим учителем, каждый раз, когда он входит в класс к ученикам, или когда делает пост в социальных сетях, а также целенаправленной государственной политикой поддержки учителя.

Сегодня в России отсутствует национальный этический кодекс педагога. В Мининском университете ведется работа над его проектом, уже два года выпускники дают «клятву» педагога, сформулированную с участием профессионального сообщества.

Образование должно развиваться как открытая и прозрачная система, активно взаимодействующая с обществом, принимающая от него запросы на изменение, с одной стороны, и открыто создающая новые форматы отношений и взаимодействия — с другой. 

«Профессия педагога сейчас переживает ренессанс социальной значимости» 1

Реализуя концепцию открытого образования, мы последовательно принимаем участие в формировании образовательной экосистемы города и региона, развивающих сегодня образовательную, культурную и спортивную инфраструктуру, создающих новые локации, формирующие события в творческой и культурной жизни.
 
Развитие образовательной экосистемы города и региона обусловлено интересами и потребностями всех категорий населения, оно должна соответствовать запросам – от элитных до минимально базовых. Спектр ожидаемых результатов развития образования очень широк: от успешной личностной и образовательно-профессиональной социализации, закрепления человека-созидателя в социально-экономической системе города и региона до развития уникальности личности, персонального роста. Приоритетные условия развития образовательной экосистемы, как единственной формы ее функционирования, определены нами через:
 
  • формирование образовательного многообразия – моделей образовательных систем, отвечающих различным потребностям населения;
  • переход к кластерному способу деятельности как форме преумножения ресурсов и создания синергетических эффектов;
  • реализацию образовательных проектов по трем векторам: во-первых, решение узкопрофильных задач образования (все виды коррекции и адаптации, социализация мигрантов, формирование базового минимально необходимого уровня развития человека для дальнейшего развития и адекватной жизнедеятельности в обществе); во-вторых, создание центров разработки нового содержания образования и образовательных технологий, обеспечивающих высокий стандарт образования на всех его ступенях для абсолютного большинства населения Нижнего Новгорода; и наконец, проведение разработок глобального уровня, обеспечивающие трансфер образования, выход на международный рынок отрасли.

«Профессия педагога сейчас переживает ренессанс социальной значимости» 2

Елена Илалтдинова

Педагогический вуз сегодня берет на себя  функцию изучения социальных проблем региона и корректировки на этой основе содержания и технологии образования. Мы осуществляем экспертизу и реализуем социальные и образовательные проекты исходя из объективной необходимости для развития общества.

Так, Мининский университет провел анализ возрастной структуры педагогического сообщества всех регионов России. Идеальная структура заключается в равномерном распределении возрастных групп.

Но в большинстве субъектов РФ наблюдается критическое отклонение реального распределения от идеального, а в остальных — неприемлемое. Такое положение дел указывает на необходимость мер поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии: входа, закрепления, зрелости и выхода из нее.

Мы видим готовность нижегородского учительского сообщества к развитию, готовность использовать новые технологии и практики в своей деятельности, мы видим новый образ педагога, как самостоятельного и готового к творчеству специалиста, развивающего своих учеников и развивающегося совместно с ними, ставящего персональные цели и достигающего их на благо свой профессии. И мы рады, что имеем возможность использовать весь свой опыт и возможности для того, чтобы проходить этот путь вместе со своими студентами и выпускниками, активными в педагогической профессии, желающими развивать свою профессиональную деятельность.

Мы с радостью наблюдаем, как наши усилия приводят к значимым для городского и регионального образования результатам, и уверены, что Мининский университет, являясь педагогическим вузом, может развиваться только как открытая образовательная система, нацеленная на развитие педагогического сообщества и общества в целом. Современный социальный контекст развития образования предполагает разработку сервисных решений, являющихся неотъемлемой частью современности. Вот лишь малая часть того, что сегодня мы делаем для развития общества:

  • В рамках нацпроекта «Образование», в части проекта «Учитель будущего», мы готовим площадки для повышения квалификации учителей-предметников региона, сформировали команду наиболее компетентных специалистов для обобщения и распространения педагогического и управленческого опыта.
  • Мы принимаем участие в развитии высшего инклюзивного образования России: на базе Мининского университета открыт один из немногих в стране ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (в его ведении находятся семь субъектов РФ), разработан федеральный портал «инклюзивноеобразование.рф».
  • Мы разработали электронный сервис «Региональный кадровый конструктор», позволяющий подросткам уже с восьмого класса определять свои устремления и предрасположенности, что в конечном счете должно помочь с выбором профессии.
  • Мы представили электронный научно-образовательный сервис нового поколения «Педагогическая карта мира» и единый портал вузов Нижегородской области «studyvolga.com».
  • На базе университета мы открыли ресурсный центр по развитию народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Нижегородской области.

С 25 по 27 сентября на Нижегородской ярмарке мы организуем совместно с образовательными партнерами города и региона дискуссионную площадку «Учитель и ученик: инвестиции в будущее» в рамках 24-й выставки научно-промышленного и инновационного потенциала «Будущее России». Там мы и обсудим актуальные вопросы образования Нижегородской области. Подробнее узнать о мероприятиях и зарегистрироваться можно на сайте Мининского университета (https://www.mininuniver.ru/obrazovanie-nn). Приглашаю вас вместе обсудить вопросы, касающиеся каждого.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.