Михаил Иосилевич: Интернет-бизнес— это открытая игра

В столице Приволжья насчитывается более 20 известных брендов. В основном «made in Нижний Новгород» можно сказать о крупных промышленных предприятиях, таких как ГАЗ, ПАЗ, ВМЗ и «Нижфарм». На фоне пр

В столице Приволжья насчитывается более 20 известных брендов. В основном «made in Нижний Новгород» можно сказать о крупных промышленных предприятиях, таких как ГАЗ, ПАЗ, ВМЗ и «Нижфарм». На фоне промышленных гигантов имена интернет-компаний звучат пока не так громко, но на местном уровне они известны наравне с федеральными.

Интернет- бизнес— это открытая игра
Сегодня NN.RU — один из самых узнаваемых брендов Нижнего Новгорода, его логотип можно найти на дисконтных картах и автомобилях. В рамках портала недавно был объявлен конкурс на лучший бренд Нижнего Новгорода. По словам одного из создателей NN.RU Михаила Иосилевича, бренд должен выполнять две функции. Во-первых,— привлекать туристов в Нижний Новгород. В нем должен быть эмоциональный посыл и четкое позиционирование города. Иностранцы, например, часто путают нас с Новгородом, Нижним Тагилом, а москвичи стабильно называют жителей Нижнего новгородцами. Во-вторых, бренд нужен для самих нижегородцев.
— В нем следует заключить ответы на вопросы, кто мы и куда идем. Хохлома для этого не подходит. Неразумно все время скатываться в средневековье и выносить на первый план башни Кремля. Нижний Новгород, прежде всего, город умных людей. У нас много институтов, научных предприятий, мы строим самолеты, подводные лодки, корабли. Множество компаний здесь занимаются современным программированием. К слову, именно в нашей области была построена первая атомная бомба, а мы делаем акцент на хохлому. Предлагаю сделать бренд, который не будет отсылать нас и гостей города в далекое прошлое, а будет внушать радость за настоящие и будущие достижения. 
Вне конкуренции
В 90-е годы Англию и США захлестнула волна интернет-бизнеса. Появились сотни компаний, чья деятельность целиком развивалась в сети. Так называемые доткомы смогли «выстрелить» только в 2004 году.  GOOGLE, Amazon, MSN, AOL «захватили» виртуальную реальность. В России появились свои аналоги— «Яндекс», Mail, положившие начало развитию доткомов в регионах. Михаил Иосилевич с партнером зарегистрировали ООО «NN.RU» в 1999 году. В то время в Нижнем Новгороде мало кто имел доступ в Интернет, и мысль о том, что на нем можно «делать деньги», сочли бы утопичной.
Как возникла идея создать NN.RU?
— С партнером Ильей Осиповым мы познакомились в 1999 году и сразу решили,  что нужно создавать что-то свое. Идея развития бизнеса в сети показалась нам наиболее интересной, потому что у нас были знания, которые мы смогли воплотить на практике. Я закончил факультет вычислительной математики, а мой партнер— экономический. Тем не менее обязанности по решению бизнес-вопросов — поиску рекламодателей, налаживанию необходимых контактов и продвижению бренда— пришлось взять на себя. Илья же занялся технической стороной вопроса: разработкой сайта, информационным обеспечением. По сей день бизнес разделен между нами в равных частях.
Почему вы выбрали  всемирную паутину в качестве площадки для развития бизнеса?
— В конце 90-х Интернет был гораздо интереснее сегодняшнего, он только начинал превращаться в бизнес-площадку. Нас заинтересовала специфика самого рынка: с одной стороны, он был совсем новый и никто толком не знал, как с ним работать, с другой— требовались небольшие вложения на развитие.
Конкурентов тогда  не было вообще?
— Их было меньше, чем сейчас, потому что многие опасались вкладывать деньги в Интернет. Тем не менее городские сайты появлялись один за другим. Мы открылись одновременно с несколькими конкурентами, о которых уже никто не помнит. Но в то время мы вели настоящую борьбу за интернет-аудиторию и цифровое пространство. Сейчас рынок интернет-рекламы поделен, и чтобы создать новые сайты и сделать их популярными, нужно гораздо больше средств, чем 12 лет назад.
И во сколько вам обошлась раскрутка сайта?
— Точную сумму я назвать не смогу, но уверен, что начинающим бизнесменам придется вложить в 1000 раз больше средств в аналогичный проект, чем нам в то время. А вообще деньги здесь не определяющий фактор, важен набор параметров в совокупности: предпринимательский талант, характер, гибкость ума. Интернет- бизнес— это открытая игра, где все видят все Как шахматы: вы не можете прятать тузов в рукавах— вы играете только интеллектом.
Прежде всего NN.RU известен нижегородской аудитории как форум, остальные проекты— вторичны. Почему заинтересовал именно этот формат?
— Расчет был на то, чтобы создать некое информационное пространство, в котором каждый сможет высказать свое мнение и поделиться опытом вне зависимости от пола, возраста или социального статуса. На форуме все общаются под «никами» без указания реальных имен и фамилий: это делает общение непредвзятым. Участники форума не боятся противоречить начальникам, здесь все равны. Я думаю, что именно возможность свободного общения и обеспечила NN.RU посещаемость и сделала бренд известным.
Легко вам было продвигать бренд на стадии становления?
— Мы использовали все  доступные пути продвижения: первые  пять-семь лет все заработанные средства вкладывали в рекламу, проводили разного рода PR-акции. Начинали с того, что самостоятельно расклеивали на столбах листовки с информацией о нашем сайте, рассказывали о проекте в различных технических «тусовках». Денег не хватало для того, чтобы купить щиты наружной рекламы и полосы в популярных журналах.
NN.ru или «Яндекс»?
Сегодня, по словам Михаила  Иосилевича, аудитория NN.RU ежегодно увеличивается вдвое. 12 лет назад пользователями Интернета были в основном программисты и IT-специалисты, широкая общественность подтянулась только четыре года назад. Для того чтобы оставаться первыми, приходилось подстраиваться под аудиторию.
— В 1999 году нижегородская  интернет-аудитория условно состояла из 1000 человек, среди этой тысячи мы были лидерами. Когда доступ в сеть получила каждая домохозяйка, пришлось расширять круг тем, чтобы сохранить первенство. На NN.RU ведут блоги бизнесмены и политики, созданы профессиональные форумы. Кроме того, народ уже привык к работе с нашей платформой, к нашему оформлению. Сейчас конкуренты создают подобные продукты по различным тематикам, но люди по привычке идут на NN.RU.
Считаете ли вы себя окрепшей компанией, чтобы на равных условиях конкурировать с федералами?
— Здесь— да. Нашими основными конкурентами по нижегородской аудитории являются сервисы федеральных компаний, таких, как «Яндекс», Mail.ru. Именно они владеют большими кусками местной аудитории. И до сих пор мы не можем однозначно сказать, что больше предпочитают нижегородцы— «Яндекс» или NN.RU.
Планируете ли расширять линейку продуктов  под вашим брендом, например создать интернет-магазин?
— Скорее нет, чем да. Есть такое понятие, как размывание  бренда. Для того чтобы создавать новый вид бизнеса, должно быть понимание рынка. Что касается разработки интернет-проектов, мы одни из лучших в городе, а вот опыта работы в торговле у нас нет, потому что она выходит за сферу наших профессиональных интересов.
Если бы поступило  предложение о продаже проекта, во сколько бы вы оценили его?
— Бренд составляет 90% от  стоимости всего бизнеса, который мы оцениваем в 140 млн рублей. Более того, у нас была возможность продать его по этой цене. Если покупатели были готовы заплатить эти деньги, значит, это рыночная цена бизнеса.
Вы хотите продать  портал?
— Люди не вечны и  хотят получить максимум выгоды  со своего проекта. В конечном итоге любой бизнес создается, чтобы его продать.
Сделано в Нижнем Новгороде
Михаил Иосилевич уверен, что бренд существует сам по себе и даже владелец не всегда может контролировать его развитие. Есть качественно созданные бренды, которые не пользуются популярностью у людей, и наоборот, встречаются логотипы, созданные «на скорую руку», заслужившие народное признание. Если человек, взглянув на логотип, сможет сразу в двух словах описать, чем занимается компания и какой продукт она производит, то проект можно считать успешным.
Можно ли говорить о том, что NN.RU — «народный» бренд?
— В городе примерно на 10 тысячах автомобилей наклеена  эмблема автофорума NN.RU. и это не PR-ход. Водители сами выступили с этой инициативой, чтобы узнавать «своих» на дороге. Это ли не признак народности бренда? Кроме того, портал давно живет своей жизнью, здесь появляются новые сервисы, инициированные нижегородцами. Например, форум «Сов­местная покупка» придумали не мы. Им управляет группа модераторов, которые не связаны с NN.RU. Еще один признак «народности» бренда— это тысячи людей, которые нашли работу с помощью нас, приобрели партнеров по бизнесу, освоили новые технологии. Они чувствуют эмоциональную связь с NN.RU.
Не думали разработать новый проект или выйти в другие регионы с NN.RU? 
— На мировое господство  мы не претендуем, вряд ли бренд  NN.RU приживется где-то кроме Нижнего Новгорода. За годы работы в сфере разработки и продвижения интернет-проектов мы поняли одно: все регионы нашей страны разные, и что хорошо идет в одном, совершенно будет неинтересно другому. Два года жизни мы потеряли на создание аналогичного сайта для Москвы. Проектом заинтересовался инвестор, который захотел вложить в него деньги, нам пришлось переехать туда работать. Через какое-то время инвестор сам захотел управлять сайтом, без нашей поддержки. И спустя какое-то время проект сошел на нет. Этот опыт дал нам понимание того, что каждый город имеет свою специфику. Сейчас мы пытаемся развивать проекты Дзержинск.ру и Владимир.ру. Первый продвигается лучше, второй, чуть тяжелее. Дело в том, что бизнес требует постоянного контроля и присутствия на месте.
Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.