«Микробизнес ведет учет товаров в лучшем случае в Excel, а то и по старинке — в тетрадке»

«В этом году маркировка станет обязательной в производстве и продажах обуви и сигарет. Все взаиморасчеты за маркированную продукцию между предпринимателями будут идти в электронном виде».

Александр Жалнин, руководитель магазина приложений «Эвотор.Маркет» — о цифровой трансформации в ритейле, платежных технологиях и законодательных новшествах, требующих автоматизации.

— IT-технологии в 2020 г. будут особенно востребованы в ритейле, в том числе в малом и среднем бизнесе. Это связано с законодательными изменениями и со спросом покупателей, конкуренцией с крупными сетевиками и e-commerce, требованиями производителей и поставщиков. Этот тренд актуален и для больших, и малых городов.

Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса началась три года назад с кассовой реформы. Благодаря внедрению онлайн-касс на торговых точках появился интернет. Кроме того, доступны «умные» онлайн-кассы — смарт-терминалы, на которые можно устанавливать различные приложения: для автоматизации товарного учета, сервисы по аналитике продаж, контролю персонала, управлению ассортиментом и лояльностью и многое другое. Сегодня доля смарт-терминалов в общем объеме российского рынка онлайн-касс превышает 20%.

Стали активно развиваться новые платежные инструменты ― оплата по карте, бесконтактные платежи (Apple Pay, Samsung Pay). Подключать эквайринг вынужден даже малый бизнес, так как покупатель хочет расплачиваться картой даже в газетном киоске или на рынке.

В Нижегородской области развит сегмент малого и среднего бизнеса, к тому же это технологически продвинутый регион. Предприниматели быстро начали использовать технологические возможности, которые появились после перехода на онлайн-кассы. В первую очередь, начали подключать эквайринг, так как высокий спрос на безналичную оплату в регионе уже сформировался. Во многом именно поэтому произошел существенный рост доли безналичного торгового оборота в малом и среднем бизнесе региона с 38% в декабре 2018 г. до 61% к концу 2019 г. В среднем по России этот показатель составляет около 50%.

При этом растет популярность бесконтактных платежей, в том числе Apple Pay, Samsung Pay и т. п. Еще одним драйвером роста безналичных платежей в 2020 г. станет оплата по QR-коду.

Как и большой ритейл, малый бизнес внедряет ЕГАИС, Меркурий, маркировку и другие законодательные новшества, требующие применения технологий и автоматизации.

В этом году маркировка станет обязательной в производстве и продажах обуви и сигарет. Все взаиморасчеты за маркированную продукцию между предпринимателями будут идти в электронном виде, с передачей информации о кодах товара в систему «Честный ЗНАК». А значит, огромное количество предпринимателей, в том числе даже сельские лавки с сигаретами, должны подключаться к электронному документообороту.

Естественно, что эти законодательные изменения требуют огромного технологического рывка от всех участников рынка, новых ИТ-решений, облегчающих и упрощающих предпринимателям работу по новым правилам. Определенная ротация в малом бизнесе, в том числе под влиянием этих нововведений, неизбежна. Так, в среднем в России ежемесячно появляется 56 тыс. новых активных бизнесов, а 28 тыс. прекращают операции (оценка «Сберданные»). Средний срок жизни малого бизнеса ― три года. В мире в среднем около половины новых бизнесов закрывается в срок до 5 лет и лишь треть достигает возраста в 10 лет.

С 1 февраля 2021 г. все предприниматели должны пробивать в чеке подробную информацию о товарах. До сих пор часть предпринимателей, микробизнес ведет учет товаров в лучшем случае в Excel, а то и по старинке — в тетрадке. А в чеке пробивает только итоговую сумму, без конкретных позиций. Требование закона продавать по номенклатуре также будет способствовать автоматизации товарного учета. Так, маркировка сигарет уже привела к снижению уровня чеков по свободной цене в специализированных табачных павильонах с 8,5% в 2018 г. до 4,5% в 2019 г. Мы видим, что предприниматели, открывающие новые точки, даже если это маленький павильон у супермаркета, стремятся работать по-новому. А переход на обязательный документооборот по маркированному товару будет также способствовать технологической трансформации малого бизнеса.

С другой стороны, всегда находятся те, кто ищет обходные пути при внедрении новшеств. Не секрет, что микробизнес зачастую вместо эквайринга предлагает покупателям для безналичной оплаты перевод на карту. С одной стороны, надзорные органы уже обратили внимание на это нарушение и будут за него штрафовать. С другой, распространяется технология оплаты по QR, которая позволит предпринимателям снизить издержки на прием безналичных платежей.

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • «Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»«Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»
  • «Для меня счастье, что сын и внук прониклись моим делом и подняли его до такого уровня»«Для меня счастье, что сын и внук прониклись моим делом и подняли его до такого уровня»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.