Отечественное производство мяса птицы зависит от поставок технологий - "Русское поле"
Времена большого импорта в страну птицы из-за рубежа позади, но мы еще зависимы от заграничных технологий. Об этом рассказал "ДК" член совета директоров по развитию УК «Русское поле» Антон Романов".
Сегодня, по данным мясного союза России, доля импорта на отечественном рынке мяса птицы только 3%. Однако, несмотря на такой показатель, себестоимость производства продукции растет, и мы по-прежнему зависимы от Европы и США - рассказал «Деловому кварталу» член совета директоров по развитию агрохолдинга «Русское поле» Антон Романов. Связано это с тем, что 100% отечественного мясного птицеводства работает на иностранных кроссах (породах птицы). В России нет высокотехнологичных генетических центров, способных их выводить.
Куриный cross over
Кроссы домашней птицы – популярный феномен. Это производственные гибриды пород и целых линий, из которых получаются всем знакомые бройлеры. Несмотря на то, что в России отсутствует недостаток собственной продукции, родоначальники наших бройлеров до сих пор импортируются из западных стран. Как считает Антон Романов, при условии запрета ввоза их в Россию, уже имеющихся образцов нам хватит лишь на несколько лет, дальше объем производства отечественного мяса птицы начнет резко сокращаться.
Насколько важен сегодня кросс в производстве мяса птицы в России?
Хороший современный кросс обеспечивает необходимый прирост массы птицы, конверсию корма, устойчивость к заболеваниям и т.д. На отечественном рынке сейчас представлено три кросса, и все они – иностранные. Это РОСС, Хаббарт и КОББ. Первые две разработки – французские, а последняя – американская.
В условиях внешних экономических и политических трудностей, с которыми в 2014 г. столкнулась Россия, нам просто необходимо выводить свой, отечественный кросс птицы. Генетика - это сложная наука, это не цеха, которые можно построить быстро, на это нам потребуются годы и большие инвестиции в эту область, которые, к сожалению, пока не выделяются.
А есть ли альтернатива генетическим кроссам?
Даже оптимизируя издержки за счет полного производственного цикла «от поля до вилки» в "Русском поле" все равно отмечают увеличение себестоимости товара. Она растет как раз из-за того, что стоимость племенного материала напрямую зависит от курса рубля. Такая же ситуация и с поставками витаминов, необходимых для полноценного питания птицы. Производственная себестоимость в отрасли растет быстрее цен реализации, как следствие - доходность в отрасли последнее время снижается.
Поэтому я убежден, что только непрерывные инновации позволят сохранить лидирующие позиции на высоком конкурентном рынке. В нашем деле важно все - начиная с того, чем питается птица до того, насколько быстро готовый продукт доставляется в магазин.
В 2015 г. агрохолдинг «Русское поле», как и в предыдущие года, не стоял на месте. Был существенно обновлен парк оборудования, в первую очередь это касается глубокой переработки мяса птицы. Была введена в эксплуатацию новая котельная, построена и запущена собственная электростанция, открыто 38 фирменных магазинов, увеличив их число до 195.
Все это позволяет нам добиваться успеха на рынке. От того насколько быстро и качественно производитель создает продукты и доставляет их потребителю, зависит конкурентоспособность абсолютно любого игрока рынка мяса птицы. Поэтому полный цикл производства может поставить предприятие в выигрышное положение даже в условиях трудностей, возникающих в связи с введением санкций. Главное для нас – это сокращение издержек посредством развития технологий, и увеличение скоростей взаимодействия между бизнес-единицами холдинга.
Хватает ли Нижегородской области мощностей для 100% обеспечения мясом птицы?
Местные производители обеспечивают чуть более 50% внутреннего потребления. На долю продукции под брендом «Павловская курочка» приходится 35% рынка. Остальной объем привозится из других регионов. В основном, поставки мяса птицы осуществляются из Белгородской области, которая находится более чем за 1000 км от Нижнего Новгорода, соответственно логистика охлажденного мяса занимает больше времени, чем доставка от местного производителя.
Однако у «Русского поля» тоже есть место экспорту…
Да, развитию наших товарных марок в других регионах, как раз, и способствует ставка на технологии и логистику между бизнес-единицами холдинга. Продукция под брендом «Павловская курочка» представлена уже в 12 регионах России. В основном это колбасы, деликатесы и полуфабрикаты. Продажи за пределы Нижегородской области на текущий момент составляют около 15 тыс. тонн в год, и мы активно развиваем данное направление.
«Кушать» хочется всегда
Как считает Антон Романов, ключ к успеху – это создание товара для разных групп людей. Так, например, «Русское поле» считает своим достижением продукты «Для детей», которые вырабатываются под особым контролем и декларированы для питания в возрасте от трех лет. В ассортименте компании есть продукты различных ценовых категорий.
Как соотносятся экономический и премиальный сегменты вашей продукции?
Покупательский спрос сегодня падает, но наличие собственной розничной сети позволяет нам оперативно реагировать на запросы рынка. Мы постоянно общаемся с нашим покупателем и отмечаем интересный факт: несмотря на снижение уровня дохода, потребитель продолжает выбирать качество, действуя по принципу «меньше да лучше».
Именно поэтому «Русское поле» старается поддерживать сбалансированные продажи различных категорий продуктов в широком спектре ценовых сегментов.
Изменился ли спрос на деликатесы?
Несмотря на кризис, "Русское поле" продолжает развивать и премиальный сегмент, где особый акцент делается на качестве и натуральности продукта. Например, в ассортименте представлены торговые марки: «Из филе», «Мясная Долина», «Вкус впечатлений».
Однако на этом мы не останавливаемся. В 2016 г. запускаем новый проект «R&D центр» - центр инноваций и разработки новых продуктов.
Какие категории мясной продукции наиболее подвержены риску падения спроса, если кризис будет продолжаться?
Вообще, эксперты рынка отмечают снижение доли деликатесов в структуре рынка мясных продуктов. Однако в ассортиментном портфеле компании «Русское поле» мы не наблюдаем падения доли деликатесной продукции. Это связано с высоким уровнем лояльности к марке «Павловская курочка». По опросу потребителей фирменной розничной сети в сентябре индекс потребительской лояльности у нас составил 9,8 из 10.
Антон Романов не исключает возможности того, что внутреннее перепроизводство обрушит цены и многие компании окажутся неэффективными. Конкуренция высоко- и низкоэффективных производителей вытеснит последних с рынка, и с 2018 г. на поле сражения за потребителя останутся только самые дальновидные производители.
Поэтому уже сейчас «Русское поле» формирует долгосрочные конкурентные преимущества. В ближайшие три года мы продолжим построение эффективного и экологичного производства, применение новых технологий, позволяющих повысить пользу продукта и его привлекательность.
Я уверен, что даже в кризис нижегородцы должны питаться вкусно и разнообразно, в этом и есть суть нашей миссии. Поэтому падения спроса на свежие и качественные продукты местного производства мы не прогнозируем.