«Онлайн-кинотеатры уводят у нас ленивого зрителя, предпочитающего походу в кино диван»

«Кинотеатры у нас постоянно "хоронят", но у них всегда находится возможность повоевать за зрителя», — считает председатель совета директоров, сооснователь ГК «Электроника» Сергей Кузнецов.

Три-четыре месяца после того, как весной 2018-го в Кемерове случился пожар в ТРЦ «Зимняя вишня», в кинотеатрах было затишье: люди просто боялись идти в торговые центры, рассказал председатель совета директоров, сооснователь ГК «Электроника» (Нижний Новгород) Сергей Кузнецов. Какими для кинопроката были 2018 и 2019 гг., как кинотеатры подстраиваются под изменившиеся условия, конкурируют с онлайн-площадками и футболом за внимание зрителя — в колонке для DK.RU.

Обновили приложение — упали в сопутствующих продажах

— Сегодня активными потребителями становятся миллениалы — поколение людей, родившихся с 1980 по 2000 гг., так называемые «игреки». Это люди продвинутые, у них свой, особый стиль жизни. Это индивидуалисты, скептики, прагматики, которые считают и оценивают буквально все — расходы, доходы, выгоды. Они потребляют традиционные услуги, используя современные инструменты. А за ними идет еще более продвинутое поколение «Z».

Анализируя потребности клиентов, мы понимаем, что нам нужно учитывать интересы молодой аудитории — а значит, модернизировать свои предложения во всех сферах, где мы работаем, будь то кино, фитнес или гостиничный бизнес. Экономя время и предоставляя дополнительные удобства для молодежи, мы ускоряем процессы приобретения услуг.

Но теперь многие наши клиенты игнорируют те вещи, которые им ранее были интересны, а нам — выгодны. Используя современные технологии, мы в чем-то прирастаем, а что-то теряем. И думаем, что противопоставить новым вызовам.

Например, в сети кинотеатров «Империя грез» мы обновили приложение для покупки билетов, чтобы не платить комиссию билетным операторам: оно простое, красивое, удобное для клиентов, билет не нужно распечатывать — можно пройти в зал, просто приложив к валидатору экран с QR-кодом. Доля бронирований и покупок билетов через приложение резко возросла (сегодня более 35% билетов у нас приобретается через интернет-портал и приложение).

Другая сторона этой медали — то, что теперь люди идут мимо кассы, где наш основной заработок, — сопутствующие продажи!

Несколько лет назад мы внедрили ноу-хау, которое теперь есть почти у всех: объединили бары с кассами, чтобы один и тот же кассир продавал зрителям и билеты в кино, и попкорн, и напитки. Когда клиент пробивает общий чек, то его, как правило, не смущает стоимость отдыха в кино в целом: люди получают услугу «в одном окне», мы зарабатываем. Те, кто в целях экономии нес в зал напитки из супермаркета или с фудкорта, а не с наших касс — где они, конечно, дороже — были и раньше, но таких людей было немного, и для нас их доля не была критичной.

Теперь благодаря приложению спад продаж в «сопутке» стал ощутим, хотя мы хорошо приросли в билетах (в посетителях), то есть в деньгах за кинопрокат.

Кроме того, если человек купил билет в приложении, а потом все же идет на кассу за попкорном, у него включается еще и некий психологический барьер. В Москве билет в кино стоит 500-600 руб., и отдать 300 руб. за попкорн не так жалко. У нас билет в кино может стоить дешевле, чем ведро попкорна. Безусловно, это вызывает вопросы, но это данность: дело в том, что по соглашению с кинопрокатчиками устанавливаются определенные рамки стоимости билетов для всех кинотеатров в каждом отдельном регионе исходя из покупательской способности населения, и значительно менять цены в ту или иную сторону мы просто не вправе.

«Нас замучили эвакуациями»

Сегодня мы много думаем над тем, как вернуть зрителя в кино.

Весной 2018-го в Кемерове случился пожар в ТРЦ «Зимняя вишня». 3-4 месяца в кинотеатрах было затишье: люди просто боялись идти в торговые центры. Мы тогда по собственной инициативе сделали небольшое видео с правилами эвакуации, которое показываем, как в самолетах, в кинозале перед сеансом (кстати, этот ролик федеральное МЧС рекомендовало как образец для всех кинотеатров страны). Летом во время Чемпионата мира все были на футболе или в пивных барах. В целом по 2018 г. мы потеряли около 20% трафика.

2019 г. для кинопроката тоже был тяжелым, это также отголоски трагедии в Кемерове. Нас замучили эвакуациями. Около 20 эвакуаций по тревоге у нас произошло за прошлый год. Хорошо, что люди с пониманием к ним относятся. 

Второе рождение «Электрона»

Самые успешные кинозалы — конечно, многозальные, находящиеся в крупных ТРЦ с гарантированным трафиком. Однако в сети «Империя Грез» есть и кинотеатр морально устаревшего, бесперспективного формата — однозальный «Электрон», который и находится, скажем так, на отшибе.

Два-три года назад он работал в минус, не окупая даже свои затраты. Мы преобразовали его в социальный кинотеатр. Это было достаточно сложно продавить, как я уже сказал, из-за особенностей ценообразования: договоры с дистрибьюторами не разрешают такой демпинг, и это сразу стало бы поводом для жалоб со стороны конкурентов. Мы долго вели переговоры, потратили много сил на то, чтобы убедить «коллег» в том, что этот кинотеатр им не конкурент (и что он скорее будет конкурентом для нашего же кинотеатра в «Небе»). В итоге договорились: для «Электрона», в виде исключения, был сделан ценник 120-150 руб. за билет, правда, не на самые кассовые фильмы — премьеры должны сначала «откатать» другие кинотеатры за установленную стоимость.

Но даже с этим условием эффект был колоссальный! Это была прямо-таки вторая молодость кинотеатра! И второй год он прилично работает. Оказалось, цена имеет значение, люди приезжают даже с других районов, хотя у них там вообще-то есть свои кинозалы.

Будущее кинотеатров и конкуренция с онлайн-площадками

Кинотеатры у нас постоянно «хоронят», но у них всегда находится возможность повоевать за зрителя. В 80-х и 90-х появились видемагнитофоны, потом — DVD, потом начали развиваться появляться домашние кинотеатры и цифровые технологии, постоянно совершенствующие качество видео и звука, но «большой» кинопрокат всегда предлагал что-то альтернативное. Именно в кинозалах сначала появился качественный звук Dolby, который потом стали имитировать современные домашние акустические системы, потом — 3D, который теперь есть у многих как опция в домашнем телевизоре. Придумали качающиеся кресла, спецэффекты: туман, дождь, ветер. Сегодня в кинотеатрах устанавливаются лазерные проекторы, эта техника пока очень дорогая и внедряется только в новых залах. Будущее — за проекциями на три экрана: один перед зрителем, другие по бокам. Получается эффект 3D, но без очков.

Эксперты и зрители много спорят о том, станут ли серьезными конкурентами для кинопрокатчиков онлайн-кинотеатры — IVI, ОККО и другие. Мое мнение — да, они являются интересной альтернативой, которая уводит ленивого или интровертного зрителя, предпочитающего походу в кино собственный диван.

Но всем остальным домашний кинопросмотр не сможет «заменить эффект погружения», который дают картинка и глубокий звук в реальном кинотеатре с большим экраном. Не говоря уже о том, что для многих кино — это важный способ культурного досуга с семьей, выход в свет, ведь основной аудиторией наших кинотеатров остаются люди в возрасте 35-45 лет, платежеспособные, семейные.

К слову, если учесть стоимость месячной подписки на онлайн-сервисы, может оказаться, что они даже дороже билетов в кино. Безакцептные списания за продление подписки, о которой вы забыли, вытягивают из вашего кошелька деньги, на которые по большому счету и живут многие онлайновые кинотеатры. Так что онлайн-площадки и «офлайновые» кинотеатры сегодня просто делят контент: одним — сериалы по вечерам, другим — качественные, эффектные кинопремьеры со спецэффектами.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.