"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж

За 15 лет транспортная электросеть потеряла около 20% своего ресурса, и, если не остановить этот регресс, то в музей истории МП «Нижегородэлектротранса» попадут и действующие трамваи и троллейбусы...

Нижегородский музей электротранспорта в этом году в окружении юбилеев. Через несколько месяцев ему исполнится 45 лет. А в  прошлом году здесь чествовали трамвай, который появился в нашем городе 120 лет назад.  27 июня свою 70-летнюю дату отметит нижегородский троллейбус. Но неспроста же говорят, что день рождения — грустный праздник. Электротранспорт в Нижнем Новгороде сегодня переживает тяжелые времена: сокращаются линии, подвижной состав, а о перспективах развития совсем ничего неслышно. За последние 15 лет транспортная электросеть потеряла около 20%  своего ресурса, и если не остановить этот регресс, то в  музей  истории МП «Нижегородэлектротранса» попадут не только раритетные, но и действующие трамваи и троллейбусы...

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 1

В трамвайном парке №1 и сегодня цветут яблони

Музей нижегородского электротранспорта в прямом смысле — второй «Нескучный сад». Во-первых, здесь собрана  одна из самых интересных коллекций подвижного состава в России -  здесь девять ретро-трамваев и два ретро-троллейбуса. А, во-вторых, это самый настоящий яблоневый заповедник. В 1969 г. депо № 1, которое ранее располагалось  в кремлевском манеже, переехало в Нагорный микрорайон. Первый директор парка Константин  Лепилин, открывавший, кстати, троллейбусное движение в Горьком, решил превратить этот пустырь в зеленую зону. Из Спасского района сюда были привезены десятки большегрузов чернозема, с юга спецдоставкой  прибыли сортовые саженцы. И вот он, яблоневый сад. В 2006 г. дендрарий  частично попал под топор: яблони рубили под будущую музейную площадку.

Экспозиции, скитающейся по разным углам, нужно было место. Говорят, сотрудники депо плакали. А сейчас понимают — жертва была не напрасной.

— Мама, смотри какой трамвай, как луноход! — восторженно кричит мальчишка лет десяти. — А большущий какой! Прям «Звездные войны»!

— Эта модель называется  ЛМ-57, - улыбается Валентина Купряхина, заведующая музеем истории МП «Нижегородэлектротранс». - Мы его зовем стилягой. Настоящий шестидесятник! Если вы чуть-чуть отойдете назад и посмотрите вперед, то увидите устремленность линий. Он же создавался на заре космической эпохи! Можно сказать, ровесник первых спутников.

 "Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 2

Заведующая музеем истории МП «Нижегородэлектротранс» Валентина Михайловна Купряхина показывает «космического пришельца» — вагон ЛМ-57

Валентина Купряхина — тоже спутник, только трамвайный. Их пути сошлись почти 20 лет назад. Если подумать, то она самая что ни на есть вагоновожатая,  водит экскурсии по вагонам былой славы. Как правило, свои  рассказы начинает с «Эрликонов».

 — Я его называю образцом трамвая конца XIX- начала XX вв. Был ли он изготовлен в Швейцарии или оттуда привезли только оборудование, никто не знает.  Думаю, что второй вариант, —  рассказывает Валентина Михайловна. —  Посмотрите,  у него две площадки управления, поскольку пути тогда были однопутными. Водитель приезжал на конечную остановку, переходил на заднюю площадку и начинал движение в противоположную сторону.

Трамваи эти ездили с «сачком»: ловили невнимательных пассажиров. А между прицепом и головным вагоном располагались планки безопасности. Таково было требование городской думы, которая заключала договор с собственником трамвайной линии. 

Эти экспонаты мы могли бы и не увидеть, если бы не режиссер Глеб Панфилов, который в 1987 г. снимал в  нашем городе фильм «Запрещенные люди»  по произведениям Максима Горького. Мосфильм тогда не поскупился и выделил несколько тысяч рублей на восстановление «Эрликонов». Для этих киносъемок трамвайно-троллейбусное управление построило в Сормове настоящую линию, по которой в свете софитов и катался наш железный герой. Ну, а после свидания с синематографом артистичный трамвай вернулся в музей в качестве экспоната. 

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 3

Реконструкция одного из первых вагонов, появившихся в Нижнем Новгороде после Всероссийской выставки в 1896 г.

Одни из первых нижегородских вагонов, кстати, были очень неустойчивыми из-за своего деревянно-металлического каркаса. 

— Поэтому на съездах и крутых поворотах «Эрликон» мог не только сойти с линии, но и завалиться на бок. Тогда пассажиры выходили из вагона и с помощью палок и бревен помогали ставить его  на рельсы, — рассказывает экскурсовод. — А на перекрестках, например на пересечении Большой и Малой Покровской, обычно стоял городовой, он тоже  участвовал в ликвидации первых в истории города ДТП. В таких случаях неизменно прибегал фотокорреспондент из «Нижегородского листка» и спрашивал: «Нет ли увечных и убиенных?». А городовой ему отвечал: «Никак нет-с. Все упали благополучно». 

После революции нижегородский трамвай «упал» надолго. 1 мая 1919 г. движение было остановлено. В стране бушевала разруха, не хватало электричества. Веселые трамвайные трели горожане услышали лишь 4 года спустя — в 1923-м. 

— Перед вами вагон «Х», он тоже как и «Эрликон» наполовину деревянный, — представляет  посетителям очередного обитателя музея Валентина Купряхина. — Он появился на нижегородских улицах в конце 20-х годов. Вообще, это вагон-герой: ковал Победу в тылу! В годы Великой Отечественной на нем возили не только пассажиров, но и многочисленные грузы. В строю был аж до начала 50-х!

— А почему «Х»? — интересуется кто-то из толпы.

—  Потому что самая большая партия этих вагонов ушла в Харьков, вот и назвали его на букву «Х».

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 4

Вагон «Х»  имеет легкий харьковский «акцент»

На смену «ветерану» в 1935 г. пришли вагоны производства завода «Красное Сормово». Это первые четырехосные трамваи,  более устойчивые, чем «падкие» Эрликоны».  Самое то для горных маршрутов.  Пассажиров они возили до 1972 г. и, без преувеличения, являлись украшением улиц. Трамвайчик изначально выпускался Коломенским машиностроительным заводом, поэтому и называется коломенским. В России таковых осталось всего 3 штуки: два в Москве и один у нас. Любители советских фильмов в нем сразу признали «реквизит» киношлягера  «Место встречи изменить нельзя». «Кирпича», если помните,  берут именно там. 

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 5

Коломенский моторный вагон.  Один из самых красивых трамваев музея сегодня прячется в крытом павильоне. «Старичок» очень метеочувствителен и категорически не переносит дожди и морозы. 

А вот про следующего героя Валентина Михайловна говорит с особым теплом, потому что это ее любимый трамвай. Зовут фаворита ЛМ-49, он с 50-х по 70-е гг. обслуживал, в основном, автозаводские маршруты.

— Скажите же, он на слона похож? — спрашивает заведующая музеем у своих гостей. — Вот посмотрите на его «мордочку». Если между «глазок» представить хобот — ну вылитый слоник, разве нет?! 

Двери трамвая чем-то похожи на створки метровагона. В салоне на редкость просторно. Как сказала одна из посетительниц музея, «прям как в кафе, можно танцевать». А уж какие мягкие сидения —  утонуть легко и приятно. Всего Горький закупил 63 таких трамвая, и они в свое время стали символом общественного транспорта.

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 6

ЛМ-49: "слон" в трамвайном парке

А вот еще один трамвайный реликт. В 70-е, конечно, он казался революцией в отечественном трамваестроении. Как-никак, это первая попытка наших инженеров создать первый электронный трамвай. Его старшего брата знают даже юные горожане, так как РВЗ-6 в реставрированном виде и сейчас курсирует по маршруту №2. Век его преемника был недолог. 14 вагонов, присланных в Горький на испытания, проверку на прочность не прошли, и Рига забрала их назад — дорабатывать модель к следующему съезду партии. А потом грянула перестройка, страну залихорадило, начались перебои с финансированием и Союз развалился. Тем не менее, сормовичи этот чудо-вагон помнят до сих пор:  пусть и недолго, но он их катал с ветерком по шестому и седьмому  маршрутам.

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 7

 

РВЗ-7 ушел в  досрочную «отставку» по причине слабого здоровья 

А вот с троллейбусами в музее пока недобор. Из двух экспонатов в пункте приписки всего один «рогатый» - ЗИУ-5. Второй троллейбус — легендарный МТБ-82 — сейчас временно «квартируется» в Музее колеса.  Именно эта модель, кстати, открывала горьковское троллейбусное движение в 1947 г. А первым водителем был Константин Владимирович Лепилин, который впоследствии  и стал директором нагорного депо-сада. Троллейбусы были «суровыми» и холодными: лобовые стекла замерзали, и водители терли их солью. Случалось, протирали до дыр. 

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 8

Троллейбус ЗИУ-5. На сегодняшний день это единственный «рогатый» в музее нижегородского электротранспорта. Второй "рогатый" экспонат - легендарный МТБ-82 - сейчас временно в музейной командировке.

Все это история, местами курьезная, местами драматичная. Но это часть  нашего города. Представьте Прагу или Будапешт без трамваев. Или Крым без троллейбусов. Так и Нижний Новгород без электротранспорта — город без души, — грустно улыбается Валентина Купряхина.  — Вы знаете, одна из наших вагоновожатых написала замечательные строки: «Как Нижнего нет без трамвая, так нет без трамвая меня». Я тут подумала, чем не девиз нашего музея?! Скажу больше: чем не  новая транспортная стратегия?

"Нижний Новгород без электротранспорта — город без души". Ностальгический репортаж 9

Трамвай МТВ-82  всегда ходил без прицепа. Присоединить к нему второй вагон технически не представлялось возможным. Вот такой он единоличник!

Александр Седов. Специально для Dk.Ru.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.