«Компании стали переходить от «попросили — дал» к рациональным стратегиям», - Тажирова

«Долгосрочными социальными проектами занимаются только крупные корпорации, а компании помельче, как правило, проводят лишь разовые акции».

В цивилизованном обществе принято, чтобы состоятельные люди не только приумножали свои капиталы, но и заботились об общем благе. Эта традиция восходит к временам глубокой древности. Но в России корпоративная социальная ответственность как важная составляющая имиджа компании стала рассматриваться не так давно.

И до сих пор это влияние развито весьма слабо.

Благотворительность и меценатство были известны еще со времен Римской империи. Эти явления являются частным случаем корпоративной социальной ответственности (КСО).

Дать не рыбу, а удочку

Социальное предпринимательство — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. По сути, это бизнес-решение социальной проблемы. Нет проблемы — нет социального предпринимателя. Это своего рода баланс общественных задач и коммерческой составляющей, где деньги — не цель, но средство достижения планов.

В Россию социальное предпринимательство пришло с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд, основанный Вагитом Алекперовым в 2007 г., стал первой отечественной организацией, специализирующейся на поддержке, развитии и продвижении социального предпринимательства в стране.

Основным механизмом отбора и поддержки социальных предпринимателей является Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель», заявки на который принимаются круглогодично в режиме онлайн.

Но, как говорят эксперты, в Нижегородской области (как и в целом в России) социальное предпринимательство развито слабо, так как до сих пор нет точного определения этого термина. Возможно, потому что оно затрагивает множество областей жизни человека и имеет огромное количество направлений и граней. «Наиболее емко можно описать эту деятельность следующей фразой: «Зарабатывать, оказывая помощь другим». Социальное предпринимательство — это решение осязаемых и конкретных проблем общественной жизни, способствующее позитивным устойчивым изменениям. При этом стоит подчеркнуть, что данная работа не является благотворительностью. Помощь оказывается по принципу «дать не рыбу, а удочку», — поясняет руководитель НРООИ «Ковчег» Роман Пономаренко.

Однако сегодня существует распространенное заблуждение, что социальными предпринимателями можно назвать тех, кто зарабатывает деньги на том, что производит или оказывает социально-полезные услуги или продукцию. «Если так рассуждать, то у нас любой стоматологический салон, клиника платной медицины, автошкола  — это социальное предпринимательство, потому что они оказывают социально-полезные услуги населению. Разве зубы лечить не полезно?», — говорит директор Центра коммуникаций и социальных технологий «Пятый ветер» Оксана Тажирова.  — Социальное предпринимательство — это когда в результате некоего бизнес-процесса реализуются социальные задачи: трудоустраиваются люди с инвалидностью, возрождаются ремесла, решаются проблемы переработки отходов и тд. Есть такой проект — «Авоська дарит надежду», в рамках которого слепые люди вяжут для продажи сумки-авоськи и получают зарплату за свою работу. Или известный проект «Крем-мед» Гузель Санжаповой. Благодаря ему в заброшенной и умирающей уральской деревне организовано производство меда с местными ягодами и травами, десятки безработных пожилых жителей деревни получили работу. В России таких примеров много, в Нижнем Новгороде  — пока, к сожалению, единицы».

Директор НРБОО «Забота» Наталья Симонова тоже считает странным, когда говорят, что выпускать костыли или печь хлеб — это социально: «Это чистой воды бизнес. Важно, чтобы социальный предприниматель решал социальную задачу. Например, трудоустраивал инвалидов, матерей-одиночек и т.д. То есть вовлекал их в трудовую деятельность, они производили услугу или продукт, а прибыль от продажи товаров шла на социальные программы, а не в карман владельцу бизнеса».

Для того, чтобы обозначить четкие критерии для этого явления, в середине 2016 г. Минэкономразвития РФ разработало и вынесло на общественное обсуждение законопроект, устанавливающий определение социального предпринимательства и меры его поощрения государством.

Документ является уже не первой попыткой чиновников объяснить, что это такое. Предыдущий, рабочий вариант документа, который министерство обнародовало летом 2015 г. после общественного обсуждения и последующей критики пришлось серьезно дорабатывать.

Обновленный законопроект более четок в определениях. Он предлагает относить к социальному предпринимательству предприятия, на которых трудятся инвалиды, одинокие (с детьми до семи лет) и многодетные родители, пенсионеры, выпускники детских домов в возрасте до 21 года, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Среднесписочная численность таких работников в совокупности должна составлять не менее 30%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

В законопроекте также определены принципы оказания господдержки социальным предпринимателям. Регионам предлагается создавать инфраструктуру, предоставляя помещения на льготных условиях, доступ к банкам франшиз и образовательным программам. Также социальные предприниматели смогут арендовать государственное и муниципальное имущество без конкурсов.

От разовой помощи к рациональным стратегиям

В западных странах связь между бизнесом и его социальной ответственностью была создана самим социумом, в России эти два понятия начали объединять друг с другом по инициативе крупных отечественных компаний.

Так исторически сложилось. Еще век назад в России жили меценаты, которые тратили много внимания и денег на строительство церквей, детских домов, обучение детей бедняков, закупку медицинских средств для местных больниц и т. д. Несмотря на то, что благотворительная деятельность у нас появилась довольно давно, формирование основных уровней социальной ответственности бизнеса произошло в течение прошлых двух десятилетий.

Сегодня социальная ответственность бизнеса выражается, в основном, в волонтерстве, когда крупные компании проводят конкурсы социальных проектов или создают благотворительные фонды для соответствующей деятельности.

 «Корпоративный социальноответственный бизнес — это бизнес, который ставит своей целью, в том числе, развитие общества через свои благотворительные проекты. Но до сих пор в России, да и у нас в регионе, КСО не очень популярен. Долгосрочными социальными проектами занимаются только крупные корпорации типа Сбербанка, КПМГ, ЛУКОЙЛа и т.д. А компании помельче, как правило, проводят лишь разовые акции», — поясняет Роман Пономаренко.

С ним соглашается Оксана Тажирова, отмечая, что практически весь крупный и средний бизнес вкладывает средства в социальные программы. Но в последнее время, по ее мнению, наблюдается резкий скачок в развитии этого направления: «Компании стали переходить от разовой помощи благополучателям, от «попросили — дал», от эмоциональных решений — к рациональным, к стратегиям, к поиску эффективных механизмов, к социальным программам, которые существуют не оторванно от бизнес-деятельности компании, а дополняют и развивают бизнес-процессы. Кроме того, в Нижнем Новгороде много региональных представительств и отделений федеральных бизнесов. В таких случаях все программы «идут» из центра, и чаще всего это действительно стратегии, продуманные эффективные социальные программы».

И действительно, примеров эффективных социальных программ у компаний достаточно много. Например, нижегородский филиал ПАО «Т Плюс» вот уже в течение 10 лет проводит акцию для детей из социально-реабилитационных центров «Открытый урок» и творческий конкурс для учащихся лицея №38 «Человек и энергия». «Мы помним о своей ответственности перед обществом и считаем своим долгом заботиться о его будущем. Именно поэтому мы традиционно участвуем в различных социальных проектах», — рассказывает директор Нижегородского филиала ПАО «Т Плюс» Александр Фролов.

Компания «ЛУКОЙЛ» ежегодно проводит Конкурс социальных и культурных проектов, основной целью которого является поддержка инициатив местных сообществ в решении актуальных проблем территорий, создание условий для увеличения числа активных граждан и организаций, способных реализовать яркие социальные идеи в своем регионе.

А выгодно компаниям заниматься социальными проектами? «Если делать это грамотно и эффективно — выгодно», — уверена Оксана Тажирова. — Во-первых, стоит отметить имиджевый эффект, продвижение, доверие к бренду. Во-вторых, существуют такие механизмы КСО, которые могут приносить и реальную финансовую пользу. Например, социально-ориентированный маркетинг, когда часть прибыли от продажи товара или услуги передается на благотворительность. Если такая кампания грамотно выстроена, спозиционирована и раскручена — как правило, в результате нее повышаются продажи. Некоторые компании не просто дарят подарки, а трудоустраивают на работу людей 50+. Предприятие получает лояльного опытного сотрудника, пенсионер — право зарабатывать себе на жизнь, а не ждать подарков от соцзащиты и спонсоров. И таких механизмов и примеров достаточно много».

Роман Пономаренко приводит такой пример эффективности социальных проектов: «Однажды крупная компания выделила команде ребят-инвалидов средства на приобретение мячей для игры в Бочча (паралимпийский вид спорта). Ребята стали заниматься, устраивать соревнования, вовлекались все новые люди. Компания вложила всего около 30 тыс. руб, а это спортивное направление стало стремительно развиваться. Это ли не эффективность?».

Эксперты отмечают, что в последнее время участвовать в волонтерском движении стало модным, а популярные в советские времена субботники превратились в продвинутые молодежные мероприятия, куда люди приходят по собственной инициативе, а не по команде начальства. Поэтому есть надежда, что этот общественный запрос на добрые дела станет мощным стимулом развития КСО в нашей стране, и, в частности, в Нижегородской области.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.