«Наш основной конкурент – это личный автомобиль». В Нижнем Новгороде стартовал сервис Uber
Еще до запуска сервиса заказа такси Uber в Нижнем нижегородцы скачали его мобильное приложение около 5 тысяч раз. Как Uber собирается бороться за клиентов с «Везет», «Сатурном», Яндекс-Такси и Gett?
Нижний Новгород — девятый город в России, где запустился сервис заказа такси Uber. В Нижнем Новгороде «Уберу» придется конкурировать не только с прочно обосновавшимися на рынке региональными игроками («Сатурн», «Везет»), но и похожими федеральными сервисами — Яндекс-Такси и Gett (которые вместе с Uber, кстати, уже заняли около 60% рынка в столице).
То, что нижегородцы сделали около 5 тысяч скачиваний мобильного приложения еще до запуска сервиса в этом городе, по словам директора по региональному развитию Uber в России Михаила Фишера, стало одним из сигналов к старту Uber в Нижнем Новгороде (в рамках стратегии компании по выходу во все города-миллионники, о чем сообщалось еще в прошлом году). Цель компании по работе в столице Приволжья г-н Фишер определяет просто — «Стать №1».
Тарифы, которы Uber установил для Нижнего Новгорода, подозрительно демократичны: стоимость подачи авто – 45 рублей, стоимость километра – 4 рубля, стоимость минуты – 1,5 рубля (тариф эконом-класса UberSTART). Но они экономически обоснованны, считает представитель Uber.
Нижний Новгород оказался одним из самых доступных городов, подключенных к Uber в России, наряду с Краснодаром и Екатеринбургом.
Особенно по цене за минуту поездки: к примеру, в Казани минута в пути обойдется пассажиру в 4 рубля. Причина на поверхности — средняя продолжительность поездки в Нижнем выше, пробок больше, чем в Казани.
Маршрут от «Меги» на Пролетарку для нижегородца обойдется в 130 рублей, с пл. Лядова до парка «Швейцария — 90 рублей, стоимость поездки в аэропорт из любой точки города фиксированная — 500 рублей.
«Рентабельность для водителя при столь низкой стоимости поездки достигается главным образом за счет большого количества поездок. В Санкт-Петербурге средняя зарплата водителя составляет 60-80 тысяч рублей при 40 часах работы в неделю и среднем времени простоя между заказами 5-10 минут. Полтора года назад, когда Uber запускался в Питере, мне приходилось отвечать на многочисленные вопросы о том, как мы собираемся привлекать водителей, устанавливая такие цены и условия. Но если бы сотрудничество с Uber было невыгодным, люди бы у нас не работали», — парировал представитель Uber.
Низкие тарифы в Uber не считают демпингом: «Во-первых, термин «демпинг» может применяться к крупным игрокам, занимающим 30% рынка. Мы 30% рынка не имеем. Во-вторых, чем ниже цены, тем больше людей смогут воспользоваться сервисом, тем лучше для клиентов, и конечно, для водителей».
«В своей работе Uber исходит из того, что личный автомобиль — неэффективный актив», — заявил Михаил Фишер.
В компании подсчитали, что каждый владелец реально пользуется своим автомобилем только 4% времени, а в целом все водители занимают под парковку 15% городского пространства, не говоря уже о том, что машины загрязняют воздух.
Согласно выкладкам Uber, основанным на данных PricewaterhouseCoopers, за те деньги, которые владелец Hyundai Solaris ежегодно тратит на содержание своего авто, он мог бы совершать 6 поездок на такси Uber в день, а владелец Ford Mondeo — уже 12.
«На каждый автомобиль Uber мы сможем снять с дороги в городе четыре личных автомобиля», — говорит г-н Фишер.
Впрочем, он отказался сообщить, сколько водителей в Нижнем Новгороде уже сотрудничают с сервисом, сославшись на то, что важно не количество автомобилей, а качество обслуживания — главным образом, высокая скорость подачи, которую компания собирается достичь оптимизацией «логистики».
По этим же причинам в Uber невозможно заказать такси заранее.
«Этим мы вынуждаем водителя, который ко времени такого заказа оказывается в другой части города, 30 минут ехать к «запланированному» клиенту порожняком».
В перспективе у Uber в Нижнем Новгороде будет применяться система, повышающая тариф в той части города, где наблюдается повышенный спрос на такси.
«В часы пик люди едут из одной части города в другую, а потом обратно. Повышение тарифа привлечет водителей к той части города, где выше спрос».
На первых порах эффективность сервиса — в том числе время простоя — будет отличаться от расчетных. Издержки водителю компания обещает компенсировать бонусами. Среднее время подачи автомобиля у Uber в России составляет 5 минут, в Нижнем компания будет стремиться к выходу на те же 5 минут, но допускает, что на старте придется подождать минут 10-15.
Особенностью Uber является использование только безналичной оплаты.
Деньги за поездку списываются с банковской карты, номер которой пользователь мобильного приложения указывает при регистрации в сервисе. Это, по словам, Михаила Фишера, исключает ситуации с отсутствием сдачи и поездками через магазин для размена, а также повышает безопасность работы для водителя:
«Многие водители работают с Uber и радуются, что не надо принимать наличные. Вы удивитесь, узнав, как часто грабят такси, особенно в конце смен».
Еще одна особенность — сервис сотрудничает только с юридическими лицами (включая ИП).
На первый взгляд, это может стать гарантией контроля водителей перед началом работы в сервисе, но учитывая, что многие частники могут единолично представлять собой ИП, получается, что предрейсовый контроль остается на совести водителя.
Впрочем, система контролирует общее время работы на линии, при достижении предельной ежедневной продолжительности работы «выключая» водителей на 8 часов.
Своеобразное право «выключить» водителя из системы получает и пассажир, который может выставить водителю оценку по итогам поездки, оценив в том числе его состояние и эффективность маршрута: при снижении рейтинга водитель теряет возможность работать с Uber.
«Перед началом работы в сервисе Uber водители проходят обучение «корпоративным» клиентским стандартам в нашем собственном обучающем центре, который в Нижнем Новгороде был организован заблаговременно, где-то за месяц до официального старта», — поделился Михаил Фишер.
Какой город станет следующим, компания пока не называет.
СПРАВКА. В Нижнем Новгороде Uber работает с 21 апреля в формате UberX. Приложение Uber в России представлено премиальным сегментом (UberBLACK – вызов автомобилей представительского класса, доступен в Москве и Санкт-Петербурге) и массовым сегментом (услуга UberX, доступна в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сочи, Краснодаре). К настоящему моменту Uber присутствует в 68 странах и в более чем 400 городов, пользователи сервиса совершают около 6 миллионов поездок в день.
По данным открытых источников, до настоящего момента в Нижнем Новгороде "такси-лоукостером" был сервис Яндекс.Такси. Стоимость поездки у такси, подключенных к системе «Сатурн» и «Везет», находилась в среднем диапазоне, чуть выше, чем у Яндекс-Такси; Gett предлагал самую высокую стоимость минимальной поездки, но в основном держал цены также на среднем уровне.