Подписаться
Курс ЦБ на 21.05
58,88
60,89

«Коронавирус умножает наш бизнес на ноль». Какие турагенты выживут в мире закрытых границ?

Елена Портнова
Елена Портнова. Иллюстрация: архив спикера

«Сейчас в областной и городской администрации обсуждают меры, которые могли бы позволить отрасли выжить. Но многие компании это все равно не спасет. Выживут только те, кто сможет быстро меняться».

Россия с 27 марта полностью закрыла регулярное и чартерное международное авиасообщение. Перевозчики могут выполнять только вывозные рейсы для возвращения пассажиров домой. Как это решение правительства РФ отразится на туристическом бизнесе и как туристические агентства могут выжить в пандемию, NN.DK.RU узнал у президента ассоциации «Нижегородская туристская лига» Елены Портновой.

— С тех пор как большая часть стран мира закрыла границы из-за возросшего риска заразиться коронавирусом, прибыль туристических агентств в нашей стране упала до нуля. Часть компаний даже ушла в минус. Никто теперь ничего не покупает, мы занимаемся только тем, что возвращаем деньги туристам, которые не смогли поехать в туры. Директора некоторых компаний даже стараются возместить клиентам средства из собственного кошелька, чего делать нельзя. Если тур продан, то достаточно написать письмо о возврате средств туроператору, авиакомпании или отелю. Вы — только подрядчик. Иначе вы сами же приближаете свое банкротство. Также мы по-прежнему обязаны содержать своих сотрудников, платить за аренду помещений. В общем, ситуация — хуже не придумаешь.

Если карантин в стране не снимут до июня, 50% компаний станут банкротами. И это еще оптимистичный прогноз. Вся отрасль находится на грани вымирания.

И самое печальное, что по существующему уже законодательству, собственник обанкротившейся компании не сможет занимать несколько лет руководящие должности в данной отрасли. То есть рынок не только поредеет, он лишится опытных управленцев и менеджеров. Сфера оказания туристических услуг будет умножена на ноль.

И тогда все инвестиции, которые власти в нее делали за последние два-три года, все программы по развитию туризма окажутся бесполезными. И те, кто от этой отрасли зависел — производители сувенирной продукции, авиаперевозчики, гостиничный бизнес — начнут банкротиться следом. Десятки тысяч людей в стране останутся без работы.

 «Какие бы меры поддержки ни выбрало правительство — они должны действовать год»

Пока туристическим агентствам не предусмотрены какие-либо компенсации от государства. Совместно с Департаментом развития туризма и НХП Нижегородской области предприниматели разрабатывают предложения о возможных мерах поддержки отрасли, но их финальный список не утвержден.

Я считаю, что властям следовало бы вдохновиться европейским опытом, и отменить компаниям налоги. Также благотворное влияние на бизнес окажет списание долгов и штрафов. В частности, штрафов за отправку сотрудников в административные отпуска без предупреждения или раньше указанного в законе срока. Важно также, чтобы арендодатели пошли нам навстречу и сохранили за нами свои помещения, несмотря на проблемы с оплатой.

Причем все эти меры должны действовать не меньше года. Иначе они кажутся бесполезны.

Даже если в июле 2020 г. люди снова свободно начнут перемещаться по стране и миру, считайте, что большинство из тех, кто хотел ехать в отпуск, уже в него не поедут. Засядут на дачах или отложат деньги «на потом». Стало быть, за лето отрасль денег почти не заработает. А осень — это преимущественно деловой сезон.

«Выживут те, кто сможет меняться»

Какие бы меры поддержки не утвердили в областной и городской администрации, многие компании это все равно не спасет. Выживут только те компании, которые смогут быстро меняться.

Еще до пандемии было понятно, что работать по-старому нельзя. Что туристическим агентствам нужно строить работу на принципиально новых алгоритмах и технологиях, менять весь уклад своей жизни.

Например, взаимодействие туроператоров и турагентов в современном мире должно стать иным. Все чаще туристы настроены на покупку не пакетного тура, а набора услуг: билет плюс отель, плюс экскурсии. И потому многие туроператоры создают в последнее время «динамические туры», дают людям выбор. Но такой набор услуг человеку может и турагент предоставить. Причем в туристических агентствах зачастую есть очень квалифицированные и опытные сотрудники, способные подобрать наиболее оптимальные условия для туриста. Зачем тогда нужен туроператор? Покупка набора услуг в турагентстве намного безопаснее для туриста, поскольку он сразу получает на руки билеты, ваучер на отель, страховку и т.д. В то время как туроператор по сегодняшнему законодательству имеет право выдать туристу пакет документов для путешествия, намного позже — за 24 часа до поездки.

Основная идея последнего месяца: «Мир станет другим после коронавирусной пандемии». И я с ней полностью согласна. С пандемией или без неё мир сейчас меняется кардинально. И туризм не стоит в стороне. Но мир без путешествий и туризма я представить себе не могу, какие бы изменения вокруг не происходили.

Самое читаемое
  • Стала известна дата проведения Дня города в Нижнем НовгородеСтала известна дата проведения Дня города в Нижнем Новгороде
  • Пока без изменений. На ГАЗе не стали сокращать рабочую неделюПока без изменений. На ГАЗе не стали сокращать рабочую неделю
  • В Нижегородской области вдвое снизилось число разрешительных процедур для строительстваВ Нижегородской области вдвое снизилось число разрешительных процедур для строительства
  • «Будущее региона. Строительная отрасль — драйвер экономики». День первый«Будущее региона. Строительная отрасль — драйвер экономики». День первый
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.