Проблемы с «Сердцем». Австрийский инвестор отказался достраивать ЖК в Почаинском овраге
DK.RU выяснил, из-за чего известная зарубежная компания отказалась достраивать жилой комплекс в Почаинском овраге и как это событие повлияло на инвестклимат Нижнего Новгорода.
В марте крупный австрийский инвестор «Штрабаг» проинформировал, что не будет вести работы по стротельству жилого комплекса бизнес-класса «Сердце Нижнего» у Почаинского оврага и уходит из Нижегородской области. Об этом корреспонденту DK.RU сообщили дольщики единственного на сегодняшний момент строящегося дома ЖК.
В одиночку против всего города
Договор о застройке Почаинского оврага в районе улицы Ильинской был заключен в 2009 г. между «Международной строительной компанией» (МСК) и администрацией города, которую возглавлял Вадим Булавинов. Городские власти разрешили возвести в овраге пять малоэтажных домов и переложить аварийный коллектор, обустроить пешеходный бульвар. Генеральным подрядчиком стала австрийская компания «Штрабаг». Строительство первого дома началось в апреле 2017 г.
Вот так должен был выглядеть ЖК, согласно проекту. Источник фото: nn.cian.ru
Однако уже в июне экологи и градозащитники выступили против застройки оврага. Они заявили, что жилой комплекс уничтожит эту уникальную зеленую зону с краснокнижными растениями. Кроме того, территория будущего ЖК сопряжена с земельными участками, где расположены памятники истории и культуры вроде известной усадьбы Рябининой (ул. Ильинская, дом № 56). Таким образом, законодательство ограничивает хозяйственную деятельность в овраге.
Недовольные застройкой граждане многократно обращались к главе Нижнего Новгорода (на тот момент уже Владимиру Панову), призывая его воспрепятствовать строительству комплекса и вернуть статус рекреационной зоны Почаинскому оврагу. Также они написали письмо к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить овраг.
В марте 2018 г. мэрия приняла решение о расторжении договора с МСК. По словам представителей администрации города, застройщик нарушил сразу несколько условий договора. В частности, не заключил допсоглашения о продлении договора развития застроенной территории с мэрией и нарушил сроки утверждения проекта планировки и межевания. Кроме того, компания накопила более 37 млн руб. долга перед администрацией, который пришлось взыскать через суд.
Фото: администрация Нижнего Новгорода
Признал Владимир Панов и недопустимость застройки оврага, как уникального исторического памятника. «Я искренне считаю, что Почаинский овраг — это часть истории города. Ни до революции, ни в советское время его не застроили. А здесь… Его же засыпали бы полностью, там оставалось бы чуть-чуть, и были бы очередные квартирные дома», — отметил он на брифинге с журналистами в октябре 2018 г. В январе, на одной из встреч с градозащитниками, мэр назвал застройку оврага «преступлением против историчности города».
В МСК настаивали, что сроки достройки объекта были сорваны из-за администрации города, которая долго не предоставляла землю под строительство канализационного коллектора.
Компания даже попыталась оспорить через суды расторжение договора, но не смогла. Арбитражный суд Нижегородской области в сентябре 2018 г. признал действия мэрии законными, а также отозвал лицензию МСК на строительство домов, запретил использовать землю в овраге каким-либо образом.
В Арбитражном суде Москвы с 18 марта 2019 г. начнется рассмотрение дела о банкротстве «Международной строительной компании».
Ход «Штрабаг»
Пока между мэрией и застройщикам велись судебные тяжбы, представители «Штрабаг» оказались перед сложной дилеммой: браться или не браться за достройку объекта. 7 мая 2018 г. австрийская компания отправила губернатору Нижегородской области Глебу Никитину письмо, где излагала свою версию случившегося и предлагала свой вариант урегулирования конфликта. По данным компании, в проекте строительства выявлены «грубейшие нарушения и недоработки». Также МСК не удалось организовать «равномерное, плавное финансирование строительства». В итоге заказчик не сдержал свои договорные обстоятельства перед ведомствами, банками и субподрядными компаниями. И, несмотря на реализацию всех квартир, оказался не в состоянии профинансировать оставшиеся дома.
Фотография отрывка письма «Штрабаг» правительству Нижегородской области
Однако «Штрабаг» соглашалась достроить первый дом «Сердца Нижнего» и помочь с поиском инвестора для остальных, если правительство региона сохранит право МСК на строительство домов и использование земель в овраге.
Неизвестно, дало ли правительство компании ответ австрийской компании, но 24 января 2019 г. глава «Штрабаг» Карстен Рихтер уже пишет другое письмо, на имя Владимира Панова. В нем он сообщает, что компания все-таки не будет достраивать здание, поскольку «для потенциального инвестора предложенные земельные участки имеют недостаточную инвестиционную привлекательность».
Как сообщили дольщики, первый дом ЖК «Сердце Нижнего» — дом №36 по улице Ильинская уже больше года достроен на 95%. Из 75 квартир в здании 70 куплено дольщиками, пять остаются за «Штрабаг».
Компания собирается нести за свой счет затраты по охране объекта, оплате электроэнергии и водоснабжения только до 31 марта 2019 г.
Единственный дом ЖК «Сердце Нижнего» на кадастровой карте.
Комментировать свой отказ от строительства объекта и уход из региона DK.RU в «Штрабаг» отказалась.
Поиск компромисса
Дольщики надеются, что здание войдет в госпрограмму достройки проблемных домов на 2019 г.
В то же время, они довольно скептично оценивают действия администрации города и не ждут, что получат жилье в ближайшие месяцы. «Когда начался конфликт, власти должны были собрать нас, дольщиков почти готового дома, и рассказать, насколько серьезны проблемы, сколько еще нам ждать, сможем ли мы когда-нибудь получить наше жилье или нет. Но не было ни одной попытки связаться с нами. Нас не замечают, с нами говорить не хотят. Владимир Путин, как мы знаем, общается с дольщиками, пытается их успокоить, а Владимир Панов не собирается. Он, видимо, считает себя важнее президента», — прокомментировал ситуацию дольщик ЖК «Сердце Нижнего» Всеволод Цендровский на пресс-конференции.
На том же мероприятии дольщики попросили надзорные органы проверить действия мэрии на законность.
Но в администрации Нижнего Новгорода DK.RU рассказали, что уже ищут компромиссное решение по достройке домов. Первоочередная задача — «обеспечить сохранность имущества дольщиков и решить вопрос с учетом их интересов».
В правительстве Нижегородской области корреспонденту сообщили, что тоже в ближайшее время займутся поиском инвестора для «Сердца Нижнего». «Варианты завершения строительства дома №36 будут рассматриваться в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) строительной компании. В рамках данной процедуры также нужно отыскать нового инвестора для завершения строительства. Вопрос выполнения ряда работ по укреплению склонов Почаинского оврага и перекладке ливневого коллектора относится к компетенции МКУ «Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода», — отметили в правительстве.
Пострадал ли инвестклимат?
Но уход «Штрабаг» не только привел к созданию еще одного «проблемного» объекта в регионе. По мнению некоторых представителей бизнеса, это событие негативно скажется на инвестиционном климате Нижнего Новгорода.
Уход любого инвестора при нынешней экономической ситуации негативно сказывается на городе. Очень жаль, что мэрия и «Штрабаг» не нашли компромисса, — прокомментировал событие омбудсмен по правам предпринимателей Нижегородской области Павел Солодкий.
Немного иначе смотрит на ситуацию нижегородский бизнесмен и инвестор, представитель Агентства стратегических инициатив Владимир Ванин. «Инвестклимат — очень сложная система взаимодействия между инвесторами и городом. Любой конфликт накладывает свой негатив на ситуацию в целом. Но в данном конкретном случае я думаю, что это был не политический конфликт, и не противостояние администрации Нижнего Новгорода с инвестором. Я вижу просто результат деятельности трех хозяйствующих субъектов: строительной компании-заказчика, администрации города и «Штрабаг».
Господин Ванин отметил, что считает действия компании адекватными и единственно возможными в той ситуации, к которой пришли все участники проекта.
Не было прозрачности и ясности с выдачей участка, его границами, с постоянной оплатой необходимых платежей. В любой ситуации, когда вам перестают платить, то поставка прекращается. Это происходит рано или поздно, но происходит обязательно, — пояснил он.
Также эксперт считает, что в ситуации, когда МСК продало то, чего еще не существует, можно и нужно было поднимать вопрос о проблемах в его финансовом планировании. Кроме того, неправильно было без окончательного квалифицированного проекта с разрешительной документацией проводить огромные по затратам работы, а, именно, засыпку оврага, землеукрепление, прокладку труб и коммуникаций.
На мой взгляд, не было целостной картины с понимаем сроков, финансовой составляющей и самой технологии проведения работ. Клиентам продали сырой продукт с множествами допущений и высокими рисками. «Штрабаг» и не обязан был входить как инвестор, он здесь выступал именно как исполнитель услуг. Администрацию тоже нельзя винить за то, что исполнитель не выполнил принятых на себя обязательств, — подытожил Владимир Ванин.
Справка DK.RU
В настоящее время осуществляет строительство коллайдера для ОИЯИ в г. Дубне, двух крупных жилых комплексов премиум-класса в Москве: «Реноме» и «Дом на Плющихе». Годовой оборот компании превышает €16 млрд.