«Москва забрала себе все и наивно думает, что экономика регионов пойдет в гору»
«Издержки бизнеса растут, предпринимателям приходится доставать последнее из своего кошелька. Есть вариант — поднять цены, но это окончательно убьет спрос, а следовательно, и бизнес».
Аналитики FinExpertiza 1 июля сообщили, что в период с 2015 по 2018 гг. в России количество юридических лиц упало с 5,05 млн до 4,2 млн. Теперь по данному показателю страна соответствует результатам 2004 г. Конкретно в Нижегородской области за 2018 г. закрылись 5,8 тыс. компаний: их количество уменьшилось с 94,7 тыс. до 88,9 тыс. Директор ГК «Клинпарк» Александр Саратовцев поделился с NN.DK.RU своим мнением о том, с какими сложностями сталкиваются российские предприниматели при ведении бизнеса и что заставляет их уйти с рынка.
— Нам повезло, что наш бизнес работает в разных направлениях и на территории всей России, иначе мы бы тоже имели все шансы закрыться к этому году, так как в нашем родном регионе — Нижегородской области — денег очень мало. И такая ситуация, по словам наших друзей и партнеров, в большинстве регионов.
Более-менее неплохо себя чувствуют сегодня только Москва и Санкт-Петербург. Хотя в той же Москве знакомые, которые занимаются услугами и продажами, в этом году жаловались, что тоже «стали чувствовать себя хуже».
Во-первых, потому, что у населения уже несколько лет продолжает падать покупательная способность, в то время как цены в стране растут. Сколько бы нам, россиянам, ни говорили, что у нас минимальная инфляция, все дорожает — от продуктов и различных товаров до тарифов ЖКХ.
Во-вторых, очень высока налоговая нагрузка на бизнес. Речь, естественно, в первую очередь об увеличении НДС. Не уверен, что это было обязательно: в Казахстане этот налог куда меньше, в Китае его недавно понизили.
А к росту НДС государство добавляет еще различные финансовые «обязательства» типа ежедневных медицинских осмотров водителей и техосмотров автотранспорта, аттестацию рабочих мест, онлайн-кассы, прививки и прочее.
То есть при более-менее стабильной налоговой системе количество косвенных платежей увеличилось. Так, например, только одна аттестация рабочих мест на сегодняшний день стоит от 5 тыс. руб. за рабочее место. Прохождение ежедневного медицинского и технического осмотра еще несколько десятков тысяч. В связи с вводом новой системы вывоза мусора также увеличились платежи.
При этом значительно усилилось давление контролирующих органов, к которым добавились и банки. На сегодняшний день много примеров, когда предпринимателей, работающих по крупным контрактам, банки просто отказываются обслуживать, блокируют счета и личные карты.
Третий негативный фактор для наших предпринимателей — отсутствие крупных денежных вливаний из центра в экономики регионов. Нет, конечно, Москва предлагает бизнесменам участвовать в региональных масштабных стройках, рассказывает много о том, что создает уникальные возможности для развития местного бизнеса таким образом. Но давайте посмотрим, кого в итоге выбирают генподрядчиками на таких объектах. В основном там сплошь московские компании. Они оставляют подряд у себя, и деньги в регион приходят исключительно те, которых хватает для выплаты заработной платы. Даже материалы иной раз везут из других регионов. А кто у нас работает на стройках? Может, местные? Тоже нет. Мигранты или рабочие из других субъектов РФ. Соответственно, когда такие мегаобъекты строятся, экономика региона на себе это практически не ощущает. Деньги в ней не задерживаются. Более того, получается, что Центр собрал себе триллионы, и наивно думает, что нам кто-то построит стадионы, катки, парки, а экономика регионов пойдет в гору.
Также я убежден, что на снижении доходов российских предпринимателей негативно сказывается бездумное использование государством и частными компаниями в своей деятельности электронных торгов. Да, в рамках бумажных процедур формирование цены не всегда было прозрачным, но при этом заказчик мог выбрать подрядчика, обладающего необходимыми квалификацией и опытом. Сегодня зачастую основным критерием является только цена, поэтому ни заказчик не может получить услугу или товар хорошего качества, ни предприниматели не имеют возможности зарабатывать.
Поэтому компании, предлагающие высокое качество, вынуждены уходить с рынка. Самое интересное, что некоторые госпредприятия при этом продолжают ежегодно снижать и без того низкую начальную цену в своих закупках. Торги признаются несостоявшимися ввиду отсутствия желающих работать за такие деньги.
В плане минимизации затрат в госучреждениях доходит до курьезов. Коллеги рассказывали, как в одном регионе налоговые органы проводили тендер на уборку с очень низкой ценой по рынку. На вопрос, почему у вас такая низкая начальная цена контракта, с нее ведь никаких, даже самых минимальных, налоговых отчислений не сделать, им сказали: «Вы же все равно налоги не платите! Какая вам разница?»
Для справедливости отмечу, что некоторые частные компании действуют не лучше. К примеру, ритейлеры хвастаются большими прибылями. Только прибыли эти зачастую формируются за счет «отжатия» прибыли подрядчиков. Когда к этим людям приходишь и предлагаешь рассчитывать стоимость контракта с учетом налоговой нагрузки, они отказываются и ищут более дешевые варианты. Их можно понять: все хотят зарабатывать. Но ведь не за счет выбора подрядчиков, работающих по черным схемам и предлагающих низкое качество.
При всем при этом в последнее время правительство нам постоянно говорит: ребята, вот мы сейчас «обелим» экономику и полученные средства помогут нам возродить Россию, поднять уровень жизни. Звучит вдохновляюще, но что происходит в реальности?
По официальной статистике, средний доход россиянина повышается, но реальный становится ниже. Если до «обеления» сотрудник получал, к примеру, 20 тыс. «белую» зарплату и 20 тыс. «черную», то после «обеления» человек получит всего 30 тыс. руб. или даже меньше.
Издержки бизнеса растут, предпринимателям приходится доставать последнее из своего кошелька. Есть вариант — поднять цены, но это окончательно убьет спрос, а следовательно, и бизнес.
Уверен, что большинство предпринимателей за «обеление» экономики. Все хотят спать спокойно. Но когда это происходит при колоссальном давлении контролирующих органов, при стагнирующей экономике, когда центр и государство большую часть денег из региональной экономики изымают, у регионального бизнеса мало шансов выжить.
И поэтому сегодня предпринимателями правит пессимизм и неуверенность в завтрашнем дне. Неудивительно, что предприятия закрываются пачками. Безусловно, сильнейшие и самые опытные компании переживут этот период. Но на дно пойдут тысячи.
В заключение хочу добавить, что ошибаться нынче предпринимателям очень опасно. Если бизнесмен что-то плохо рассчитал, не продумал, не сумел вовремя заплатить зарплату или налоги, то к нему сразу приходят прокуратура, ОБЭП, налоговая, трудовая инспекция и т.д. И он расплачивается за свою погрешность либо миллионными штрафами, либо серьезными тюремными сроками. Получается, что предприниматель у нас не имеет права на ошибку. А ведь риск и ошибки — это часть любого бизнеса.
Если подвести итоги под всем вышесказанным, то необходим комплексный подход решения реальных проблем бизнеса с учетом всех нюансов, причем не только тех, что лежат на поверхности.