"Под действием закона "выживает сильнейший" происходят поглощения и ценовые войны"

"Одной из самых стабильных отраслей, по моему мнению, была и остается розничная продажа продуктов питания", - управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский.

Нестабильная ситуация в экономике как  под микроскопом  объемно обозначила все поведенческие клише  и населения, и бизнеса. Как банкир, прошедший  с  клиентами уже не один кризис, я вижу, как неодинаково чувствуют себя сегодня разные отрасли. Перечислю  несколько ярко выраженных трендов.

Одной из самых стабильных, по моему мнению, была и остается розничная продажа продуктов питания, поскольку потребительский спрос здесь неизменно высок.  Ведь  люди ели, едят и будут есть.  Именно поэтому продуктовый ритейл менее уязвим по сравнению с другими отраслями.

Хотя  на этом рынке есть и другая сторона.  Под действием  закона «выживает сильнейший», который в кризис работает с утроенной силой,   происходят слияния и поглощения и ценовые войны. А кто может составить конкуренцию местным сетям? Конечно, только крупные федеральные игроки.  Поэтому не исключено, что в ближайшее время мы можем увидеть падение небольших региональных розничных сетей и их поглощение более крупными, в том числе, и федеральными.

Рынок автодилеров  - это, напротив, тот отраслевой сегмент, который переживает сегодня, пожалуй, самые непростые  времена.  И здесь более живучими оказываются те, кто  вовремя перестроился - дифференцировал свой товарный ряд или сместил акцент в сегмент более дорогих автомобилей.  Мы видим, что спрос на более дорогие автомобили  все-таки менее подвержен  падению (кстати, это относится и к рынку продуктов питания в сегменте премиум),  поскольку характер потребления обеспеченного класса не так чувствителен  к экономическим изменениям.  К примеру, такие марки, как Range Rover или Audi, как продавались, так и продаются. А продажи масс-марок, к сожалению, серьезно упали. Но, как отмечают наши партнеры-автодилеры, и в продажи в премиум-сегменте  текущая ситуация вносит свои коррективы  - продолжают покупать  автомобили от 4 млн руб., а в ценовом диапазоне до 3 млн спрос сокращается.

Если все же отвечать на вопрос, какой бизнес оказывается более устойчивым в кризис, я в первую очередь, назвал бы те компании, которые работают с населением, где есть стабильный потребительский спрос и денежный поток. Про продуктовый ритейл я уже говорил выше.  Это же можно отнести, к примеру, к  компаниям сферы ЖКХ.  Конечно, падение доходов населения сегодня приводит к возникновению долгов и по коммунальным платежам. Но, тем не менее, это довольно стабильный рынок с точки зрения получения доходов.  Постоянный денежный поток, который  обеспечивают этим предприятиям потребители, защищает их и позволяет оставаться устойчивыми в кризис. Здесь  так же можно привести в качестве примера оптовые компании, которые работают с низкой маржинальностью, сохраняя за счет этого более или менее уверенное положение на рынке.  

Что же нужно делать, а чего делать категорически нельзя, чтобы сохранить свой бизнес в текущих непростых условиях?

На самом деле, рецепты выживаемости во все времена остаются одними и теми же. И опытные бизнесмены, для которых этот кризис не первый, уже стараются не совершать  традиционных ошибок, чтобы не ставить свое дело под удар.  К примеру,  мы знаем много случаев, когда у небольших компании основной объем поставок сконцентрирован на крупных  монополистах.  И когда крупные монополисты переживают  не лучшие времена, это, соответственно, прямо пропорционально влияет на бизнес этих поставщиков.  Поэтому здесь важно соблюдать принцип «не держать яйца в одной корзине».  Он справедлив при организации любых партнерских отношений в бизнесе.  Это касается и партнерства с банковскими учреждениями.  Концентрация заемных средств у одного кредитора – это тоже ошибка. При всей приверженности своему  работодателю, я считаю  правильным, когда клиент обслуживается в 2-х и более банках.  Но, в то же время, (и это один из уроков, который бизнесмены извлекают из сегодняшней ситуации)  в  кризисные периоды с большим количеством банков сложнее договариваться о реструктуризации задолженности.

В последнее время мы наблюдаем тенденцию, когда уже состоявшиеся средние региональные предприятия  с сильно развитым основным бизнесом, осваивают новые ниши. В частности, особенно активно сегодня они идут в область сельхозпроизводства и сельхозпереработки, поскольку введение санкций простимулировало развитие этих отраслей ещё больше.  К ним проявляют сегодня интерес и банки, поскольку это направление, по нашим оценкам, может стать одним из самых перспективных и динамично развивающихся.

Подытоживая все выше сказанное: я убежден, что на рынке выживает тот, кто более гибок, кто умеет быстро  адаптироваться к новым условиям; тот, кто имеет четкий продуманный план, и руководствуется в ведении бизнеса  принципом здорового консерватизма.

Управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.