Лизинговые компании

эксперты Денис Алехин генеральный директор ООО «Приволжская лизинговая компания» Станислав Буденный директор нижегородского офиса «Элемент-Лизинг» Олег Ершов зам. генерального директора ОАО «Л

Спрос на лизинговые услуги быстро растет, в основном за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Нижегородский регион привлекает крупные федеральные лизинговые компании. Лизингодатели осваивают пустующие ниши, поэтому места на рынке пока хватает всем.

эксперты
Денис Алехин
генеральный директор ООО «Приволжская лизинговая компания»
Станислав Буденный
директор нижегородского офиса «Элемент-Лизинг»
Олег Ершов
зам. генерального директора ОАО «Лизинговая компания «КамАЗ»
Лидия Кострова
председатель правления ОАО «НКБ «Радиотехбанк»
Борис Курцман
генеральный директор ООО «Глобус-лизинг»
Алексей Лабзин
генеральный директор ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ»
Игорь Норенков
начальник отдела кредитной поддержки финансовых программ министерства поддержки и развития малого предпринимательства НО
Александр Олейник
директор ООО «Лизинговая компания «Нижегородская финансовая аренда»
Вадим Соловьев
заместитель руководителя УФАС по Нижегородской области
Гюзелия Хайрулина
начальник отдела лизинга ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка»
Виктор Юрлов
директор Нижегородского лизингового центра

Как нижегородские лизинговые компании конкурируют с федеральными корпорациями
Чем лизингодателей привлекает малый бизнес
Как игроки финансируют лизинговые сделки
Как долго будет расти спрос на услуги финансового лизинга

По данным экспертов «ДК», спрос на лизинговые услуги растет на 30—50% в год. Увеличивается и количество компаний, оказывающих услуги финансовой аренды. Лизингодателями выступают банки и финансовые корпорации, производители и крупные оптовики, госструктуры и самостоятельные организации. Точное число игроков эксперты определить не могут: услуги финансовой аренды не подлежат лицензированию. ДЕНИС АЛЕХИН, генеральный директор Приволжской лизинговой компании: «Некоторые компании не декларируют свою деятельность, но работают на рынке, заключают сделки. Мы чувствуем их появление по поведению клиентов и по обострившейся конкуренции на рынке труда». По информации разных экспертов, лизинговые услуги на нижегородском рынке оказывают от 20 до 40 компаний. «В городе работают сильные местные операторы. Примерно семь игроков удерживают 60—70% рынка. Половина из них — региональные компании», — утверждает Денис Алехин.

По данным Нижегородского УФАС России, в 2005 г. емкость рынка лизинговых услуг в регионе составила 3677,3 млн руб. Лидеры нижегородского рынка финансовой аренды — Ипотечная компания Сбербанка, Приволжская лизинговая компания и «Европлан». Они обслуживают около 10% рынка.

Местные компании конкурируют за крупный бизнес с федеральными операторами

Нижегородская область привлекла внимание крупных федеральных лизинговых компаний. В Нижнем Новгороде уже работают «Европлан», «Центр-Капитал», «Каркаде-лизинг», «Глобус-лизинг» и другие лидеры рынка. Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «Лизинговая компания КамАЗ» ОЛЕГ ЕРШОВ, его компания планирует открыть филиал в Нижнем Новгороде в конце 2006 — начале 2007 г. Почти все присутствующие в городе крупные банки также развивают услуги финансовой аренды. Приход крупных компаний эксперты «ДК» связывают в первую очередь с экономическим ростом региона, потребностью нижегородских производителей в инвестиционных ресурсах.

Денис Алехин называет еще одну причину экспансии в регион федеральных компаний: «Рынки Москвы и Санкт-Петербурга насыщены. Многие крупные компании рассматривают Нижний Новгород в качестве опорного пункта для продвижения на восток и открывают здесь свои филиалы». Генеральный директор ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» АЛЕКСЕЙ Лабзин считает данную тенденцию общероссийской: «Можно говорить о росте региональной доступности лизинговых услуг. Раньше большая часть лизинговых операций была сконцентрирована в Москве и Московской области — сегодня региональный лизинг приобретает все большую значимость. В 2001—2002 гг. на Москву и Санкт-Петербург приходилось около 80% лизинговых сделок. Сегодня, спустя всего пять лет, — чуть больше 60%, а около 40% лизинговых сделок — это уже региональный бизнес».

Эксперты считают, что федеральные операторы специализируются в основном на обслуживании крупных предприятий. По мнению Дениса Алехина, стоимость базовых услуг у федеральных компаний и стабильно финансируемых региональных игроков примерно одинакова: «Добиться успеха могут те, кто использует неценовые инструменты: оперативно рассматривает сделки, оказывает комплексные услуги по сопровождению сделки, обеспечению безопасности расчетов и т.д.».

Пока местные игроки конкурируют с федеральными компаниями в основном благодаря оперативной работе. «Мы можем быстро принимать решения, — заявляет Денис Алехин. — Филиалы крупных компаний, как правило, страдают неоперативностью». По словам директора Нижегородского лизингового центра ВИКТОРА ЮРЛОВА, свойственные местным лизинговым компаниям быстрое решение текущих вопросов, гибкий подход к оценке бизнеса, учет особенностей местного рынка во многих случаях компенсируют несколько более высокую стоимость лизинговых продуктов.

Количество лизинговых сделок растет благодаря малому и среднему бизнесу

Денис Алехин считает, что лизинговые компании уже поделили рынок крупных заказчиков в регионе и стали активнее работать с малыми и средними компаниями: «Заинтересованность федеральных корпораций в крупных и капиталоемких проектах позволяет независимым нижегородским компаниям успешно осваивать нишу лизинговых услуг для малого и среднего бизнеса». Директор ООО «Лизинговая компания «Нижегородская финансовая аренда» АЛЕКСАНДР ОЛЕЙНИК рассказывает об изменении структуры клиентской базы: «Лидеры рынка финансовой аренды активизировали работу с крупными заказчиками. Раньше мы могли выбирать клиентов, а сегодня нам интересны все обращения». Денис Алехин: «Крупные сделки постепенно замещаются мелкими и средними. В настоящее время успешно работают компании, сумевшие вовремя переквалифицироваться, увидеть в малом и среднем бизнесе выгодного клиента». Председатель правления ОАО «НКБ «Радиотехбанк» Лидия кострова замечает: «Операторам выгоднее работать с крупными клиентами. Однако сегодня лизинг более востребован малыми и средними предприятиями. Перспективы развития лизинговых услуг мы связываем именно с ними. Если за девять месяцев прошлого года банк заключил девять сделок стоимостью до 500 тыс. руб., то за аналогичный период 2006 г. — 14 сделок».

«Применение лизинга позволяет компаниям уменьшать налоги и не выводить из оборота крупные суммы», — объясняет Денис Алехин. Наиболее востребованными направлениями лизинга в малом и среднем бизнесе Лидия Кострова называет автотранспорт и спецтехнику, промышленное оборудование для изготовления металлических заготовок и металлообработки, торгово-холодильное и типографское оборудование.

Как сообщил «ДК» начальник отдела кредитной поддержки финансовых программ министерства поддержки и развития малого предпринимательства ИГОРЬ НОРЕНКОВ, малые компании чаще всего интересуются сделками до трех млн руб.: «Предприниматели не хотят брать на себя лишнюю ответственность. Малый бизнес развивается ступенчато: от недорогого оборудования, от маленькой сделки — к большему». Привлекая клиентов из малого бизнеса, компании снижают порог лизингового финансирования (прежде низкой считалась сумма в 1 млн руб., сейчас — $20 тыс.), уменьшают авансовые платежи с 30% до 15% стоимости поставляемого оборудования, увеличивают сроки лизинга до пяти-семи лет.

По мнению экспертов, конкуренция на рынке недостаточна для того, чтобы снижать цены. СТАНИСЛАВ БУДЕННЫЙ, директор нижегородского офиса «Элемент-лизинг»: «За три года работы нашей компании среднегодовое удорожание осталось на прежнем уровне — 10,8%. Это средняя стоимость услуг по рынку». Александр Олейник: «Пока спрос на лизинг достаточно высок, и он будет расти. Зачем понижать ставки, когда клиенты их и так принимают? Компании конкурируют, вводя дополнительные услуги. Мы, например, бесплатно ставим автотехнику на учет, проводим техосмотр, выдаем номера».

Игорь Норенков считает, что лизинговые компании не испытывают недостатка в клиентах и не нуждаются в дополнительных инструментах продвижения. Отдел кредитной поддержки финансовых программ министерства поддержки и развития малого предпринимательства в рамках комплексно-целевой программы оказывает предпринимателям консалтинговые услуги. Игорь Норенков: «Мы анализируем рынок лизинговых услуг, сравниваем специализацию компаний, составляем базы данных и на основании этого даем рекомендации предпринимателям. Эта информация востребована малым бизнесом, но пока в нашей программе участвует мало лизинговых компаний, хотя информацию о них сайт министерства размещает бесплатно».

Многие игроки используют так называемый оперативный лизинг. Договоры по оперативному лизингу более краткосрочны, чем по финансовому, за время аренды имущество не амортизируется полностью, а по истечении срока аренды имущество выкупает лизинговая компания. Такие сделки актуальны при эксплуатации высокотехнологичного оборудования или при сезонных работах. Новый закон «О лизинге» исключает понятие «оперативный лизинг», и часть операторов либо отказывается от данного направления, либо не афиширует его развитие. «По Гражданскому кодексу и закону «О лизинге» мы имеем право передавать свое имущество только субъектам, занимающимся предпринимательством. Некоторые игроки, в том числе и серьезные компании, пытаются завуалированно предоставлять лизинг физическим лицам. Они продвигают оперативный лизинг, который, по сути, является договором купли-продажи с рассрочкой платежа, — говорит Денис Алехин. — Однако эта услуга востребована, и направление активно развивается».

Лизинговые компании осваивают новые ниши

Самым ликвидным объектом лизинга эксперты «ДК» считают транспортные средства. «Пока в автолизинге самая жесткая конкуренция. Сегодня почти каждая организация, торгующая автотранспортом, имеет партнеров по финансовой аренде. «Транспортный пирог» поделен, — замечает г-н Алехин. — Поэтому мы осваиваем до сих пор не заполненную нишу — лизинг технологического оборудования для малого и среднего бизнеса».

«Сейчас более актуальным становится обновление основных фондов промышленных предприятий, продолжается строительный бум. Устойчивым спросом пользуются строительная техника, транспорт, оборудование для изготовления строительных материалов, — анализирует рынок ГЮЗЕЛИЯ ХАЙРУЛИНА, начальник отдела лизинга Ипотечной компании Сбербанка. — Формируется культура покупателя, рынки уступают место торговым центрам — отсюда перспективы лизинга торгового оборудования и лизинга недвижимости».

По мнению Гюзелии Хайрулиной, финансовая аренда недвижимости привлекает лизингополучателей отсутствием залога и возможностью получить объект недвижимости в собственность по остаточной стоимости (по факту окончания договора о лизинге). Лизингодателей недвижимость привлекает высокой ликвидностью, низким риском утраты, постоянным ростом цен: в случае несостоятельности клиента ее можно реализовать без финансовых потерь для лизингодателя. «В течение последних семи лет цены на недвижимость растут. Поэтому финансовые вложения в нее наименее рискованны», — делает вывод г-жа Хайрулина. Эксперты «ДК» отмечают, что из-за высоких накладных расходов порог привлекательности сделки на рынке недвижимости составляет пять млн руб.

Главные проблемы, препятствующие развитию лизинга недвижимости, — длительная регистрация права собственности на объекты недвижимости, большие накладные расходы, несовершенство и нечеткость налогового законодательства. Для работы с недвижимостью необходимы «длинные» деньги. «Минимальный срок амортизации зданий и сооружений с коэффициентом три — 10 лет. Сегодня сложно найти такие долгосрочные кредиты. Максимальный срок, по которому работают российские лизинговые компании, — семь лет», — поясняет проблему Денис Алехин.

Наиболее востребованным объектом лизинга Гюзелия Хайрулина считает коммерческую недвижимость. Как отмечает г-жа Хайрулина, в городе появились подходящие объекты — здания и встроенно-пристроенные помещения, как правило, неновые.

Компании финансируют сделки в основном на банковские кредиты и собственные средства

Большинство операторов рынка делают ставку на банковские кредиты, считая их проверенным, наиболее простым, хотя и дороговатым источником финансирования. «Пока нет смысла искать дополнительные источники финансирования. Нас устраивают условия работы с банками», — заявляет Александр Олейник. Денис Алехин согласен, что у давно работающих на рынке лизинговых компаний нет проблем с банковским финансированием: «У нас открыт лимит в пяти банках». Как замечает Гюзелия Хайрулина, учрежденные банками лизинговые компании имеют более легкий доступ к кредитным ресурсам любого объема при условии четкой работы специалистов, налаженной технологии и профессионального менеджмента. Основные трудности финансирования эксперты связывают с привлечением долгосрочных и дешевых ресурсов. Вадим Соловьев: «Отсутствие системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов отрицательно влияет на развитие лизинга, увеличивает финансовые риски лизинговых компаний».

Эксперты отмечают, что многие компании сегодня имеют возможность привлекать собственные ресурсы. «90% сделок мы финансируем на средства компании. Когда возникает потребность в дополнительных средствах, берем кредит в трех банках, с которыми работаем постоянно. Облигации и акции компания пока не выпускает, потому что средств хватает, а условия сотрудничества с банками нас устраивают», — рассказывает Станислав Буденный. «Наш собственный капитал уже превысил 200 млн руб. Мы работаем в основном на эти деньги», — подтверждает тенденцию Денис Алехин.

Некоторые крупные игроки для привлечения дополнительных средств используют ценные бумаги — акции, облигации, долговые ноты. Эти инструменты активно использует ООО «Глобус-Лизинг-Финанс» — дочерняя структура ООО «Глобус-Лизинг». Федеральная служба по финансовым рынкам России недавно зарегистрировала уже четвертый выпуск облигаций компании на сумму 500 млн руб. «Выпуск ценных бумаг — это новый, «непрофильный» способ привлечь средства на финансирование лизинговых проектов. Выпуск облигаций означает выход на новый уровень финансовой надежности и информационной прозрачности», — считает генеральный директор ООО «Глобус-лизинг» БОРИС КУРЦМАН.

ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» провело допэмиссию акций, в ходе которой уставный капитал лизинговой компании был увеличен на 200 млн рублей. Алексей Лабзин отметил, что увеличение уставного капитала позволит реализовать новые, более масштабные инвестиционные проекты на территории России. До конца 2006 года ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» планирует существенно расширить свое территориальное присутствие в российских регионах.

Лизингодатели рассчитывают на рост спроса и ужесточение законов

Как уверяет Виктор Юрлов, если правительство РФ будет по-прежнему стимулировать техническое перевооружение предприятий, то места на лизинговом рынке Нижегородского региона еще долгое время будет достаточно для всех. «Динамика лизингового рынка за последние несколько лет — прирост на 30—50% в год — в целом сохранится», — прогнозирует Алексей Лабзин. Денис Алехин считает, что ежегодный рост рынка на 20—30% продолжится в течение 10 лет. По мнению экспертов «ДК», на рынке финансовой аренды будут появляться новые игроки — рынок перспективен, а входной порог на него низкий — $100—200 тыс.

Эксперты усматривают причину недостаточного развития рынка лизинговых услуг в несовершенстве законодательства. Заместитель руководителя УФАС по Нижегородской области ВАДИМ СОЛОВЬЕВ отмечает, что система управления лизинговыми рисками неразвита: «Одна из главных проблем в том, что система страхования финансовых рисков в лизинговых сделках фактически отсутствует. Прецеденты страхования носят экспериментальный характер. Необходимо создать объединение лизинговых организаций, чтобы исследовать страховые продукты и совместно со страховыми организациями сформировать систему страхования». Г-н Соловьев считает ужесточение законодательства вполне вероятным — сегодня лизинг можно использовать для легализации теневых средств.

По словам Дениса Алехина, большинство операторов заинтересовано в ужесточении законов: таким образом с рынка исчезнут конкуренты, использующие незаконные методы возмещения НДС, оптимизации налога на прибыль и подобные приемы. «Требования к лизинговым компаниям будут повышаться как со стороны клиентов, которые становятся более грамотными и более придирчивыми, так и со стороны государства — я не исключаю возврата лицензирования», — подытожил г-н Алехин.

Денис Алехин: «Лизингодатели без проблем привлекают банковские средства, но сегодня сложно найти долгосрочные кредиты. Максимальный срок, по которому работают российские лизинговые компании, — семь лет».

Лидия Кострова: «Многие наши лизингополучатели превратились из малых предприятий в крупные и кредитоспособные компании».

Алексей Лабзин: «Сегодня можно говорить об увеличении региональной доступности лизинговых услуг. 40% рынка финансовой аренды в стране принадлежит региональным компаниям».

Гюзелия Хайрулина: «Лизингодателей недвижимость привлекает высокой ликвидностью, низким риском утраты, постоянным ростом цен — ее можно реализовать без финансовых потерь».

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.