Операторы подготовили антикризисные программы
эксперты Антон Антич директор по работе с партнерами VMware Россия / СНГ Алексей Касаткин генеральный директор ЗАО «Активные технологии» Алексей Малышев генеральный директор ООО «Сонет НН» Алексей
эксперты
Антон Антич
директор по работе с партнерами VMware Россия / СНГ
Алексей Касаткин
генеральный директор ЗАО «Активные технологии»
Алексей Малышев
генеральный директор ООО «Сонет НН»
Алексей Суслопаров
директор Волго-Вятского филиала компании «АйТи»
Андрей Шишкин
директор ГК «Константа»
К чему приводит аудит информационной системы?
Как изменится спрос на отечественное ПО?
Рынок системной интеграции пострадал от кризиса не так сильно, как автомобильный или, скажем, строительный. Однако участники рынка принципиально не согласны, что IT-отрасли досталось от финансовой нестабильности меньше других. «Если бы информационная индустрия вдруг стала «тихой гаванью», в нее бы давно направили огромные инвестиции. А этого не происходит», — сетует генеральный директор ЗАО «Активные технологии» Алексей Касаткин.
По данным отчета Russia Vertical Markets 2008-2012 Forecast, рост спроса на продукцию IT, начиная с IV квартала 2008 г., резко замедлился и в целом за год составил всего 10,5%. «Ряд клиентов корпоративного сегмента, с которыми мы работаем, серьезно сократили закупки IT-оборудования и программного обеспечения. В текущем году мы ожидаем сокращение объема рынка в долларовом исчислении на 20–40% и в связи с этим усиление конкуренции», — рассказывает генеральный директор ООО «Сонет НН» Алексей Малышев. По словам директора Волго-Вятского филиала компании «АйТи» Алексея Суслопарова, один из наиболее заметных трендов — изменение структуры спроса: «Он стал более ориентирован на поддержку уже существующих на предприятиях IT-сервисов, чем на создание новых».
Участники рынка едины во мнении: под сокращение попадут инвестиционные проекты, направленные на развитие. Сегодня клиентам нужны точечные недорогие и быстроокупаемые IT-решения.
Однако оценивать эффективность подобных проектов пока рано. Как рассказал директор ГК «Константа» Андрей Шишкин, когда начался кризис, клиенты бросились покупать CRM. «Мыслили так: что-то клиенты перестают нас любить, нужно купить специальное ПО для повышения эффективности взаимоотношений с ними. Никто не задумался о том, что CRM не столько программа, сколько технология, даже методология. В итоге покупка мало кому помогла», — поясняет г-н Шишкин.
Несмотря на то, что автоматизация изначально предполагает экономию ресурсов и окупаемость, сегодня большинство продуктов и услуг интеграторы продвигают как антикризисные. На рынке действительно появляются принципиально новые решения, однако большинство продуктов и услуг интеграторы просто «переупаковали».
Работу корпоративных информационных систем чаще всего можно улучшить и без замены или приобретения дополнительного оборудования и ПО. Алексей Суслопаров: «Обнаружить скрытые резервы можно с помощью аудита информационной системы. Иногда результаты аудита сильно удивляют руководство компаний, поскольку раскрывают большие ресурсы для оптимизации затрат на IT». Единственный минус — аудит, разумеется, стоит денег.
Антон Антич, директор по работе с партнерами VMware Россия / СНГ, рассказал о том, что антикризисным предложением его компании стали услуги по виртуализации серверов. «Если в прошлом году основная «зацепка», из-за которой с нами начинали диалог, заключалась в том, что у компаний физически кончалось электричество в серверных, то в этом году основной является тема снижения издержек», — объяснил г-н Антич.
Компания «АйТи», по словам Алексея Суслопарова, еще осенью разработала пакет антикризисных решений: они направлены на снижение стоимости владения IT и на расширение функционала при минимальных вложениях. «К примеру, наша компания предлагает аренду SugarCRM. Аренда CRM-системы подразумевает, что компания не покупает дорогостоящие лицензии на ПО, а пользуется им, регулярно отчисляя арендные платежи. При этом нет необходимости тратить ресурсы на внедрение и поддержку системы — эти услуги включены в арендную плату».
Для удержания клиентов участники рынка также разрабатывают специальные услуги поддержки. По словам Алексея Касаткина, специалисты его компании из стандартного набора услуг сделали пакет поддержки для пользователей «1С: Предприятие 8»: «Он предназначен для тех клиентов, кто не планирует отказываться от поддержки, но стремится на время минимизировать потребление услуг».
Мнения об увеличении конкурентоспособности отечественных продуктов в новых экономических условиях у экспертов ДК разошлись. «Думаю, спрос на отечественные продукты вырастет относительно зарубежных. На них почти не отразилось изменение курсов валют», — считает Алексей Суслопаров. «Возможно, спрос на отечественное ПО вырастет, но только если российские продукты привести к сравнимому с западным ПО эффекту при заметно более низкой цене. На текущий момент мне такие продукты, к сожалению, неизвестны», — констатирует г-н Антич.
Интеграторы также не исключают роста спроса на программное обеспечение с открытым кодом. Это своего рода панацея от больших первоначальных затрат. Подобное ПО ничего не стоит, заказчик будет тратить деньги только на его техническую поддержку.
Сейчас интеграторы подстраиваются под потребности рынка и понимают, что заработать в этом году больше, чем в прошлом, вряд ли получится. А вот когда ситуация стабилизируется, рынок системной интеграции ждет бурный рост, — компании, пережившие кризис, на собственном опыте почувствуют либо преимущества автоматизации, либо потребности в ней.
детали
5 требований к «антикризисным» IT-проектам
1 Измеряемая экономия проекта 2 Быстрая окупаемость 3 Низкая совокупная стоимость 4 Оперативное внедрение 5 Низкие риски проекта
Источник: «Сонет НН».