«Перекрасьте этот черный потолок». Московский эксперт – о том, будет ли успешен ТРК «Небо»

Сможет ли крупнейший торговый центр Нижнего Новгорода «Небо» повторить успех «Фантастики»? Об этом DK.RU спросил Сашу Лукич, главу проектного бюро Portner Architects (г. Москва).

«Перекрасьте этот черный потолок». Московский эксперт – о том, будет ли успешен ТРК «Небо» 1СПРАВКА. Саша Лукич — создатель, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects (создано в 2005 г., профиль — проектирование торговых центров и жилья нового поколения, оптимизация проектных решений, лауреат восьми архитектурных премий).

Образование: архитектурный факультет Белградского Университета (Югославия) и бизнес-школа MBA в London Metropolitan University (Великобритания) по специализации «Управление инвестиционно-строительным бизнесом».

За 15 лет работы на российском рынке участвовал в проектировании 16 торговых центров, и в ряде других объектов — в качестве автора или консультанта. В нижегородском ТРК «Небо» и нескольких других торговых центрах побывал лично.

ПЕРСПЕКТИВЫ

— Главное, что стоит понять: «Небо» открылось в разгар кризиса. У всех новых ТРЦ в России сейчас заполненность — процентов тридцать, не больше. Гиганты, которые открывались в Москве еще полтора года назад, до сих пор не арендованы на 100%, даже несмотря на то, что там более обеспеченные и мобильные покупатели и другие преимущества.

Не стоит сравнивать «Небо» и с другими торговыми центрами в Нижнем Новгороде, тем более с «Фантастикой», которая была открыта еще до первого кризиса: она сейчас хорошо заполнена, и люди просто привыкли туда ходить. По-моему, это один из самых успешных проектов торговых центров в Нижнем Новгороде. Ритейлеры, которые приходят в Нижний, для старта выберут именно его, так как сейчас там самые большие потоки.

То, что у «Неба» сейчас дела «не очень» — как может показаться — это однозначно из-за кризиса. Но я верю, что будет лучше.

«Перекрасьте этот черный потолок». Московский эксперт – о том, будет ли успешен ТРК «Небо» 2

ТРК "Небо" в день открытия, еще без вывески. Фото: Дмитрий Косолапов, DK.RU.

РАСПОЛОЖЕНИЕ

— По этому фактору все преимущества точно на стороне «Неба». Оно может рассчитывать на определенный пешеходный поток, поскольку находится ближе всех к центру и фактически замыкает вашу красивую пешеходную улицу, по которой летом всегда гуляет много народа.

Однако расположение создало и основную сложность для инвесторов, поскольку пространство в центральной городской зоне, на котором они могли развивать торговый центр, было относительно небольшим.

Ограниченное пятно застройки, дорого обходится расселение зданий, которые приходится сносить, затратное строительство – для торгового центра нужны большие объемы плюс подземная парковка. Девелопер начинает просчитывать бизнес-модель: чтобы окупить вложения, ему нужны квадратные метры. И поэтому он строит максимально возможное количество этажей вверх (уж какое разрешат).

ПЛАНИРОВКА

— «Фантастика» построена на пустом месте. Девелопер мог себе позволить организовать ее по правилам классических моллов — в два этажа (и частично развлекательный третий этаж). Это наилучший вариант планировки: как правило, основной поток посетителей ходит по первому этажу, около 50% поднимаются на каждый последующий.

И теперь представьте себе торговый центр «Небо»: десять этажей, из них два подземных, цоколь и семь надземных.

Понятно, что в нем должны быть очень сильные магниты для посетителей, чтобы заставить людей подниматься на третий и четвертый этажи. Даже если на пятом откроется, как обещали, большой кинотеатр, а на шестом и седьмом — спортивный центр, после фитнеса или кино я посещу кафе или фаст-фуд, возможно и супермаркет, спущусь на парковку и вернусь домой. Вопрос: как заставить посетителей обойти все этажи?

В отличие от той же «Фантастики», в «Небе» организована более классическая схема торговых галерей по каждому отдельному этажу — покупательские потоки «закольцованы».

Но все равно нет должного уюта, ощущения комфорта, которое есть в «Фантастике». Потому что в «Фантастике» общественные зоны более просторные, и в силу более низкой этажности пропорция атриума правильная, без ощущения эффекта «колодца».

Парковка у ТРК «Небо» на первый взгляд неудобная.

Все в соответствии с нормами, но на мой взгляд, узкие заезды и уклон немного напрягают водителя. Удобство парковки — момент чисто психологический, он может повлиять на решение, куда поехать неуверенному автовладельцу: в «Небо» или в другой торговый центр с удобным подземным и просторным открытым паркингом. Но не думаю, что это решающий фактор для конкуренции.

ИНТЕРЬЕР

— Плюсы «Неба» — очень красивая и модная отделка интерьера. Она действительно прогрессивная. Торговые центры, которые могут похвастаться не китчем, а  таким современным дизайном интерьеров, в России можно сосчитать по пальцам одной руки.

Но для меня самый большой нонсенс – то, что из торгового центра «Небо» не видно неба!

Наверху, в атриуме, нет светового «фонаря», наличие которого, можно сказать, обязательно в торговых центрах северных стран, а вместо этого потолок зачем-то выкрашен в черный цвет.

«Перекрасьте этот черный потолок». Московский эксперт – о том, будет ли успешен ТРК «Небо» 3

Для молодежного кафе или ночного клуба это нормально, но в торговом центре уют создается светом и просторностью: это дает атриум, широкие и высокие, светлые торговые галереи со световыми фонарями. Само название обыграли только в вывеске. Это была единственная, но исправимая ошибка талантливого дизайнера.

ФАСАД

— У «Неба» очень интересный, современный фасад, видно, что его делал профессионал из первого эшелона талантливых архитекторов. Но, с моей точки зрения, такой фасад ассоциируется не с торговым, а с деловым центром.

Если бы это было офисное здание, я бы сказал, что оно выглядит реально круто.

Новый фасад, конечно, ему делать никто не будет, но мировой опыт создания подобных зданий в центральных городских зонах, показывает, что они спонтанно превращаются либо в фешн-центры, либо комьюнити-центры, где проходит вся модная и социальная городская жизнь. Такое здание быстро становится «урбанонимом» — топонимом для всего окружающего района: «встречаемся у Неба», «напротив Неба» и т.п.

Соответственно, фасад такого здания становится его визитной карточкой, и он должен быть «иконическим», лаконичным, но эффективным и запоминающимся. Таким, чтобы торговый центр ассоциировался с эйфорией праздников, яркими впечатлениями, даже с капелькой пафоса, и не выглядел бы как офисное здание, пусть даже и модное. Все успешные ТРЦ в мире спроектированы по принципу «матрешки», а это искусство управления впечатлениями посетителя. Уже с улицы должно чувствоваться предвкушение того опыта, который нас должен ожидать внутри здания, и который мы будем раскрывать «по слоям».

Кстати, популярная «Фантастика» — уже не такая модная.

У нее морально устаревшие фасады (хотя это решается небольшим косметическим ремонтом и реконцепцией входных групп, нового фасада хватит еще лет на десять). На мой взгляд, определяющий момент выбора сегодня — то, что этот торговый центр более просторный и светлый, а значит, более уютный для посетителей. Я видел, что люди там гуляют на свадьбах и фотографируются. Свободные пространства, высокие потолки, атриум, фонтан – всё это играет на ощущение комфорта. Если мне надо провести время на выходных и погулять — я поеду в «Фантастику».

«Перекрасьте этот черный потолок». Московский эксперт – о том, будет ли успешен ТРК «Небо» 4

ФОРМАТ

— На мой взгляд, концептуальная ошибка — то, что «Небо» пытаются сделать классическим торговым центром. Пусть на выходные люди будут ездить гулять в другие места, но «Небо» должно развиваться как некий ежедневный community-центр.

В «Небе» горожанам было бы удобно удовлетворить весь комплекс каждодневных потребностей.

Например, оплатить счета или получить другие услуги в МФЦ и банке (не просто в помещении с банкоматами, а в полноценном отделении), сделать небольшие повседневные покупки.

Люди должны приходить туда за развлечениями и фитнесом так же часто, как за шоппингом. В нем нужно развивать то, что сейчас называется «эдьютейнмент» (edutainment = education + entertainment, развлечения и образование). Скажем, всякие обучающие форматы для детей: вы приводите ребенка в «Экспериментариум», в школу танцев или на уроки английского и знаете, что в том же месте вы можете интересно и с пользой провести полтора-два часа ожидания.

Поехать в один торговый центр и там решить все социально-бытовые проблемы должно быть удобнее, чем ездить по городу в шесть разных точек и каждый раз искать парковку.

Если на это обратить внимание, то проект станет просто «золотым».

РЕЗЮМЕ

— В Москве в ноябре 2014 г. открылся качественный, современный и пока крупнейший ТРЦ «Авиапарк», 350 тысяч квадратных метров: из-за кризиса за полтора года он так и не смог до конца наполниться арендаторами. Но недавно в нем открылись самый большой детский образовательно-развлекательный центр «Кидзания», интерактивный кинотеатр, а на последнем этаже – двухъярусные рестораны с «открытыми» верандами, фудкорт, разнообразные развлечения, и это уже в ближайшее время даст ему толчок к развитию. Его пример был бы полезным и для самого большого торгового центра в Нижнем Новгороде.

«Небо» было бы идеально развивать как эволюционированный формат lifestyle-центра — как community-центр.

У него большое будущее при условии реконцепции плана наполнения арендаторами. И конечно, надо подумать, что сделать с этим не очень удачным черным потолком.

Фото: Дмитрий Косолапов, DK.RU.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.