Обзор: Лизинговые компании - 20.10.2008
эксперты Олег Алешин генеральный директор ГП «Трансинкор» Мария Альбина специалист по развитию бизнеса компании «РОСПРОКАТ-Лизинг» Алексей Аптюшев директор по лизингу ЗАО «Ипотечная компания Сберба
эксперты
Олег Алешин
генеральный директор ГП «Трансинкор»
Мария Альбина
специалист по развитию бизнеса компании «РОСПРОКАТ-Лизинг»
Алексей Аптюшев
директор по лизингу ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка»
Сергей Власов
начальник финансового отдела ОАО «Павловский автобус»
Наталья Вьюгина
главный экономист ЗАО «Инструмент»
Павел Гарлик
руководитель отдела кредитования юридических лиц ООО «ФОСБОРН ХОУМ»
Ольга Кокичева
директор нижегородского филиала ООО «Глобус-Лизинг»
Ольга Мозолева
финансовый директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход»
Вячеслав Мясковский
директор по развитию ГК «АвтоРента Сервис»
Александр Олейник
директор ООО «Лизинговая компания «Нижегородская финансовая аренда»
Александр Сотнев
заместитель директора ЗАО «Нижегородский лизинговый центр»
Галина Фатеева
директор филиала ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» в Нижнем Новгороде
Каков уровень износа оборудования крупных промышленных предприятий?
Как игроки рынка уходят от жесткой конкуренции?
Нижегородский рынок лизинга высококонкурентен: по оценкам экспертов, сейчас в регионе работает около 50 лизинговых компаний. Сильные позиции занимают не более 10 игроков, деля между собой половину рынка. По данным УФАС, в 2007 г. лидерами в регионе были Приволжская лизинговая компания и Ипотечная компания Сбербанка. В сегменте лизинга автотранспорта, который служит основным источником дохода и для универсальных компаний, лидируют «Европлан», «УралСиб», «Элемент Лизинг».
По мнению экспертов, под влиянием кризиса многие мелкие компании уйдут с рынка, но не исключено, что в регионе будут появляться все новые филиалы крупных иногородних структур. Нижегородская область, с ее развитой промышленностью и большим количеством предприятий с устаревшим оборудованием, привлекательна для таких игроков, поэтому конкуренция вряд ли станет слабее даже после кризисной зачистки.
Естественно, в такой ситуации лизингополучатели могут рассчитывать на максимальную гибкость партнеров. АЛЕКСЕЙ АПТЮШЕВ, директор по лизингу ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка»: «Волей-неволей приходится постоянно думать о качестве услуги, совершенствовать технологию работы и увеличивать скорость проведения сделок».
В борьбе за крупных клиентов игроки зачастую идут на уступки в таких параметрах лизинговой сделки, как величина авансового платежа, срок лизинга, размер комиссионного вознаграждения, страховые тарифы. В условиях высокой конкуренции среди лизингодателей в выигрыше всегда будет лизингополучатель. Финансовый директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» ОЛЬГА МОЗОЛЕВА рассказывает: «Прежде чем приобрести оборудование в лизинг, мы рассматривали предложения от нескольких лизинговых компаний. Определяющими параметрами для нас были: низкие тарифы, небольшой первый взнос, простота в подготовке сделки». НАТАЛЬЯ ВЬЮГИНА, главный экономист ЗАО «Инструмент», дополняет: «Работают все же не с компаниями, а с людьми. Поэтому, кроме цены вопроса, для нас важны коммуникабельность и оперативность сотрудников той или иной лизинговой компании».
По мнению экспертов, за последнее время на рынке лизинга заметно изменилось соотношение между независимыми игроками и банковскими структурами — последних становится все больше. «Банки, создавая собственные лизинговые компании, уже не желают сотрудничать с другими лизингодателями — своими конкурентами, — рассказывает руководитель отдела кредитования юридических лиц ООО «ФОСБОРН ХОУМ».
Выжить в таких условиях могут только очень сильные лизинговые компании или структуры с иностранными финансовыми вливаниями, такие как, например, ЗАО «Европлан» или ООО «Каркаде». «Не могу сказать, что ощущается хоть какая-то избирательность со стороны банков, — возражает директор нижегородского филиала ООО «Глобус-Лизинг» ОЛЬГА КОКИЧЕВА. — Например, Сбербанк работает с независимыми компаниями, хотя у них есть и собственная лизинговая структура. Будет банк кредитовать вас или нет, зависит лишь от его политики именно в этом регионе и от интереса к заемщику. Некоторые банки могут выдать кредит одному из наших филиалов и в то же время отказать подразделению компании, расположенному в другом регионе».
По мнению генерального директора ГП «Трансинкор» ОЛЕГА АЛЕШИНА, чтобы уверенно чувствовать себя в конкурентной среде, независимая лизинговая компания должна обладать собственными, а не только заемными средствами: «Наиболее значимый фактор при построении отношений с банками — финансовые показатели. Обладая собственными ресурсами, клиентской базой, сформировавшейся за годы деятельности, наработанными контактами в сфере банковского сотрудничества, мы более свободны в финансовом маневрировании».
Участники рынка видят один способ уйти от жесткой конкуренции — разделить сферы деятельности. «Многие лизинговые компании сосредотачиваются на отдельных направлениях: авиатехнике, сельхозтехнике, железнодорожной технике. И хотя узкая ниша может быть ограничивающим фактором, на высококонкурентном направлении специализация оправдана», — считает специалист по развитию бизнеса компании «РОСПРОКАТ-Лизинг» МАРИЯ АЛЬБИНА. «Деятельность игроков сужается — нельзя объять необъятное и предлагать в лизинг все и сразу, — соглашается директор по развитию ГК «АвтоРента Сервис» ВЯЧЕСЛАВ МЯСКОВСКИЙ. — Например, мы стали одним из трех федеральных партнеров компании Ford по программе коммерческих автомобилей, и теперь можем предложить более низкие проценты по лизингу автомобилей этой марки.
Выбрав сегмент, игроки формируют полный комплекс услуг. «Уже несколько лет наша компания предлагает финансовый лизинг в комплексе с оперативным (возвратным) лизингом. Клиент может получить от нас либо деньги на покупку машин, либо готовый к работе транспорт — без головной боли, связанной с оформлением каких бы то ни было документов и обслуживанием автопарка», — поясняет г-н Мясковский.
Руководитель отдела кредитования юрлиц ООО «ФОСБОРН ХОУМ» павел Гарлик отмечает, что способность игроков уходить от жесткой конкуренции в первой половине года способствавала стабильному развитию рынка: «У нас каждый игрок нашел свою нишу: одни занимаются розницей, другие обслуживают корпоративных клиентов. Каждая лизинговая компания отличается от других уникальностью своих программ».
Банковский кризис создал на рынке лизинга ситуацию, схожую с блокадой: банки перестали кредитовать клиентов, исключений нет даже для тех партнеров, сотрудничество с которыми уже было подтверждено. «Поскольку 99% лизинговых компаний используют заемные средства, естественно, финансовый кризис напрямую нас затронул, — рассказывает г-н Мясковский. — Сейчас все лизинговые компании заняли выжидательную позицию. Банки, конечно, могут дать деньги, но под процент, который выльется для потребителя в фатальную цифру». «Все находятся в одинаковом положении, — подтверждает Павел Гарлик. — Многие лизинговые компании месяц назад свернули деятельность. Даже те, кто до кризиса был на подъеме, сейчас бездействуют». АЛЕКСАНДР ОЛЕЙНИК, директор ООО «Лизинговая компания «Нижегородская финансовая аренда», дополняет: «Хотя мы сотрудничаем сразу с несколькими банками, мы остановили все сделки: ни одна кредитная организация не дает денег под прежние проценты. Естественно, клиентов это не устраивает. Но мы не боимся их потерять: ведь наши конкуренты тоже стоят. Думаю, продлиться это может от пары недель до двух месяцев». «Лизинговая деятельность по сути своей долгосрочна, поэтому краткий период простоя не может серьезно на что-то повлиять, — считает заместитель директора ЗАО «Нижегородский лизинговый центр» АЛЕКСАНДР СОТНЕВ. — Но не исключено, что подобное затишье может длиться годами. Кто-то выдержит, кто-то — нет».
Есть и те, кто немного оптимистичнее смотрит в будущее. Ольга Кокичева: «Банки, с которыми мы работаем, конечно, значительно увеличили процентные ставки (что соответственно сказалось и на стоимости нашей услуги для клиентов), сроки рассмотрения проектов и требования к финансируемым объектам лизинга, но главное — пока кредитовать нас продолжают. Буквально на этой неделе мы должны получить средства для одной из крупных сделок». У компаний, которые совмещают лизинговую деятельность с предоставлением разного рода услуг по аренде транспорта и оборудования, оптимизма еще больше. Как отмечает Вячеслав Мясковский, снижение предложения на рынке лизинга привело к росту спроса на аренду автомобилей: «В условии кризиса потребителю всегда легче планировать траты на сегодня-завтра, чем рисковать, влезая в долгосрочные кредиты».
Особенно популярный в прошлом году лизинг автомобилей заметно сдал позиции. «Стабильный спад спроса на автолизинг заметен на протяжении всего года, — комментирует Александр Олейник. — Связано это, прежде всего, с насыщенностью рынка авто. Лизингодателям сейчас имеет смысл работать только с компаниями, чей бизнес непосредственно связан с автомобилями и у которых не менее 10 машин в автопарке.
Вячеслав Мясковский, напротив, убежден, что рост в сфере автолизинга продлится как минимум три года: «В 2008 г. мы заключили несколько крупных договоров с корпоративными клиентами — никаких оснований говорить, что востребованность автолизинга снижается. Скорее, меняется спрос на автотранспорт — в связи с пробками на дорогах возрос интерес к небольшим коммерческим автомобилям и спецтехнике. Этот сегмент не только не заполнен, но и находится в зачаточном состоянии: с большой долей вероятности можно прогнозировать его рост в ближайшие несколько лет».
По мнению экспертов, после стабилизации финансовой ситуации драйвером роста для рынка лизинга станет донельзя изношенное оборудование нижегородской промышленности. «Степень износа на крупных заводах составляет около 90%, — подтверждает начальник финансового отдела ОАО «Павловский автобус» СЕРГЕЙ ВЛАСОВ. — С 1991 г. в течение 15 лет оборудование почти нигде не менялось. Естественно, большинство производственников сейчас заинтересовано в обновлении устаревших агрегатов». «Лизинг производственного оборудования стабильнее других сегментов — спрос в этой области будет непременно расти», — соглашается Александр Олейник.
По мнению экспертов, в 2008 г. ожидается замедление темпов прироста рынка лизинга до 55–60%. Начиная с 2005 г., объем рынка лизинга ежегодно рос более чем в два раза. В 2007 г. сумма заключенных договоров увеличилась по отношению к 2006 г. на 165% и составила $39 млрд — это был самый высокий показатель за последние семь лет.
«Темпы роста рынка в 2008 г. будут, безусловно, гораздо ниже, чем в предыдущем. Некоторое замедление стало заметно еще летом. Тогда это можно было частично объяснить сезонностью, но с начала сентября процесс стал ярко выраженным. В условиях повышения стоимости финансирования некоторые лизингополучатели стали пересматривать свои инвестиционные планы. В основном это касается крупных проектов, связанных с лизингом дорогостоящего оборудования», — отмечает Алексей Аптюшев.
С оговоркой на то, что сейчас вообще мало что можно прогнозировать, участники рынка в один голос заявляют о своем настрое на дальнейшую работу, и прогнозируют, что в следующем году на рынке лизинга появится несколько новых направлений. Не исключено, что в 2009 г. на нижегородский рынок могут прийти компании, которые откроют новые направления по лизингу авиатехники, железнодорожной и кораблестроительной техники, оборудования для химической промышленности. Будет расти и такая новая сфера лизинга, как финансовая аренда недвижимости. Тем более что объектом лизинга коммерческой недвижимости может быть любое недвижимое имущество, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, торговые помещения, здания, сооружения, включая объекты на стадии завершения строительства.
По мнению экспертов, основными точками роста в следующем году станут крупные государственные заказы единичного характера (олимпийская стройка, энергетическое оборудование, авиатехника), государственные программы поддержки отдельных отраслей (например, сельского хозяйства, дорожного строительства), а также сектор так называемого розничного лизинга (легковой и грузовой автотранспорт, строительная техника). Ольга Кокичева отмечает, что, несмотря на госзаказы, интерес лизингодателей к рознице снижаться не должен: «Крупные заказы — это, конечно, хорошо, но не стоит недооценивать и малые сделки. Мы одинаково заинтересованы во всех клиентах, независимо от величины их бизнеса», — подчеркивает г-жа Кокичева.
«Особенно высокий спрос на лизинг ожидается в строительстве, грузовых перевозках, авиации, деревообрабатывающем и бумажном производстве. Также перспективны направления лизинга телекоммуникационного и IT-оборудования и оборудования для нефтедобычи и нефтепереработки. Наиболее успешными будут компании, обслуживающие те отрасли экономики, где наблюдается значительный рост, а также фирмы, развивающие свою филиальную сеть в регионах», — полагает Мария Альбина.
Рэнкинг российских лизингодателей в 2007 г.
Сумма лизингового портфеля на 1 января 2008 г., млн руб.
| 1 «ВТБ-Лизинг» |
156 759,0
|
| 2 «РГ Лизинг» |
60 386,0
|
| 3 «Альфа-Лизинг» |
46 076,0
|
| 4 «Бизнес Альянс» |
40 965,3
|
| 5 ЛК «Уралсиб» |
36 041,5
|
| 6 «РТК-Лизинг» |
33 419,5
|
| 7 «Авангард-Лизинг» |
32 202,3
|
| 8 «ИНПРОМлИЗИНГ» |
30 128,0
|
| 9 Группа компаний «НОМОС-лизинг» |
21 231,5
|
| 10 Europlan |
16 952,0
|
| 11 «Райффайзен-Лизинг» |
16 504,9
|
| 12 «Вольво Финанс Сервис Восток» |
16 046,1
|
| 13 «Элемент Лизинг» |
15 960,2
|
| 14 «Металлинвестлизинг» |
15 641,5
|
| 15 «ЮниКредит Лизинг» |
15 436,1
|
| 16 «Скания Лизинг» |
12 962,0
|
| 17 «Брансвик Рейл Лизинг» |
12 130,3
|
| 18 «Интерлизинг» |
11 393,0
|
| 19 «Ильюшин Финанс Ко» |
11 040,0
|
| 20 «Глобус-Лизинг» |
10 531,6
|
Источник: «Эксперт РА».
Вячеслав Мясковский: «Востребованность автолизинга не снижается — меняется спрос, растет интереск небольшим коммерческим автомобилям».
Олег Алешин: «Наиболее значимый фактор при построении отношений с банками — финансовые показатели».
Павел Гарлик: «Каждый игрок на рынке лизинга нашел свою нишу: одни занимаются розницей, другие обслуживают корпоративных клиентов».







