Олег Выперайленко: "Нужно формировать уникальный ассортимент"

Основная проблема локальных сетей — низкая маржинальность и схожесть товаров на полке с федеральными сетями.

Необходимо сформировать собственное лицо с оригинальным ассортиментом, чтобы отстроиться от крупных федеральных сетей и начать зарабатывать. 

Председатель Совета директоров ООО «ТД «Колиз» Олег Выперайленко в интервью «ДК» рассказал об этом и других трендах на рынке нижегородского продуктового ритейла.

Недавно внесены поправки в Закон о торговле, которые обязывают нижегородские торговые сети до нового года внести изменения в договоры с поставщиками. Так, ограничена 5% (вместо 10) премия с оборота. Сокращается и максимальный срок отсрочки оплаты торговыми сетями продовольственных товаров, полученных от поставщиков. Как эти изменения, по вашему мнению, отразятся (или уже отразились) на торговых сетях? В каком направлении движется законодатель, внося подобные поправки в закон? 

— Снижение ретро-бонуса в перспективе может сдержать рост стоимости продуктов в торговых сетях, поэтому закон направлен в первую очередь на покупателей. Однако сейчас крупные сети так или иначе все равно останутся при своей марже. Сегодня у производителя федерального уровня доля продаж через торговые сети — около 70%, поэтому производителю волей-неволей приходится соглашаться на их условия. Если обеспечить государственный контроль наценки на товары общего спроса на уровне 20-25%, то от этого выиграет только покупатель. Но на данном этапе сети к этому не готовы. 

О необходимости повышения продовольственной безопасности региона говорят много и давно. Однако сейчас в регионе уверенно себя чувствуют, пожалуй, только производители овощей. Вопрос обеспечения региона мясом и молоком стоит по-прежнему остро. Как можно, на ваш взгляд, перейти от импортозамещения «на бумаге» к реальному импортозамещению? Что для этого нужно сделать? 

— Только государственное регулирование спасет отечественных поставщиков молока и мяса. Овощная отрасль идет в рост, потому что заработок на овощах — до 100%. В отличие от овощей молоко закупается практически по себестоимости, соответственно у производителя практически нет средств для инвестиций в свое развитие. Чтобы развивалась молочная отрасль, нужно вводить регламенты на молокосодержащую продукцию. Тогда потребитель будет понимать, что он пьет. Пока на одной полке натуральный российский продукт соседствует с молокосодержащим аналогом под названием «молоко», невозможно сформировать правильные цены. В ситуации с мясом — себестоимость российского мяса слишком высока, чтобы составить конкуренцию импортному. Поэтому только квотирование поставок и государственное регулирование входной цены импортного мяса может помочь российским производителям. 

«Поглощения и ценовые войны» в сфере продуктового ритейла, по оценкам управляющего банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игоря Рожковского, продолжатся и в 2017 г. Согласны ли вы с этим мнением? Назовите основные причины, по которым местные сети проигрывают конкуренцию федеральным. 

— Ценовые войны и поглощения будут продолжаться, а федеральные сети будут глобализироваться. Идет процесс консолидации бизнесов во всех сферах деятельности. В кризисное время на арену вышли крупные игроки, которые могут позволить себе вкладывать деньги в активы. Сейчас самое время скупать сети — вся розница чувствует себя, мягко говоря, некомфортно. 

Основная проблема локальных сетей — недостаточно профессиональная работа с ассортиментом. Известно, что в локальную сеть завести продукт гораздо проще, чем в федеральную. Федеральные сети строго выдерживают соотношение 80х20, при этом 80 — это топы на полке. В локальной сети ассортиментный ряд шире, где есть схожие позиции с федеральными сетями, однако не выдерживается это соотношение. Однообразие ассортимента с федералами не добавляет местным сетям привлекательности, потому что в ценовых войнах они все равно проиграют: входные цены из-за недостаточных объемов выше, рентабельность меньше, а расходы те же. 

Если говорить об ассортиментной политике «Солянки» — «Солянка» ищет уникальный продукт. Являясь детищем дистрибьютора, имеющего заведомо выгодные входные условия, «Солянка» имеет собственное соотношение 20х80, где 20% — это топовые позиции по максимальной низким ценам, а 80% — уникальные товары в основном местного производства, пользующиеся высоким спросом. 

В чем вы связываете вновь возросшую популярность «магазинов у дома» в Нижнем Новгороде? Как вы думаете, сохранится ли этот тренд в дальнейшем? 

— Популярность магазинов у дома связана с увеличением темпа жизни и катастрофической нехваткой времени у людей. Нет времени после работы ехать в большие магазины — в то же время есть необходимость купить все продукты в одном месте, желательно рядом с домом, и желательно свежие и качественные. Эту потребность могут удовлетворить только магазины у дома.

Каковы основные тенденции на рынке продуктов питания Нижегородской области, на ваш взгляд? Основные проблемы, с которыми сталкиваются производители, дистрибуторы и ритейлеры? 

— Основные тенденции — с одной стороны, люди начали обращать больше внимания на качество продукта и готовы за это качество заплатить дороже. Мы видим, как растет сегмент «эко», «фермерских», «натуральных» товаров, — это качественный, уникальный, домашний продукт, который не может быть дешевым. Однако с другой стороны, тренд на глубокие скидки и акции в федеральных сетях все-таки привлекает максимальный трафик покупателей.

У местных производителей не может быть таких масштабных акций, как у федералов, однако эти два процесса дают нам повод надеяться на то, что со временем будут выигрывать небольшие производители, которые готовы дать покупателю качественный продукт,  — Городецкое молоко, например, мясные деликатесы «Телячьи нежности», Ковернинское молоко (марка «Превосходство лучшего»).

Для ритейла потребуются новые компетенции — ритейлеры должны будут научиться работать с продукцией в коротких сроках. Тот, кто сможет оседлать этот тренд и нарастить товарооборот этих продуктов в долях 20-30%, серьезно закрепится на рынке.

Крупные производители обесценили свои продуктовые бренды глубокими акциями и скидками. Покупатель уже не реагирует на скидку в 15%, привлекательная скидка для него — 50%. Поэтому сейчас в ценовых акциях сталкиваются серьезные игроки, идет перераспределение долей. Чтобы нарастить объемы продаж, необходимо уходить в производство нового продукта. 

Первый магазин сети «Солянка» был открыт 1 июня, сейчас в городе работают три магазина сети. Каковы ваши планы по дальнейшему развитию?

— Все наши нововведения проходят объективную покупательскую оценку. Мы увидели, что один и тот же ассортимент по-разному воспринимается жителями разных районов. Те позиции, которые востребованы в Приокском районе, отличаются меньшей «уходимостью» на проспекте Ленина. Мы тщательно тестируем не только ассортимент, но и его оформление в магазине. Так, группа «специи» в каждом из действующих магазинов представлена по-разному: на Гагарина это стандартные высокие стеллажи, в «Цветах» — эксклюзивное специально спроектированное оборудование, а на проспекте Ленина эта группа значительно расширена весовыми специями. Всего за 2 недели работы магазина продажи специй на проспекте Ленина превзошли все прогнозы.

Открывая каждый следующий магазин, мы берем все самое лучшее из действующих форматов.

Развивая сеть в ситуации, когда другие закрываются, мы не имеем права на ошибку. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.