Нижегородский бизнес получит специализированные МФЦ минимум через 1,5 года
В начале 2016 г. минэкономразвития предложило региональным властям в пилотном режиме организовать МФЦ для бизнеса. Как работают действующие центры в регионе и когда появятся специализированные?
По словам директора Уполномоченного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Нижегородской области Анатолия Карсакова, в настоящее время во всех районах области действуют 63 многофункциональных центров (МФЦ) и 70 удаленных рабочих места, которые оказывают 106 государственных услуг, в том числе 65 федеральных и 41 региональную. Кроме того, в МФЦ оказываются 30 муниципальных услуг.
«За первое полугодие 2016 г. в МФЦ региона обратилось 873 116 нижегородцев, что на 65,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - отметил Анатолий Карсаков.
При этом за первое полугодие 2016 г. лучшим МФЦ из расчета количества оказанных услуг на 1000 жителей района стали Городецкий район (126,9), Княгининский район (122,3) и городской округ Первомайск (120,3). У Первомайского и Княгининского МФЦ лучшие показатели и по показателю оказанных муниципальных услуг на 1000 жителей – 46,8 и 36 соответственно. Однако есть и МФЦ, которые оказались в конце рейтинга районов по количество оказанных услуг на 1000 населения, хотя назвать их «неэффективными» и нельзя. Это МФЦ Шатковского района - 32,4. Воскресенский район -29,9. Балахнинский район - 29,2».
«С дополнительной нагрузкой МФЦ справятся», - подчеркнул Анатолий Карсаков, комментируя подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым распоряжение о выдаче заграничных и общегражданских российских паспортов, а также водительских прав во всех многофункциональных центрах с февраля следующего года.
По мнению директора ООО «Региональный кадровый центр» Натальи Моисеенко, есть работа, который каждый госорган должен хорошо, грамотно и в сроки выполнять.
«Цели посещения многофункциональных центров (МФЦ) у людей разные и лучше не нарушать эту логику. Так, ФМС я посещаю регулярно. Меня устраивает и скорость работы с клиентом и то, что я могу подать документы онлайн и прийти туда лишь чтобы забрать готовый документ. Сейчас население, наоборот, стремится уйти из районных МФЦ в центральные службы. Я как-то обратилась в Автозаводский МФЦ, чтобы получить паспорт. Там очереди занимали с 5 утра. Это разве нормально? А в ФМС – система работает без сбоев», - считает она.
Наталья Моисеенко считает важным грамотно выстроить работу МФЦ и минимизировать число прихода людей в них: «Граждане должны забирать там только готовый документ. А для этого необходимо онлайн наладить предварительную подачу документов, проверку данных. В этом случае работа МФЦ может быть серьезно оптимизирована и улучшена».
В свою очередь директор ООО «Лифтэкс» Александр Кузнецов рассказал о своем опыте обращения в МФЦ:
«Недавно я пользовался услугами многофункционального центра в Сарове при регистрации предприятия. Получилось так, что МФЦ сроки предоставления услуг пока только увеличивает. Если раньше регистрация предприятия шла 5 дней, то сейчас на эту же процедуру потребовалось 10 дней. По крайней мере, у нас в Сарове. Основная идея создания МФЦ – облегчить доступ населения к услугам и ускорить получение этих услуг. Но пока многофункциональные центры, я считаю, неработоспособны в том объеме и качестве, в котором задумывались. Не хватает персонала и отлаженных связей между службами. Все это приводит к увеличению сроков. Надеюсь, что через некоторое время (возможно, через год-два) ситуация изменится. Но сегодня поговорка «хотели как лучше, а получилось как всегда» в полной мере соответствует деятельности Саровского МФЦ. Логичнее было бы отстроить работу действующей системы МФЦ в России, а потом накладывать на центры дополнительную нагрузку».
Как рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, руководитель НРО «Партии Роста» Павел Солодкий, в начале 2016 г. минэкономразвития предложило региональным властям в пилотном режиме организовать целевые МФЦ для бизнеса. В Приволжском федеральном округе свою готовность участвовать в программе подтвердили более половины субъектов - Казань, Пермь, Самара, Ульяновск.
«К сожалению, Нижегородская область в этом пилотном проекте не участвует, а это значит, что у нас ориентированные на предпринимателей МФЦ появятся не раньше 2018 г. В регионах-передовиках, например, в Ростовской области такой центр открылся в апреле. Там предприниматели могут решить все вопросы, связанные с ведением бизнеса, начиная от регистрации, получения необходимых согласований, разрешений на подключение к сетям. Кроме того, на базе МФЦ проходит обучение по тем субсидиям и льготах, которые бизнес может получить от государства», - подчеркнул бизнес-омбудсмен.