Обзор: Рестораны и кафе быстрого обслуживания
Игорь Борисычев председатель правления холдинга «Синтагма Групп» Александр Котюсов президент ГК «ПИР» Любовь Кузьмичева исполнительный директор Нижегородской Ассоциации Рестораторов и Отельеров Дер
Игорь Борисычев
председатель правления холдинга «Синтагма Групп»
Александр Котюсов
президент ГК «ПИР»
Любовь Кузьмичева
исполнительный директор Нижегородской Ассоциации Рестораторов и Отельеров
Дерек Миллер
директор ООО «Бродвей пицца»
Татьяна Романчева
директор Нижегородского центра научной экспертизы
Юрий Тарасцов
исполнительный директор ГК «ПИР»
Какие сегменты заведений быстрого обслуживания развиваются быстрее всех?
Нужен ли ресторатору «громкий» бренд на фудкорте?
Если верить прошлогодним планам рестораторов, в течение 2008 г. в городе откроется как минимум 80 кафе и ресторанов быстрого обслуживания. Большую часть из них собираются создать федеральные сети. Сеть «Чайная ложка», разместившая в прошлом году свои заведения в гипермаркетах «Лента», планирует открыть чайную и вне фудкортов торговых или торгово-развлекательных центров. Уже второй год открыть кафе на Б. Покровской собирается «Шоколадница», которая пока работает только в ТРЦ «Мега» и «Фантастика». Изучив нижегородский рынок с фудкортов ТРЦ, готовятся «выйти в город» и другие федеральные сети: «Кофе Хауз», Wokie Dokie, «Сбарро». Нижегородских рестораторов это не смущает. С одной стороны, по словам экспертов, большинство федеральных игроков заявляют о своем открытии в центре города уже не первый год. А с другой, федералам придется столкнуться с дефицитом площадей — как на фудкортах строящихся ТРЦ, так и в отдельно стоящих зданиях. Лучшие места в городе уже заняты нижегородскими рестораторами.
Еще пару лет назад рестораторы открывали заведения быстрого обслуживания на фудкортах только торгово-развлекательных центров. В прошлом году они пошли и на территорию гипермаркетов. К такому шагу их подтолкнул дефицит пригодных площадей. Как оценивает перспективу директор Нижегородского центра научной экспертизы ТАТЬЯНа РОМАНЧЕВа, в 2008 г. количество торговых площадей в городе увеличится на 25-30% только за счет ввода в эксплуатацию торговых центров. Г-жа Романчева указывает, что часть запланированных к открытию в этом году ТЦ не будет сдана в эксплуатацию: «Это не новость на рынке — заявились и не уложились в обещанные сроки». По подсчетам экспертов, даже если будет построено все, фудкортов новых ТЦ не хватит для размещения всех заявленных проектов.
Большую часть запланированных к открытию в 2008 г. ТЦ и ТРЦ возводят местные застройщики. Татьяна Романчева: «Как показала практика, местные девелоперы отдают предпочтение местным рестораторам, предлагая площади в первую очередь им». Поэтому при распределении площадей фудкортов у нижегородских рестораторов есть привилегия. По словам эксперта, предварительная договоренность и формирование пула арендаторов площадей фудкорта происходят еще на стадии строительства. ГК «Столица Нижний» до окончания реконструкции завода «Старт» и ввода второй очереди ТРЦ «Фантастика» уже выделила часть площадей под заведения ГК «ПИР». Точно так же вместе со «Столицей Нижний» развивается и сеть «Ресторанов быстрого обслуживания «Едок»: заведения открываются практически на всех площадках застройщика. С г-жой Романчевой согласен председатель совета директоров холдинга «Синтагма Групп» ИГОРЬ БОРИСЫЧЕВ: «В регионе, где все дружат между собой, вопрос об аренде площадей между нижегородскими предпринимателями решается «относительно быстро», и местные ресторанные дома могут быть уверены, что площади для своих заведений на фудкортах они найдут».
Эксперты уточняют, что в конкуренции за площади в торговых и торгово-развлекательных центрах преимущество имеют крупные ресторанные дома. По словам рестораторов, сейчас большинство девелоперов предпочитают разместить на одном футкорте в ТРЦ не 8-12 небольших заведений, а одно-два заведения с общим числом посадочных мест до 400-500. Директор ООО «Бродвей пицца» ДЕРЕК МИЛЛЕР два года назад разместил в ТЦ «Муравей» на проспекте Ленина четыре заведения на одном фудкорте: «Мы предложили управляющей компании сразу несколько разных форматов, обеспечив выбор и для клиентов ТРЦ». ЮРИЙ ТАРАСЦОВ, исполнительный директор ГК «ПИР»: «Для управляющей компании работать с одним-двумя рестораторами на фудкорте проще, чем с десятком арендаторов. А ресторатору такой подход дает возможность «развернуться», предложив на одной площадке сразу несколько форматов». Игорь Борисычев: «Будучи единственным, я могу модифицировать свой формат free-flow, предложить в «Едоке» бар, лаунж-зону — то есть фактически стать мультиформатным». Руководители нижегородских ресторанных домов считают, что благодаря договоренностям с девелоперами в текущем году они разовьют свои преимущества по отношению к федеральным и местным мелким игрокам.
Ключевое правило для выбора площадок под рестораны быстрого обслуживания — проходимость. Улиц с высокой проходимостью в Нижнем Новгороде, по словам экспертов «ДК», немного, и все они находятся в историческом центре города — между площадями Минина, Горького и Свободы. Президент ГК «ПИР» АЛЕКСАНДР КОТЮСОВ: «Здесь мы сталкиваемся с основной головной болью всех рестораторов в городе — пригодных для открытия предприятий общественного питания площадей практически нет. А если есть, значит, недостаточно электромощностей, и только переоборудование помещения обойдется в 1,5 раза дороже открытия заведения той же площади на фудкорте торгового центра». Плюс к этому — стоимость месячной аренды в исторической части города постепенно приближается к $120 за кв.м, в то время как средняя арендная ставка в ТРЦ — $50 за квадрат. Поэтому, по мнению экспертов, зачастую открывать кафе в исторических зданиях центра города более чем нецелесообразно. Из неосвоенных рестораторами, но перспективных улиц эксперты называют только Ильинскую, Печерскую и набережную Феодоровского, но там либо нет инфраструктуры, либо земельные участки периодически делят между собой девелоперы под строительство бизнес-центров и объектов жилой недвижимости.
ГК «ПИР» планирует развивать кафе быстрого обслуживания в спальных микрорайонах, где за счет открывающихся ТРЦ с фудкортами постепенно раскачивается спрос на «заведения районного масштаба». Эксперты не исключают, что в обозримом будущем их успеху будет способствовать и перенос центров деловой активности из центральной части Нижегородского района в заречную часть города. Рестораторы прогнозируют, что в местах концентрации деловой активности будут востребованы и бизнес-ланчи, и «вечерние перекусы». По словам экспертов, даже если пока нет явных предпосылок, открываться в «спальных» районах стоит. Например, первая пиццерия появились три года назад на улице Культуры в Сормовском районе — чуть поодаль от пешеходной зоны, и заполняемость у них, по данным экспертов, по вечерам держится на уровне 80-90%». По мнению игроков рынка, приходящие в Нижний Новгород рестораторы вряд ли скоро возьмутся за спальные микрорайоны, поэтому в течение 2008 г. местные игроки планируют активно закрепляться именно там.
Самый насыщенный в городе сегмент заведений быстрого обслуживания — пиццерии. Дерек Миллер: «В Нижнем Новгороде каждые два месяца открывается по одной пиццерии, как под собственным брендом, так и по франшизе. Иногда начинает казаться, что Нижний стал Италией». И Японией одновременно — небольшие японские ресторанчики тоже растут, как грибы после дождя. По сравнению с остальными форматами заведений, порог вхождения в эти ниши в разы ниже — инвестиции в открытие пиццерии или суши-бара составляют в среднем 2-2,5 млн руб., а срок окупаемости — два года. Инвестиции в открытие ресторана в демократичном сегменте могут составить 20-25 млн руб., а срок окупаемости — растянуться до четырех лет.
В 2008 г. будут развиваться и рестораны формата free-flow (свободный поток). По мнению Игоря Борисычева, этот сегмент пока не насыщен. До сих пор ГК «Синтагма» открывала в Нижнем Новгороде работающие в таком формате рестораны быстрого обслуживания «Едок» только в ТРЦ и бизнес-центрах. В конце 2007 г., купив франшизу «Елки-Палки Экспресс» и открыв заведение в жилом здании на Б. Покровской, ГК «ПИР» стала в этом сегменте вторым в Нижнем Новгороде игроком после сети «Едока». Александр Котюсов: «Как выяснилось уже через месяц, место мы выбрали практически идеальное — демократичного заведения там как раз и не хватало. Днем «Елки-Палки Экспресс» — это кафе, где можно перекусить, а по вечерам благодаря высокой проходимости улицы и отсутствия конкуренции — место, где люди собираются просто пообщаться».
Как заявляют эксперты, сегмент чайных и кофеен для рестораторов — пока «больная тема» — в городе до сих пор не сформирована культура потребления чая и кофе. «В исторической части города кофейня будет стоить ресторатору в 1,5 раза дороже, а средний чек ему придется сохранять на уровне 150 руб. — нижегородцы морально не готовы оставлять в подобных заведениях больше. Поэтому срок окупаемости у чайных и кофеен вырастает с обычных для рынка общепита трех до шести лет», — поясняет Александр Котюсов. По данным экспертов «ДК», и «Шоколадница», и «Кофе Хауз» планируют открыть кофейни со средним чеком выше принятого в регионе — на уровне 250-300 руб. «Безусловно, москвичи могут себе позволить держать средний чек на столичном уровне, проработав при этом первое время в убыток. Зато тем самым они будут формировать не только спрос, но и, возможно, новую культуру питания в регионе», — считает исполнительный директор Нижегородской ассоциации рестораторов и отельеров ЛЮБОВЬ КУЗЬМИЧЕВА. ГК «ПИР» два года назад заявляла о развитии сети кофеен «Касабланка» в Нижнем Новгороде, но проект пока остался на бумаге, хотя от планов руководство компании не отказывается до сих пор.
В последние два года в сегмент ресторанов быстрого обслуживания стали приходить новички, покупающие франшизы известных ресторанных брендов. Отношение к франчайзиновым схемам в этом сегменте у рестораторов неоднозначное. Игорь Борисычев рассказал, что посетители, выйдя с фудкорта, зачастую не могут вспомнить бренд заведения, в котором они перекусывали. Поэтому бренд заведения быстрого обслуживания, особенно одиночного, не имеет самостоятельной ценности. С ним не согласен Александр Котюсов, заявивший, что франчайзинг — самый оптимальный вариант развития на этом рынке благодаря приобретению с франшизой отработанных технологий. Эксперты сходятся в одном: под собственным или под чужим брендом, в этом сегменте необходимо строить сети заведений. Увеличение количества работающих под одним брендом кафе повышает его узнаваемость.
Игроки рынка прогнозируют, что количество франчайзинговых заведений в городе в ближайшее время будет расти. Это связано с тем, что столичные ресторанные сети активнее продвигают свои программы франчайзи и готовы заходить в регион через своих партнеров. В основном по договору франчайзинга в регионе работают индивидуальные предприниматели. Из крупных ресторанных домов по франшизе открывает заведения только ГК «ПИР» в партнерстве с входящей в группу компанией Аркадия Новикова ЗАО «Ланч» и Росинтер Ресторантс Холдинг.
В ближайшие полтора года, по мнению экспертов ДК, будут востребованы заведения всех форматов, так как ни один сегмент рынка кафе и ресторанов быстрого обслуживания до сих пор еще не насыщен. Игрокам сейчас важно не столько определяться с форматами открываемых ресторанов, сколько захватывать ключевые площадки. Пока это центры районов города и фудкорты ТРЦ.
цифры
Нижегородский общепит в цифрах
| $410млн | объем нижегородского рынка общественного питания в 2007 г. |
| на20-25% | растет рынок в регионе последние два года. |
| 40% | рынка занимают кафе и рестораны быстрого обслуживания. |
| 25% | доля рынка, которую занимает крупнейший ресторанный дом ГК «ПИР». |
| 8 | нижегородских ресторанных домов имеют сети более чем из шести заведений. |
Источник: «Деловой квартал», ИК «Финам».
Франшиза позволяет сэкономить при открытии заведения
Объем инвестиций в заведение быстрого обслуживания площадью 100 кв.м. на фудкортах нижегородских ТРЦ при планируемом сроке окупаемости в 2–3 года.
| ИНВЕСТИЦИИ | ОБЪЕМ |
| в открытие под своим брендом | $250-450 тыс. |
| в открытие по франшизе | $150-200 тыс. |



