«Коронавирус умножает наш бизнес на ноль». Какие турагенты выживут в мире закрытых границ?

«Сейчас в областной и городской администрации обсуждают меры, которые могли бы позволить отрасли выжить. Но многие компании это все равно не спасет. Выживут только те, кто сможет быстро меняться».

Россия с 27 марта полностью закрыла регулярное и чартерное международное авиасообщение. Перевозчики могут выполнять только вывозные рейсы для возвращения пассажиров домой. Как это решение правительства РФ отразится на туристическом бизнесе и как туристические агентства могут выжить в пандемию, NN.DK.RU узнал у президента ассоциации «Нижегородская туристская лига» Елены Портновой.

— С тех пор как большая часть стран мира закрыла границы из-за возросшего риска заразиться коронавирусом, прибыль туристических агентств в нашей стране упала до нуля. Часть компаний даже ушла в минус. Никто теперь ничего не покупает, мы занимаемся только тем, что возвращаем деньги туристам, которые не смогли поехать в туры. Директора некоторых компаний даже стараются возместить клиентам средства из собственного кошелька, чего делать нельзя. Если тур продан, то достаточно написать письмо о возврате средств туроператору, авиакомпании или отелю. Вы — только подрядчик. Иначе вы сами же приближаете свое банкротство. Также мы по-прежнему обязаны содержать своих сотрудников, платить за аренду помещений. В общем, ситуация — хуже не придумаешь.

Если карантин в стране не снимут до июня, 50% компаний станут банкротами. И это еще оптимистичный прогноз. Вся отрасль находится на грани вымирания.

И самое печальное, что по существующему уже законодательству, собственник обанкротившейся компании не сможет занимать несколько лет руководящие должности в данной отрасли. То есть рынок не только поредеет, он лишится опытных управленцев и менеджеров. Сфера оказания туристических услуг будет умножена на ноль.

И тогда все инвестиции, которые власти в нее делали за последние два-три года, все программы по развитию туризма окажутся бесполезными. И те, кто от этой отрасли зависел — производители сувенирной продукции, авиаперевозчики, гостиничный бизнес — начнут банкротиться следом. Десятки тысяч людей в стране останутся без работы.

 «Какие бы меры поддержки ни выбрало правительство — они должны действовать год»

Пока туристическим агентствам не предусмотрены какие-либо компенсации от государства. Совместно с Департаментом развития туризма и НХП Нижегородской области предприниматели разрабатывают предложения о возможных мерах поддержки отрасли, но их финальный список не утвержден.

Я считаю, что властям следовало бы вдохновиться европейским опытом, и отменить компаниям налоги. Также благотворное влияние на бизнес окажет списание долгов и штрафов. В частности, штрафов за отправку сотрудников в административные отпуска без предупреждения или раньше указанного в законе срока. Важно также, чтобы арендодатели пошли нам навстречу и сохранили за нами свои помещения, несмотря на проблемы с оплатой.

Причем все эти меры должны действовать не меньше года. Иначе они кажутся бесполезны.

Даже если в июле 2020 г. люди снова свободно начнут перемещаться по стране и миру, считайте, что большинство из тех, кто хотел ехать в отпуск, уже в него не поедут. Засядут на дачах или отложат деньги «на потом». Стало быть, за лето отрасль денег почти не заработает. А осень — это преимущественно деловой сезон.

«Выживут те, кто сможет меняться»

Какие бы меры поддержки не утвердили в областной и городской администрации, многие компании это все равно не спасет. Выживут только те компании, которые смогут быстро меняться.

Еще до пандемии было понятно, что работать по-старому нельзя. Что туристическим агентствам нужно строить работу на принципиально новых алгоритмах и технологиях, менять весь уклад своей жизни.

Например, взаимодействие туроператоров и турагентов в современном мире должно стать иным. Все чаще туристы настроены на покупку не пакетного тура, а набора услуг: билет плюс отель, плюс экскурсии. И потому многие туроператоры создают в последнее время «динамические туры», дают людям выбор. Но такой набор услуг человеку может и турагент предоставить. Причем в туристических агентствах зачастую есть очень квалифицированные и опытные сотрудники, способные подобрать наиболее оптимальные условия для туриста. Зачем тогда нужен туроператор? Покупка набора услуг в турагентстве намного безопаснее для туриста, поскольку он сразу получает на руки билеты, ваучер на отель, страховку и т.д. В то время как туроператор по сегодняшнему законодательству имеет право выдать туристу пакет документов для путешествия, намного позже — за 24 часа до поездки.

Основная идея последнего месяца: «Мир станет другим после коронавирусной пандемии». И я с ней полностью согласна. С пандемией или без неё мир сейчас меняется кардинально. И туризм не стоит в стороне. Но мир без путешествий и туризма я представить себе не могу, какие бы изменения вокруг не происходили.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.