Недострои и демпинг. Как ЧМ-2018 изменил гостиничный бизнес в Нижнем Новгороде
DK.RU опросил экспертов о том, что происходит в нижегородской индустрии гостеприимства после FIFA-2018. Рынок стал более конкурентным, но страдает от недостатка туристического потока.
После чемпионата мира по футболу в России прошло полгода. По программе FIFA к сентябрю 2017г. в регионе были построены четыре новых крупных отеля и еще один в начале 2018 г., вне программы. Причем три из них работают под международными брендами — Sheraton, Hilton и Marriott. А уже существующим 628 коллективным средствам размещения пришлось усовершенствовать сервис и расширить номерной фонд.
По данным департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области, к ЧМ в регионе было почти 16 тыс. номеров. Для сравнения: в январе 2018 г. номерной фонд составлял всего 9 тыс. номеров. FIFA требовало не менее 8,5 тыс. номеров к чемпионату.
Однако ЧМ принес и разочарование отельерам: не все из них успели построить гостиницы в срок, прибыль оказалась невысока, а турпоток после завершения турнира существенно не увечился.
Проданные недострои
По данным пресс-службы Ассоциации отельеров Нижегородской области, в регионе не были вовремя достроены и введены в эксплуатацию пять гостиниц. Если бы они открылись, то появилась бы еще 1 тыс. свободных номеров.
Из этих пяти объектов два принадлежали нижегородскому бизнесмену и отельеру Дмитрию Володину. На улице Карла Маркса компания «Весенние инвестиции», аффилированная с этим предпринимателем, строила отель бренда Ibis. Кроме того, бизнесмен предполагал превратить в отель здание на улице Алексеевской, известное нижегородцам как Дом Крестьянина.
Но стройки так и не завершились. Более того, бизнесмен в начале 2019 г. решил избавиться от этих активов. В январе 2019. г недостроенный Ibis выставлен на продажу за 415 млн руб. В феврале 2019 г. стало известно, что предприниматель продал и Дом крестьянина за 890 млн руб. компании «Корнер плейс».
Не загостились
Также многие отельеры ожидали, что гости чемпионата проведут в Нижегородской области более недели и принесут гостиничному бизнесу существенную прибыль. Действительно, в докладе ассоциации отельеров Нижегородской области сообщается о положительной динамике среднего тарифа продажи номера (ADR). Она прослеживалась на протяжении всего периода ЧМ с видимыми всплесками в даты игр. Наиболее значительные изменения показателей пришлись на 1/8 и ¼ финала. В эти дни цена номера в Нижнем Новгороде превысила 12 тыс. руб. за ночь, что на 270% больше значений 2017 г. Номер в среднем сдавался по цене 6 тыс. руб., что на 4,4 тыс. руб. больше, чем до ЧМ.
Источник: аналитика Hotel Advaisor
Доход на доступный для продажи номер (общая выручка от продажи номеров за день поделенная на их количество — прим. DK.RU) в даты игр варьировался от 274% до 730% — рекорд для участников гостиничного рынка.
Однако, по данным директора «Нижегородского центра научной экспертизы» Татьяны Романчевой, основная масса фанатов гостила в городе всего один-два дня. А значит, прибыль гостиниц оказалась невысокой.
В целом за год доход на доступный для продажи номер (RevPar) по итогам 2018 г. вырос на 35,5% и составил 2 тыс. руб.
Роста туристического потока после чемпионата эксперты также не наблюдают. Согласно докладу асссоциации отельеров, в дни игр загруженность объектов достигала 60%. Но сейчас она находится на уровне 45-50%.
Источник: аналитика Hotel Advisor
Негативные тенденции
Эксперты в разговоре с DK.RU отмечают, что в результате ЧМ рынок стал более конкурентным и обогатился новыми игроками, но теперь ради выживания большинству отельеров приходится снижать цены на свои услуги.
«Резкий прирост номерного фонда явно не соответствует темпам роста туристической активности, что подталкивает компании к демпингу. В результате рентабельность проектов гостиничной недвижимости снижается», — считает председатель комитета по торговой недвижимости в Российской гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор IDEM Екатерина Гресс.
Ее слова подтверждает директор гранд-отеля «Ока» Елена Федотова.
Начиная с 2014 г., количество объектов размещения увеличилось значительно, причем достаточно большая доля из них не проходила обязательную классификацию, что влияет на качество услуг и ценовую политику в регионе в целом. Мы отмечаем снижение стоимости размещения относительно 2014 г. более чем на 30%, конкуренция за гостей сегодня высокая, — отметила госпожа Федотова.
Еще одна негативная тенденция, на этот раз общероссийская — увеличение сроков окупаемости гостиниц. По данным Татьяны Романчевой, крупные объекты сейчас окупаются за 10-12 лет. Ранее отельеры могли выйти в плюс за пять.
Выход есть: отельерам помогут бизнесмены, спортсмены и китайцы
В то же время Нижний Новгород по-прежнему востребован для деловых поездок, рассчитанных на три-четыре дня.
Есть у отельеров и новые потенциально прибыльные направления. К примеру, спортивный детский и юношеский туризм. Так, по словам директора ГК «Ока», в регионе все чаще проходят соревнования для юных хоккеистов.
Другой популярный вариант — завоевывать лояльность туристов из Китая.
Мы, например, решили в феврале включиться в программу «China-friendly» и позиционировать себя как отель, дружественный китайцам. Поскольку впереди год Китая, это должно быть востребовано, — рассказала менеджер по маркетингу нижегородского отеля «Азимут» Ольга Дивеева.
Специалисты заверили DK. RU: в отрасли не ждут, что в Нижегородской области в ближайшее время произойдет новое событие масштаба ЧМ, но рассчитывают на дальнейшее увеличение количества развлекательных и спортивных мероприятий.