Отечественный автопром снижает риски бизнеса универсализацией производства из пластмассы

Риски машиностроительного бизнеса в России снижает диверсификация продукции компаний. Об этом "ДК" рассказал генеральный директор ЗАО «Управляющая компания Автокомпонент» Алексей Сафронов.

Объемы российского автопроизводства сегодня упали до 35-40%, а большинство отечественных банков признали отрасль рискованной и кредиты на нее почти не выдают. В 2015 г. отдельные заводы приостанавливали производственные линии, а некоторые даже закрылись. Группа Компаний «Автокомпонент» не только продолжает развивать свое традиционное производство деталей для автомобилей, но и занимается разработкой новых направлений, делая ставку на широту возможностей и наработанных компетенций.

 

Пластмассовый мир

Сегодня из пластмасс и полимерных соединений изготовляют многие комплектующие для машин: от зеркал и панелей приборов, до различных накладок и бамперов. Поэтому в условиях кризиса для компаний, которые занимаются работой с полимерами, открываются дополнительные возможности. Они могут сделать дополнительный «страховочный крюк» для своего бизнеса в форме диверсификации производства на основе имеющегося материала. Этим предприятия и пользуются:

Она (диверсификация – прим. ред.) позволяет снизить риски бизнеса и спокойнее смотреть в будущее, - считает Алексей Сафронов. - Вместе с ведущими российскими научно-исследовательскими институтами «Автокомпонент» разрабатывает комплексные предложения для всех ведущих отраслей экономики: авиастроение, вагоностроение, строительство, медицина, товары для дома и быта, медицина, тара, упаковка и т.д.

Как отразился экономический кризис на отечественном рынке автокомпонентов и конкретно на вашем предприятии?

В этом году значительно упали объемы производства у всех компаний. Некоторые заводы в России совсем закрылись. Ко всему прочему отмечу, что большинство банков признали автопроизводство рискованным и кредиты на него почти не выдаются. В то же время принята программа по поддержке тех компаний, которые приняли решение диверсифицировать бизнес. Поэтому государство поддерживает такие предприятия всевозможными субсидиями.

В 2015 г. главным достижением «Автокомпонента» стало сохранение лидирующей позиции в  отрасли и штата сотрудников, несмотря на тяжелую экономическую обстановку. Кроме того, были созданы отдельные структурные подразделения из высококвалифицированных специалистов, отдельно занимающихся вопросами диверсификации производства.

Завод «Автокомпонент» располагает своим научно-исследовательским центром. Какие задачи сегодня ставятся перед ним в первую очередь?

С 1999 г. приоритетом предприятия является привнесение в Россию передовых технологий для отечественных производителей. Так, например, в 2011 г. сотрудники компании прошли обучение у японских специалистов. В итоге «Автокомпонент» стал первым российским предприятием, получившим бронзовую медаль Toyota Engineering Сorporation, поставившую наши производственные решения в один ряд с тайваньским Foxconn и американским The Boing.

В 2013 году совместно с компаниями Kurtz  - создателем пленок ПВХ, и «Roth», мы запустили производство декоративных деталей для консоли. До нас в России этого никто не делал, хотя технология уже применяется в производстве европейских и азиатских автомобилях премиум класса.

Но одна из основных задач, которая сейчас стоит перед инжиниринговым центром, и вообще перед всей компанией – это диверсификация продукции, как и говорил Алексей Сафронов.

При сохранении хорошей позиции на рынке автопрома, мы хотим снизить зависимость от него. Уже сейчас в ассортименте предприятия более 2700 наименований продукции из пластика. Речь идет не только о деталях для автомобилей, но и об элементах строительных коммуникаций, таре, бытовой технике, посуде, столах, стульях и т.д. Последние кризисы показали, что автопром - это самое уязвимое направление бизнеса. У нашего предприятия есть возможности для освоения новых направлений, основанных на производстве из полимеров - конечно, загрузка оборудования при производстве машин уменьшилась, но это можно расценивать и как плюс – освободились места для другой продукции.

Некоторые европейские компании, которые поставляли раньше тару или строительные элементы в Россию, уходят с рынка из-за разницы курсов, и "Автопром" пытается занять освободившуюся нишу.

Какие основные трудности возникают у отечественных автопроизводителей?

Все технологии доступны на мировом рынке. Любая российская компания способна закупить любую технологию, но основная трудность для отечественных компаний заключается в том, что крупных игроков в России не так много. Зачастую, если нам необходимы зарубежные комплектующие, мы получаем их по более дорогим ценам, чем, например, крупные международные концерны. Такие как «Форесия», «Valeo», «Магна». Это глобальные компании, приобретающие огромные объемы сырьевого материала. Как следствие, они имеют большие преференции, большие скидки.

Как распределяются сегодня доли отечественных и иностранных автокомпонентов на российском рынке?

Тяжело сказать. Примерно 50 на 50. Качество производств, находящихся в стране, значительно поднялось. Я вижу, что люди отдают предпочтение отечественным сборкам. В том числе, в пользу, скажем, Volkswagen и Hyundai, созданных на российских площадках.

 

Прыжок азиатского «тигра»

На рынке автомобилей сегодня значительно увеличивают свои позиции южно-корейские производители. Например, Renault Samsung Motors, Hyundai. Республика Корея, входящая в четверку «азиатских тигров», показавшую невероятный быстрый взлет экономики уже в 1960-1980 гг., успешно закрепилась в России в 2008 г. Сегодня отсюда на отечественный рынок приходят самые главные конкуренты для того же «АвтоВАЗа» или «ГАЗа».

Сейчас в риторике политиков и экономистов часто слышны слова о повороте к Востоку. Какое положение имеют азиатские производители автомобилей на отечественном рынке?

Такая тенденция была еще до высказываний наших политиков и проявила себя давно. Например, есть предвзятое отношение к китайским производителям. Но для меня уже аксиома, что эти товары имеют очень высокое качество. Необходимо поменять имеющееся стереотипное представление. Хотелось бы особенно отметить корейских производителей. Они умело пользуются кризисом.

Уже известный факт, что в 2008/2009 гг. корейские компании в Америке сумели повысить продажи на падении местных брендов. То же самое сейчас происходит и в России. В 2015 г. из страны ушла американская корпорация General Motors – эти производители сейчас активно осваивают освободившуюся нишу.

За счет каких характеристик корейского автопрома это стало возможным?

Как говорят сами корейцы, так как у них мало ресурсов, они научились много работать. Еще одно их «ноу-хау» - они всегда предоставляют дешевые кредитные ресурсы, а не как у нас – под 20%. При выходе на американский рынок эти предприятия смогли успокоить потенциальных покупателей и подстегнуть продажи авто.

Там, даже если человек лишается работы,  действуют специальные программы, по которым машина, взятая в кредит, перепродается без ощутимых потерь для ее владельца, - рассказал спикер.

Как, по вашему мнению, будет развиваться автомобильный рынок в 2016 г?

Надеюсь, что с весны он начнет расти, поскольку было уж слишком затяжное падение. Вне зависимости от кризиса, если осенью продажи автомобилей падают, то весной - растут. Это традиционная сезонность.

Срок эксплуатации машины в среднем составляет от трех до пяти лет. В условиях экономических трудностей он увеличивается до шести- семи  лет.

Со времени окончания предыдущего кризиса, люди по максимуму «откатали» свои прошлые покупки и рассматривают варианты обновить автопарк. Поэтому есть вероятность того, что в 2016 г. произойдет приток клиентов в салоны за новыми машинами.

Конечно, для этого должны появиться еще некоторые предпосылки в виде доступных кредитов. Сейчас одним из сдерживающих факторов покупки является их отсутствие, поскольку в России машины покупаются обычно именно на заемные деньги.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.