Михаил Гут: лучшая помощь от власти — невмешательство в бизнес

Нижегородский рынок услуг развивается очень динамично, причем во всех направлениях. По мнению экспертов, многие бизнесмены не готовы к условиям рынка, который находится на стадии становления.

Нижегородский рынок услуг развивается очень динамично, причем во всех направлениях. Если раньше только у крупных федеральных сетей были возможность и средства зайти в небольшие города, то сейчас почти у каждой крупной нижегородской компании есть представительства в регионе. Однако не всем удается задержаться в районах надолго. По мнению экспертов, многие бизнесмены не готовы к условиям рынка, который находится на стадии становления.

Для того чтобы «зайти» на оптический рынок области, компания «Кронос» купила одно из крупнейших в России предприятий ОАО «Оптика» и построила полтора десятка собственных филиалов. Вместе с новыми перспективами для развития компания приобрела себе новые сложности, связанные с особенностями ведения бизнеса в глубинке: отсутствие подходящих торговых площадей, квалифицированного персонала и хороших дорог. Сегодня сеть «Оптика Кронос» насчитывает более 40 филиалов в Нижегородской и соседних областях.

В районах меньше конкуренции

Михаил Гут советует начинать поход в регионы с поиска квалифицированных кадров. Он считает, что наличие профессиональной команды — это 60% успеха предприятия. Также большое значение имеет место расположения филиала, его ценовая политика и уровень сервиса. Ведь если в небольшом городе есть две оптики, то прежде чем что‑то купить в одной из них, жители сравнят цены и обслуживание в обоих. Очень важно обращать внимание на число жителей в самом городе и близлежащих населенных пунктах.

Какие факторы помогают, а какие мешают развивать сеть в регионе?

— В городах области меньше развита конкуренция, потому что компании сначала стараются занять ниши в мегаполисах. Это несомненный плюс. Минус в том, что в небольших городах очень сложно найти квалифицированные кад­ры. Для нашей сети это очень важный вопрос, потому что мы тесно связаны с медициной.

Отсутствие подготовленных кадров — единственный минус работы в регионах?

— Нет, конечно. Сложности также возникают с логистикой: почта работает очень медленно, курьерские службы стоят дорого, а дороги оставляют желать лучшего. При этом заложить в цену транспортные расходы нельзя, потому что правила сети требуют, чтобы цены на идентичные товары были одинаковыми во всех магазинах. Где бы они ни находились: в Большом Болдине или в центре Нижнего Новгорода.

Как же вы компенсируете эту разницу?

— За счет других магазинов сети или за счет уменьшения собственной прибыли с удаленного магазина.

А как вы можете охарактеризовать покупательскую способность населения в районах?

— В области денег у людей не много, потому что, как правило, их бюджеты зависят от одного градообразующего предприятия. Если оно работает плохо, то и население имеет небольшой доход. Это касается таких моногородов, как Кулебаки, Выкса, Навашино. Сложно работать в северных районах Нижегородской области — в Урене, Ветлуге и т.д. Здесь ситуация может стать в два раза хуже в одночасье, причем это не зависит от качества предоставляемых нами услуг. Все зависит от того, есть у людей деньги или нет. Проще развиваться в городах — спутниках Нижнего Новгорода: на Бору, в Дзержинске и Кстово, так как многие жители не привязаны к местным производствам и работают в областном центре.

Были случаи, когда из‑за убыточности приходилось закрывать филиалы?

— Эти случаи очень редки, и за последние 15 лет мы закрыли всего два магазина. Нам нравится строить, а не ломать. Но если с точки зрения бизнеса правильнее закрыть, то мы закроем.

Всего под брендом «Оптика Кронос» работают 75 магазинов, расположенных в пяти регионах России. Сложно справляться с таким количеством точек?

— Очень важно правильно оценивать свои силы. В действительности осуществлять контроль над отдельными предприятиями из удаленного центра очень сложно. Конечно, есть директора филиалов, но когда ваши магазины находятся в 600 км от центрального офиса, то контролировать очень сложно, и мы это понимаем. И даже сейчас, когда нам предлагают идти в южные регионы нашей страны, где у людей высокая покупательская способность, мы отказываемся. Потому что, какими бы хорошими ни были управленцы, все равно учредители должны контролировать ситуацию не только по Интернету и телефону, необходимо и лично посещать свои филиалы. Мы это делаем регулярно.

Как вы отслеживаете работу всех филиалов из единого центра?

— У нас установлена ip‑телефония, и я могу позвонить в любое отделение, набрав всего лишь три цифры. Также мы используем электронный документооборот. В любой момент мы можем видеть продажи в режиме реального времени, сколько клиентов посетили наш салон или кабинет офтальмолога.

Сетевые проблемы

Михаил Гут утверждает, что сравнивать рентабельность нижегородских и областных магазинов нельзя, потому что она зависит не только от места расположения. Например, рентабельность в Чкаловске может быть в два раза выше, чем на Большой Покровской в Нижнем Новгороде, потому что там ниже издержки.

Достаточно ли качественных коммерческих площадей в районах области?

— Недостаточно. Это происходит потому, что инвесторам выгоднее строить крупные ТЦ в мегаполисах или в районных центрах с большим числом жителей. Поэтому предпринимателям, которые планируют развивать сеть в небольших населенных пунктах, приходится довольствоваться тем, что есть. Из‑за отсутствия выбора помещений их владельцы завышают арендные ставки, поэтому в Нижегородской области есть города, где цена за квадратный метр может быть выше средней по Нижнему Новгороду. Например, в Сарове, в Кстово, на Бору или Арзамасе. Чтобы облегчить себе работу, мы предпочли выкупить большинство наших салонов.

Получается, что покупать помещения выгоднее?

— Мы не преследуем цель увеличить количество собственных площадей. Если наши расчеты в каждом конкретном случае покажут, что нам выгоднее арендовать помещение, покупать мы его не будем, и наоборот. Приобретение недвижимости для нас не является способом вкладывать активы — это скорее необходимость, которую диктует наш бизнес.

Есть ли смысл приходить на рынок города, если там работает торговая сеть, реализующая аналогичный товар?

— Нельзя быть самодовольными и думать, что все конкуренты уйдут с рынка с вашим приходом, но и бояться конкурентов тоже не стоит. Очень важно заранее проанализировать рынок, найти на нем свободную нишу и свою целевую аудиторию, посчитать затраты на открытие новой точки. Мы заходили в регионы, где уже работали оптики. Первое, с чего мы начинали, — изучали конкурента, его ассортимент и ценовую политику. Затем смотрели, есть ли в его магазине квалифицированный врач и хорошее офтальмологическое оборудование.

У вас возникают сложности

с местными властями?

— Мы самодостаточное предприятие, которое не зависит ни от власти, ни от правительственных дотаций. Поэтому отношения с властью на местах у нас складываются партнерские. Честно, я не припомню, что кто‑то вставлял нам палки в колеса, может быть, из‑за специфики бизнеса. Ведь оптика нужна всем, тем более мы приносим в область новые рабочие места.

Значит, вы имеете какие‑то преференции?

— Лучшая помощь от власти — ее невмешательство в бизнес. Хотя был пример взаимовыгодного сотрудничества с администрацией Арзамаса. 10 лет назад я пришел к главе города и предложил открыть оптику «Кронос». Мы пообещали сделать два кабинета врача и бесплатно диагностировать зрение детям. Мэр Арзамаса нам помог. Но это редкий положительный пример взаимовыгодного сотрудничества.

Судя по географии вашей компании, вы и в другие регионы заходите не через областные центры. Почему?

— Во‑первых, нам нравится работать с небольшими городами: в них люди добрее и приветливее. Это создает положительную атмосферу. Во‑вторых, мы стараемся выбирать города поближе к Нижнему Новгороду: меньше проблем с логистикой. В большие города заходить сложнее еще и потому, что в Нижнем Новгороде бренд «Оптика Кронос» широко известен, а в Казани или Москве — нет. У них есть свои лидеры рынка, с которыми приходится конкурировать. В основном за счет поиска своей ниши и тех преимуществ, которых нет у других фирм: современное оборудование для пунктов обследования зрения, наличие качественных линз и оправ, современных подходов к обслуживанию и диагностики зрения.

Сколько магазинов и где вы планируете открыть в 2012 году?

В этом году мы откроем более 10 магазинов в Приволжском федеральном округе, в частности, в Чувашии, Татарстане, Нижнем Новгороде и области. Объем инвестиций в их открытие составит более $1 млн.

Справка:

Год рождения – 1962

Место рождения: г. Краматорск Донецкая область

Образование: в 1985 г. окончил Горьковский инженерно-строительный институт, специальность – инженер-строитель.

Карьера: 1985-1991 гг. – мастер, прораб, начальник участка «Союзволгагаза»;

с 1991 г. – генеральный директор ООО «Кронос».

с 2009 г. – председатель совета директоров ГК «Кронос»

Семья: жена, двое детей, внучка

Хобби: футбол, бильярд, горные лыжи, рыбалка

Екатерина Мясникова

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.