«Ничего больше не радует, а бизнес угасает?». Что делать, если вы полностью выгорели

«Когда мы идем напролом, мы заставляем себя не чувствовать боль, обрастаем броней, а потом не чувствуем ничего. И чтобы почувствовать хоть что-то, нужно повышать градус. Но есть другая практика».

Как продлить срок эффективной жизни сотрудника в компании? Что делать, если к концу года вы потеряли мотивацию к работе? Депутат городской думы, председатель комиссии по экологии, ведущий эксперт Центра стратегического консалтинга «ОСНОВА», основатель Российского Клуба Управленцев «Золотой Запас» Михаил Кузнецов объясняет, как управлять своим настроением в современных стрессовых условиях.

— Пять лет назад ко мне обратилась одна из крупнейших российских компаний. Запрос был стандартным: разработать программу подготовки топ-менеджеров. Мы готовили такую программу 1,5 года. Топ-менеджмент — эффективные, сильные, трудолюбивые люди, почти все с MBA, знают, что такое стратегическое управление, KPI, Agile. Но в процессе быстро стало понятно, что они обратились не с тем запросом. Оказалось, что многие высокоэффективные сотрудники просто-напросто выгорают. Он всё знают, всё умеют, но у них больше нет огня.

Потом с подобными запросами стали обращаться и другие компании и собственники бизнеса. У многих известных нижегородских предпринимателей бизнес стал буксовать не из-за того, что бизнес-процессы плохо организованы, а потому что у сотрудников уровень внутренней мотивации снизился.

Профессиональное выгорание не позволяет сотрудникам выкладываться даже на 20%. Почему? У многих из них давным-давно закрыты все потребности, а ради чего работать дальше, они не понимают. Поэтому кто-то ударяется в эзотерику, кто-то заводит новые семьи, но все это не позволяет снова найти тот огонь, ради которого стоит жить и тем более работать.

А снижение КПД отдельного сотрудника, и тем более собственника, приводит к общей деградации предприятия. Крупные компании не могут себе позволить заменить топ-менеджера. В большой холдинг на руководящие должности неохотно берут людей со стороны, ведь сотрудник должен пройти все ступеньки внутри компании.

Чтобы ответить на поступившие запросы, пришлось погрузиться в научные исследования. И действительно, оказалось, что выгорание — это не просто какое-то ощущение или черта характера — а вполне измеримый гормональный фон. Все знают, что в стрессовых состояниях у человека высокий уровень кортизола и адреналина. Стресс — нормальная реакция организма на потенциальную опасность. Но если раньше наше тело сталкивалось со стрессом в случае угрозы нападения хищника, то современный человек, загруженный разного рода обязательствами, сталкивается со стрессом в 20 раз чаще, чем 100 лет назад. Потому тогда и не было никаких депрессий, люди были сосредоточены на вопросах выживания.

Это доказывают и исследования: как ни странно, показатель счастья в беднейших странах выше, чем в странах сытых. Это опять же связано с количеством стресса.

Когда у нас повышенный уровень кортизола или адреналина, иммунитет «выключается». Ведь в состоянии стресса организм фактически получает команду: «Надо выжить прямо сейчас, нам некогда думать о долголетии, хорошем настроении и здоровье».

И наоборот: если у вас высокий уровень серотонина (то, что мы воспринимаем как радость), окситоцина (то, что мы воспринимаем как любовь), эндорфинов (то, что мы считаем счастьем) — иммунитет усиливается. Это сигнал для нашего «слепого» древнего организма о том, что вокруг тепло, сытно и можно заниматься сексом. И вот тогда включается тот самый огонь, и люди идут на работу с удовольствием, достигают, в них горит энтузиазм. И все хорошее созидается только с этим огнем.

Хорошая новость в том, что настроением можно управлять. Хотя такую цель для себя пока ставят немногие. Если настроение регулярно изо дня в день хорошее, это приводит к высоким результатам работы и высокому доходу, а это, в свою очередь, позволяет вести здоровый образ жизни, есть здоровую еду. И все это, конечно, влияет на настроение. Точно также этот цикл работает и в обратную сторону: если настроение падает, неизбежно будут снижаться результаты работы, уровень жизни и здоровья.

Как менялись требования к сотрудникам в компаниях?

На заре технического прогресса компании искали эффективных сотрудников: образованных, с успешным опытом решения задач. Потом стало понятно, что сотрудники могут быть эффективными, но не очень честными: например, новичок эффективно всё понял и увел у вас клиентов и сотрудников.

Вскоре оказалось, что честности и эффективности стало недостаточно. Сегодня технологии меняются так скоро как никогда в истории человечества. Раньше достаточно было повторять новую технологию, поэтому у нас появился образ строгого, консервативного начальника, который просто заставляет сотрудников эффективно и честно работать. При этом к новшествам относились скептически, потому что они могли нарушить сложившийся алгоритм.

Сегодня сотрудники должны быть еще и позитивными. В условиях меняющих технологий эффективный, честный, то есть пользующийся авторитетом человек, если он негативно настроен, будет критически относиться к новым технологиям и также настроит остальных коллег.

Есть еще и четвертый пункт, но он нужен только для руководителей первого звена и представителей творческих профессий — интуитивность, то есть умение управлять правым полушарием мозга.

Три практики для поднятия настроения и эффективной работы

Практика первая. Результаты всех исследований показывают, что самый лучший способ нематериальной мотивации  — прозрачность и последовательность соблюдения правил в компании. Вы можете сколько угодно обещать, давать грамоты лучшим сотрудникам, но если они не понимают правил игры, то не будут замотивированы.

Недавно ко мне обратилось промышленное предприятие с проблемой спада производства. Я предложил руководству зайти в цех (они даже рабочих своих в глаза не видели!), спрашиваю первого попавшегося: «Как ты получаешь зарплату?». В ответ сотрудник что-то промямлил о том, что если машины выпустят, бухгалтерия что-то да начислит.

Самый простой рабочий должен понимать, как вы ему платите, какие цели предприятия на его уровне. Если вы это не сделаете, не будет ни лояльности, ни креативности, ни признания. Эти правила нужно не только создать, но и соблюдать. Сделайте диагностику предприятия, убедитесь в том, что самый простой исполнитель знает, как он зарабатывает.

Практика вторая. Мы называем ее «тихий час». Ввести ее просто, но соблюдать — нет. Бывает такое, что вы сосредоточились на какой-то задаче, но тут вас кто-то отвлек на пять секунд. Чтобы вновь сосредоточиться, вам нужно полчаса. Приказом по предприятию мы внедрили «тихий час» в самое эффективное для работы мозга время — с 10 до 12.00 — запрет на общение и совещания. Оставьте сотрудников в покое, поставьте жесткое правило, что в это время никто не разговаривает. За исключением менеджеров по продажам.

Практика третья. Как-то обратился ко мне собственник. Он попробовал все в жизни: яхты, недвижимость за границей, все виды секса, лучшие вина. Больше ничего не радует. А бизнес угасает. Потому что когда мы идем напролом, мы заставляем себя не чувствовать боль, обрастаем броней, а потом не чувствуем ничего. И чтобы почувствовать хоть что-то, нужно все время как бы повышать градус. Есть другая практика. Я сказал ему: «Я знаю, что ты точно не пробовал». «Сколько стоит?» — сразу спросил он. Это бесплатно. Это называется пустота.

Через наши головы постоянно идут полные составы с мыслями, образами, словами, не спрашивая, хотим мы этого или не хотим. И люди даже не задумываются, что можно поставить защиту от информации. Советую взять три дня и просто уехать в глухую деревню. Задача — жить без источников информации. Под запретом телевизор, телефон и книги. Можно гулять, заниматься спортом, медитировать, писать. Но нельзя придумывать себе какое-то дело.

В первый день вы ощутите чистый кайф от того, что вас никто не трогает, будете много спать. Во второй день вас настигнет паника, ваш замученный мозг включится: «Важные дела! Вдруг там что-то с детьми, с предприятием? Как же я тут в лесу? Дурацкий Кузнецов что-то насоветовал!». Ваша задача впервые в жизни — делать ничто. Быть в пустоте. Если вы сможете это преодолеть — на третий день в вас скопится этот огонь, который вы по-дурацки расходовали, и начнется каскад озарений. Если вы еще делали какие-то практики и медитации — будет лучше. Попробуйте, это бесплатно, кайфово и радостно.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.