«Пробки сжирают массу времени и денег». ИП Каргин — о новых маршрутах и конкуренции

В сентябре в Нижнем Новгороде была поставлена точка в семилетней истории борьбы за автобусный маршрут №71. Популярный городской перевозчик ИП Каргин отстоял право работать на нём семь следующих лет.

В интервью DK.RU известный нижегородский бизнесмен рассказал, как изменится работа маршрута №71 в ближайшее время, почему он начал поддерживать мэрию и отчего стал выступать против конкуренции в пассажирских перевозках.

Новый старый маршрут

 

- В сентябре вы выиграли конкурс в составе простого товарищества. Помимо А-71, есть ещё шесть новых маршрутов, которые теперь будет обслуживать объединение перевозчиков. Почему вы не взяли остальные?

- Лот был укрупнён, чтобы администрации было проще контролировать и регулировать работу общественного транспорта. Теперь она взаимодействует с одним юрлицом (ООО «Лидер-Транс»). Были предварительные договоренности, кто какие маршруты будет обслуживать. Договором простого товарищества А-71 закреплён за ИП Каргин.

- Летом тариф на проезд в ваших маршрутках был повышен с 20 до 28 рублей. Вы объясняли это необходимостью закупки нового подвижного состава. Сейчас у вас 10 автобусов 2017 г. выпуска, а остальные 15 автобусов — 2009-2014 гг... Не совсем новые, так сказать.

- Вместимость, модель, срок эксплуатации автобусов соответствуют заявленным в конкурсе.  Мы приобрели 10 новых автобусов средней вместимости ПАЗ-320414-05 «Вектор», сделали заявку на покупку ещё 15 таких автобусов. Они появятся в ближайшее время.

- Какие изменения можно ожидать на маршруте?

- Сейчас мы договариваемся с администрацией о возможности поддерживать работу временных 60-ти и 90-минутных проездных. С 15 августа они действуют на муниципальном общественном транспорте.  Я надеюсь, что жители Нижнего Новгорода уже по достоинству оценили возможность бесплатных пересадок. С подключением А-71 к временному билету у жителей будет ещё больше возможностей для  перемещения практически в любую точку города, с однократной оплатой проезда.

- Вы давно пытаетесь подключиться к муниципальной автоматизированной системе контроля оплаты проезда (АСКОП), но не получается - из-за льготников.

- Чтобы частники могли перевозить льготников и получать компенсацию выпадающих доходов, необходимы изменения нормативно-правовой базы на уровне регионального законодательства. Это достаточно длительный процесс. А вот чтобы внедрить временной проездной на А-71, таких изменений не нужно. Это просто соглашение между участниками перевозок о том, как будут делиться деньги за выполненную транспортную работу. Именно поэтому  на первом этапе мы пытаемся подключить временные билеты.

 

«Пробки сжирают массу времени и денег». ИП Каргин — о новых маршрутах и конкуренции 1

Фото: Вячеслав Морозов.

Тариф как инструмент протеста

 

 - Вы много лет устанавливали более низкие тарифы, чем у других перевозчиков. Что изменилось сейчас?

- Более низкий тариф был вынужденной мерой борьбы с беспределом и хаосом, которые более десяти лет творились в пассажирских перевозках Нижнего Новгорода. Большинство перевозчиков вдвое увеличивали допустимое количество автобусов на маршрутах, продавая право работать на них, тем самым нарушая баланс пассажиропотоков. Регулирующие органы не контролировали это (да и, в общем-то, не хотели). В городе была нездоровая конкуренция.

С беспорядком можно было бороться только стратегически. Однако раньше мы могли обслуживать пассажиров по более низкому тарифу благодаря развитой материально-технической базе. Но теперь ресурс практически исчерпан, подвижной состав требует скорейшего обновления.

- Нижний Новгород лидирует среди городов по количеству ДТП с общественным транспортом. В чём, на ваш взгляд, причина большого количества аварий?

- Дело в так называемой «планово-арендной системе», когда любой водитель может «купить» право работы на частном маршруте, выплачивая его «хозяину» план, а разницу забирая себе.

Эта система провоцирует гонки между водителями автобусов, поскольку их доход зависит от количества перевезённых пассажиров. Второй жирный минус такой системы – непрозрачная экономика, уход от налогов со стороны частных перевозчиков и, как следствие, более низкая конкурентоспособность муниципальных предприятий (они-то платят все налоги). К сожалению, так работает большинство перевозчиков.

Избавиться от гонок можно только внедрив систему муниципального заказа, когда администрация определяет необходимый объём транспортной работы и оплачивает его по выполнении перевозчику. При такой схеме транспортному предприятию, и, соответственно, водителю неважно количество перевезенных пассажиров. На первый план выходят  безопасность перевозок и строгое соблюдение расписания. Для  реализации системы муниципального заказа нужен соответствующий бюджет, которого у города пока нет.

«Пробки сжирают массу времени и денег». ИП Каргин — о новых маршрутах и конкуренции 2

Фото: https://vk.com/zakargina.

- Муниципальный заказ существенно снизит уровень конкуренции.

- На мой взгляд, в этой сфере должна быть не конкуренция, а жёсткое регулирование. Только тогда можно будет построить эффективную транспортную систему, где каждый вид общественного транспорта будет не дублировать, а дополнять другой. Систему, при которой транспорт будет использоваться эффективно, работать по расписанию (насколько, конечно, это возможно), а не ездить полупустым.

Только при эффективно используемом транспорте можно добиться низкой себестоимости перевозки, соответственно, и минимальной стоимости проезда. Стоимость проезда просто должна быть экономически обоснованной и прозрачной. Яркий пример нездоровой конкуренции – Дзержинск. В городе химиков пазики выжали трамвай, более безопасный, экологичный и наиболее перспективный, как показывает опыт развитых стран, транспорт.

В Нижнем Новгороде такая ситуация тоже возможна. Если сейчас перевозчики установят тарифы ниже 26-28 руб. (по которым обслуживают пассажиров муниципальные предприятия), весь пассажиропоток перетечёт к коммерсантам. Новые автобусы МП «НПАТ» будут ходить полупустыми, а долги муниципальных предприятий будут неизбежно  расти.

Сейчас, на мой взгляд, мэрия находится на верном пути. В новые договоры включили требование о подключении перевозчиков к АСКОП. Так можно будет увидеть реальные пассажиропотоки, сделать экономику более прозрачной и грамотно оптимизировать маршрутную сеть.

Теория и практика

 

- Перемен в сфере общественного транспорта жители города ждали давно. Почему-то они начались только в канун ЧМ-2018.

- Работа ведётся уже достаточно длительное время. Не всегда результаты видны сразу. Особенно если учесть, насколько всё было запущенно в сфере пассажирских перевозок.

- В теории ситуация выглядит лучше, чем на практике. Вы сами хорошо знаете, какие убытки приносят транспортному бизнесу пробки.

- Да, пробки сжирают массу времени и денег. Вот у нас, согласно расписанию, один круг занимает два часа, т.е. 120 минут. При выходе на линию 40 автобусов интервал, чисто гипотетически, должен был составлять  3 минуты. Но на практике  бывали разрывы по 30 минут. Пробки "сжирают" 30-40% ресурса –  из-за них приходится держать на треть больше автобусов с экипажами,  чтобы  сохранять минимальные интервалы движения. А это, в свою очередь, сильно увеличивает себестоимость перевозки.

«Пробки сжирают массу времени и денег». ИП Каргин — о новых маршрутах и конкуренции 3

Фото: Вячеслав Морозов.

- Помимо подключения частников к АСКОП, мэрия обещала отражать всю информацию об автобусах, электротранспорте на «Яндекс. Транспорте». Пока с этим сервисом работаете только вы.

- На всех наших автобусах стоит навигационное оборудование, поэтому на подключение ушло всего около двух недель. Данные о перемещении автобусов передаются в сервис. «Яндекс. Транспорт» хорош тем, что не только отображает автобусы на карте, но, благодаря накопленным данным и анализу дорожной ситуации, прогнозирует время прибытия автобуса.

Другие перевозчики не подключаются потому, что их смогут отслеживать конкуренты, работающие на смежных направлениях. В ближайшее время администрация обяжет их передавать навигационные данные в «Центральную диспетчерскую службу». А та, в свою очередь, будет пересылать их в «Яндекс.Транспорт» или создаст свой сервис, где пассажиры будут видеть местоположение автобусов.

- В 2014 году вы говорили, что хотите открыть школу тенниса в Сормове. На каком этапе проект сейчас?

- В 2012 г. инвестсовет при губернаторе области выделил нам землю для строительства кортов на ул. Федосеенко. После изменений земельного законодательства (была введена процедура аренды участков через аукцион) мы подавали заявку заново. В 2016 г. инвестсовет признал наш проект социально значимым. Сейчас мы готовим пакет документов для заключения договора аренды. В 2018 г. планируем начать строительство открытых кортов. Стоимость  одного открытого корта составит  2,5-3 млн руб.  Стоимость всего проекта - около 40 млн руб.

СПРАВКА

 
Каргин Дмитрий Валентинович, ИП Каргин. Занимается транспортным бизнесом вместе с отцом, Валентином Васильевичем Каргиным. На маршруте №71 (Т-171, теперь А-71) работает 20 лет. Коллектив ИП Каргин — свыше 200 человек. В 2010 году предприниматель проиграл конкурс на право обслуживать данное направление ИП Комракову. Позже ИП Каргин доказал в суде, что конкурс был проведён с нарушениями, но не смог вернуть маршрут. В 2014, 2015 гг. проводил митинги за возврат Т-171. На акции приходили несколько тысяч человек. В поддержку перевозчика было собрано 80 тыс. подписей.
 

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.