Почему у нижегородцев снова проблемы с ОСАГО: Сергей Кузин, «Центр помощи автомобилистам»
«Абсолютное большинство страховых компаний России пытаются минимизировать количество продаваемых полисов ОСАГО, воспринимая это как обязанность, либо предпочитают совсем уйти с рынка автострахования».
Оформить страховой полис ОСАГО через интернет теоретически возможно с 1 июля 2015 г. Пока закон не обязывает страховщиков заключать «виртуальные договоры», а лишь предоставляет такую возможность. Но президент России Владимир Путин уже подписал закон о внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которым с 1 января 2017 года страховщики будут обязаны предоставлять услугу оформления электронных полисов или должны будут покинуть рынок автострахования.
В Нижегородской области снова начались проблемы с оформлением ОСАГО, подтверждает Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам»:
— Очередь у дверей страховых компаний автовладельцы занимают с четырех часов утра. Люди жалуются, что отделений страховых компаний, работающих в районах Нижегородской области, становится все меньше. Особенно сложно оформить ОСАГО жителям малых городов, районных центров, поселков и деревень.
Страховые компании обязаны иметь представительства во всех 85 регионах страны: в Нижнем Новгороде офис имеется, формально законодательная база не нарушена, а представительств по области крайне мало, реально оформить услугу для жителей очень сложно.
Да и целый ряд дополнительных услуг, навязываемых страховщиками — страхование жизни, имущества — тоже не радует и весьма облегчает кошелек добросовестных автолюбителей. Еще пару лет назад это было актуально лишь для нескольких регионов РФ. Сегодня, по словам президента РСА Игоря Юргенса, ситуация развивается лавинообразно. В ЦБ говорят, что она охватывает уже 65 регионов, или две трети страны.
Официальной причиной сегодняшней ситуации на рынке автострахования представляется то, что с июля 2016 г. разрешено продавать только полисы нового образца, которые в достаточном количестве в регион еще не поступили.
При этом следует отметить, что бланки старого формата имеют право выдавать еще до октября 2016 г. Однако как-то так получается, что старых «уже нет», а новых полисов «еще нет».
В рамках складывающейся ситуации услуга «электронный полис» была бы очень кстати.
С 30 августа по 4 сентября 2016 года Центр помощи автомобилистам проводил опрос о том, как жители области оформляют ОСАГО и востребован ли сервис е-полисов сегодня. Сотрудниками центра на автозаправочных станциях области, на парковках Нижнего Новгорода, а также в соцсетях было опрошено 676 автолюбителей. Из них 346 (51%) – население областного центра, остальные — жители районов области.
Как оказалось, более половины (54%) опрошенных не знают ничего о том, что ОСАГО можно оформить на сайте страховой компании.
Оставшаяся часть автолюбителей осведомлена об этой услуге. Пытались воспользоваться данной услугой только 65 опрошенных, из них 44 автолюбителя — жители районных центров. Но в целом, это менее 10% от всех респондентов. И в итоге, получилось это сделать лишь у трех автолюбителей.
Респонденты пояснили, что основной причиной не возможности оформить полис стал нерабочий сервис у ряда компаний: на сайте имеется раздел «Электронный полис», но после долгого заполнения автовладельцем специальной формы, состоящей из множества граф, предлагается подождать, после чего сайт зависает, приходится его перезагружать и заполнять снова, после чего все повторяется…
В итоге опрошенные нижегородцы потратили более часа времени, и после им все же пришлось посетить страховую компанию лично. А у нескольких компаний, которые являются наиболее востребованными в нашем регионе, таковая услуга и вовсе отсутствует.
Страховые компании очень неохотно переходят на электронные полисы ОСАГО.
При продаже электронных полисов страховщик не может осмотреть автомобиль, зафиксировать уже имеющиеся на момент страхования повреждения и проверить оригиналы документов. В результате электронный полис может стать дополнительным инструментом в руках мошенников.
Ежегодно стоимость ОСАГО для автолюбителя возрастает, но при этом автострахование по-прежнему является убыточным для страховщиков. И связано это с большой долей мошенничеств в данной сфере.
Абсолютное большинство страховых компаний России пытается либо минимизировать количество продаваемых полисов ОСАГО, воспринимая это как обязанность, либо совсем уйти с рынка автострахования.
На сегодняшний день мы сделали вывод о том, что ни правоохранительные органы, ни службы безопасности страховых компаний не хотят объективно рассмотреть и признать проблему и начать предпринимать реальные шаги для борьбы с мошенниками. И только при объединении усилий администраций, правоохранительных органов, введения четкого регламента оформления ДТП возможно улучшение ситуации в данной сфере.