«Компании стали переходить от «попросили — дал» к рациональным стратегиям», - Тажирова
«Долгосрочными социальными проектами занимаются только крупные корпорации, а компании помельче, как правило, проводят лишь разовые акции».
В цивилизованном обществе принято, чтобы состоятельные люди не только приумножали свои капиталы, но и заботились об общем благе. Эта традиция восходит к временам глубокой древности. Но в России корпоративная социальная ответственность как важная составляющая имиджа компании стала рассматриваться не так давно.
И до сих пор это влияние развито весьма слабо.
Благотворительность и меценатство были известны еще со времен Римской империи. Эти явления являются частным случаем корпоративной социальной ответственности (КСО).
Дать не рыбу, а удочку
Социальное предпринимательство — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. По сути, это бизнес-решение социальной проблемы. Нет проблемы — нет социального предпринимателя. Это своего рода баланс общественных задач и коммерческой составляющей, где деньги — не цель, но средство достижения планов.
В Россию социальное предпринимательство пришло с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд, основанный Вагитом Алекперовым в 2007 г., стал первой отечественной организацией, специализирующейся на поддержке, развитии и продвижении социального предпринимательства в стране.
Основным механизмом отбора и поддержки социальных предпринимателей является Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель», заявки на который принимаются круглогодично в режиме онлайн.
Но, как говорят эксперты, в Нижегородской области (как и в целом в России) социальное предпринимательство развито слабо, так как до сих пор нет точного определения этого термина. Возможно, потому что оно затрагивает множество областей жизни человека и имеет огромное количество направлений и граней. «Наиболее емко можно описать эту деятельность следующей фразой: «Зарабатывать, оказывая помощь другим». Социальное предпринимательство — это решение осязаемых и конкретных проблем общественной жизни, способствующее позитивным устойчивым изменениям. При этом стоит подчеркнуть, что данная работа не является благотворительностью. Помощь оказывается по принципу «дать не рыбу, а удочку», — поясняет руководитель НРООИ «Ковчег» Роман Пономаренко.
Однако сегодня существует распространенное заблуждение, что социальными предпринимателями можно назвать тех, кто зарабатывает деньги на том, что производит или оказывает социально-полезные услуги или продукцию. «Если так рассуждать, то у нас любой стоматологический салон, клиника платной медицины, автошкола — это социальное предпринимательство, потому что они оказывают социально-полезные услуги населению. Разве зубы лечить не полезно?», — говорит директор Центра коммуникаций и социальных технологий «Пятый ветер» Оксана Тажирова. — Социальное предпринимательство — это когда в результате некоего бизнес-процесса реализуются социальные задачи: трудоустраиваются люди с инвалидностью, возрождаются ремесла, решаются проблемы переработки отходов и тд. Есть такой проект — «Авоська дарит надежду», в рамках которого слепые люди вяжут для продажи сумки-авоськи и получают зарплату за свою работу. Или известный проект «Крем-мед» Гузель Санжаповой. Благодаря ему в заброшенной и умирающей уральской деревне организовано производство меда с местными ягодами и травами, десятки безработных пожилых жителей деревни получили работу. В России таких примеров много, в Нижнем Новгороде — пока, к сожалению, единицы».
Директор НРБОО «Забота» Наталья Симонова тоже считает странным, когда говорят, что выпускать костыли или печь хлеб — это социально: «Это чистой воды бизнес. Важно, чтобы социальный предприниматель решал социальную задачу. Например, трудоустраивал инвалидов, матерей-одиночек и т.д. То есть вовлекал их в трудовую деятельность, они производили услугу или продукт, а прибыль от продажи товаров шла на социальные программы, а не в карман владельцу бизнеса».
Для того, чтобы обозначить четкие критерии для этого явления, в середине 2016 г. Минэкономразвития РФ разработало и вынесло на общественное обсуждение законопроект, устанавливающий определение социального предпринимательства и меры его поощрения государством.
Документ является уже не первой попыткой чиновников объяснить, что это такое. Предыдущий, рабочий вариант документа, который министерство обнародовало летом 2015 г. после общественного обсуждения и последующей критики пришлось серьезно дорабатывать.
Обновленный законопроект более четок в определениях. Он предлагает относить к социальному предпринимательству предприятия, на которых трудятся инвалиды, одинокие (с детьми до семи лет) и многодетные родители, пенсионеры, выпускники детских домов в возрасте до 21 года, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Среднесписочная численность таких работников в совокупности должна составлять не менее 30%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.
В законопроекте также определены принципы оказания господдержки социальным предпринимателям. Регионам предлагается создавать инфраструктуру, предоставляя помещения на льготных условиях, доступ к банкам франшиз и образовательным программам. Также социальные предприниматели смогут арендовать государственное и муниципальное имущество без конкурсов.
От разовой помощи к рациональным стратегиям
В западных странах связь между бизнесом и его социальной ответственностью была создана самим социумом, в России эти два понятия начали объединять друг с другом по инициативе крупных отечественных компаний.
Так исторически сложилось. Еще век назад в России жили меценаты, которые тратили много внимания и денег на строительство церквей, детских домов, обучение детей бедняков, закупку медицинских средств для местных больниц и т. д. Несмотря на то, что благотворительная деятельность у нас появилась довольно давно, формирование основных уровней социальной ответственности бизнеса произошло в течение прошлых двух десятилетий.
Сегодня социальная ответственность бизнеса выражается, в основном, в волонтерстве, когда крупные компании проводят конкурсы социальных проектов или создают благотворительные фонды для соответствующей деятельности.
«Корпоративный социальноответственный бизнес — это бизнес, который ставит своей целью, в том числе, развитие общества через свои благотворительные проекты. Но до сих пор в России, да и у нас в регионе, КСО не очень популярен. Долгосрочными социальными проектами занимаются только крупные корпорации типа Сбербанка, КПМГ, ЛУКОЙЛа и т.д. А компании помельче, как правило, проводят лишь разовые акции», — поясняет Роман Пономаренко.
С ним соглашается Оксана Тажирова, отмечая, что практически весь крупный и средний бизнес вкладывает средства в социальные программы. Но в последнее время, по ее мнению, наблюдается резкий скачок в развитии этого направления: «Компании стали переходить от разовой помощи благополучателям, от «попросили — дал», от эмоциональных решений — к рациональным, к стратегиям, к поиску эффективных механизмов, к социальным программам, которые существуют не оторванно от бизнес-деятельности компании, а дополняют и развивают бизнес-процессы. Кроме того, в Нижнем Новгороде много региональных представительств и отделений федеральных бизнесов. В таких случаях все программы «идут» из центра, и чаще всего это действительно стратегии, продуманные эффективные социальные программы».
И действительно, примеров эффективных социальных программ у компаний достаточно много. Например, нижегородский филиал ПАО «Т Плюс» вот уже в течение 10 лет проводит акцию для детей из социально-реабилитационных центров «Открытый урок» и творческий конкурс для учащихся лицея №38 «Человек и энергия». «Мы помним о своей ответственности перед обществом и считаем своим долгом заботиться о его будущем. Именно поэтому мы традиционно участвуем в различных социальных проектах», — рассказывает директор Нижегородского филиала ПАО «Т Плюс» Александр Фролов.
Компания «ЛУКОЙЛ» ежегодно проводит Конкурс социальных и культурных проектов, основной целью которого является поддержка инициатив местных сообществ в решении актуальных проблем территорий, создание условий для увеличения числа активных граждан и организаций, способных реализовать яркие социальные идеи в своем регионе.
А выгодно компаниям заниматься социальными проектами? «Если делать это грамотно и эффективно — выгодно», — уверена Оксана Тажирова. — Во-первых, стоит отметить имиджевый эффект, продвижение, доверие к бренду. Во-вторых, существуют такие механизмы КСО, которые могут приносить и реальную финансовую пользу. Например, социально-ориентированный маркетинг, когда часть прибыли от продажи товара или услуги передается на благотворительность. Если такая кампания грамотно выстроена, спозиционирована и раскручена — как правило, в результате нее повышаются продажи. Некоторые компании не просто дарят подарки, а трудоустраивают на работу людей 50+. Предприятие получает лояльного опытного сотрудника, пенсионер — право зарабатывать себе на жизнь, а не ждать подарков от соцзащиты и спонсоров. И таких механизмов и примеров достаточно много».
Роман Пономаренко приводит такой пример эффективности социальных проектов: «Однажды крупная компания выделила команде ребят-инвалидов средства на приобретение мячей для игры в Бочча (паралимпийский вид спорта). Ребята стали заниматься, устраивать соревнования, вовлекались все новые люди. Компания вложила всего около 30 тыс. руб, а это спортивное направление стало стремительно развиваться. Это ли не эффективность?».
Эксперты отмечают, что в последнее время участвовать в волонтерском движении стало модным, а популярные в советские времена субботники превратились в продвинутые молодежные мероприятия, куда люди приходят по собственной инициативе, а не по команде начальства. Поэтому есть надежда, что этот общественный запрос на добрые дела станет мощным стимулом развития КСО в нашей стране, и, в частности, в Нижегородской области.