РАН сделал доклад о среднем классе. Эксперты разошлись во мнениях

К среднему классу себя относят уже около 60 млн россиян. Причем, как подсчитали ученые РАН, большую его часть составляют женщины. Нижегородские бизнесмены разошлись во мнениях относительно доклада.

Институт социологии Российской академии наук опубликовал аналитический доклад «Средний класс в современной России: 10 лет спустя». Документ создан по итогам общенационального социологического исследования, проведенного в феврале-марте 2014 г. Принадлежность к среднему классу определялась по уровню образования, дохода, занятию нефизическим трудом и самоидентификации. Ученые выяснили: в 2003-2008 гг. средний класс вырос с 29 до 34% от населения страны, после кризиса сократился до 26%. На начало 2014 г. средним классом себя считают уже 42% жителей РФ (около 60 млн человек; цифра, сопоставимая с населением Италии). В городах-миллионниках к среднему классу себя относят более половины жителей (51%), в райцентрах — 39%, в поселках городского типа и селах — 38%.

При этом социологи констатируют: женщин в составе среднего класса больше мужчин: 64% против 36%; людей в возрасте до 40 лет — 60%. С точки зрения специалистов портрет типичного представителя среднего класса выглядит так: молодая женщина с высшим образованием, жительница крупного города, работающая по специальности, удовлетворенная своим социальным положением, доходом, карьерой и ростом возможностей для предпринимательства.

По данным исследования, средний класс в России вырос в последнее время за счет работников средней квалификации, в том числе в госсекторе. При этом большая часть представителей среднего класса получает социальный статус и материальные блага за счет перераспределительных, а не рыночных механизмов. Ученые сравнивают эту ситуацию с положением, которое было характерно для Германии, Великобритании и Франции 45-50 лет назад.

Нижегородские бизнесмены разошлись во мнениях. Некоторые эксперты утверждают, что в странах с развитой экономикой есть критерии, по которым относят к среднему классу. Они должны быть в основе исследования. Также есть сомнения, что женщины превалируют и что они являются типичным представителем среднего класса. Кроме того, по словам нижегородских бизнеменов, доход человека, который относит себя к среднему классу, должен находиться в диапазоне 80 - 150 тыс. руб. Соответственно, это это будет явно не 50% нижегородцев.

Генеральный директор консалтинговой группы «Тренинг - НН» Евгения Киселева согласилась с аналитиками:

«Средний класс составляет около 40% жителей России. В Нижнем Новгороде – около половины. Что касается женщин, то их в принципе больше. Поэтому логично, что женщин в составе среднего класса больше мужчин».

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.