Кейс: «Один в поле не дилер»

  ДОСЬЕ «Любо­Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У ко

Компания решила привлечь дополнительного дилера, а затем возложить региональный сбыт на местных оптовиков. Чтобы их заинтересовать, коммерческая служба разработала программу бонусов и маркетингового продвижения продукта. Однако перспектива сотрудничества с регионалами поставлена под угрозу из-за развернувшейся конкурентной борьбой между дилерами и демпинга одного из них.

 

ДОСЬЕ

«Любо­Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар­услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

Алексей Носырев - коммерческий директор

Юлия Белоусова - маркетолог

Максим Пацюк - директор по закупкам компании «А­Лига»

Игорь Сухов - директор компании «Б­Лига»

Николай Сходняк - генеральный директор

***********************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии 

Владельцы «Любо-Дорого & Ко» решают не торопиться с брендингом (компания к этому не готова), а направить усилия на создание торговой марки. Одновременно изучить актуальность брендинга для фирмы. Сходняк дает указание разработать концепцию ТМ, просчитать инвестиции. Премиальный ТОВУС решено маркировать сразу, как начнется производство, — для этого нужно исследовать бренд немецкого конкурента. Также служба маркетинга должна выяснить, какие работы по ТМ ведет местный конкурент.

************************************************************************************************************************************************

Понимая, что сегодня в офис к 9.00 не надо, Игорь Семеряков тем не менее так и не смог поспать подольше. Потягиваясь и вдыхая полной грудью морозный воздух раннего утра, он решил закрепить хорошее настроение прогулкой по челябинскому пешеходному Арбату. Его не смущал повтор маршрута: пару месяцев назад Игорь уже приезжал сюда, чтобы оформить обещание вечной любви местному оптовику «А-Лиге». Условия сотрудничества подразумевали, что компания станет полноценным дилером «Любо-Дорого & Ко» в Челябинске. Результаты отгрузок впечатляли, и коммерческий директор Алексей ­Носырев обязал Семерякова расширить рынок сбыта в регионе, заручившись поддержкой второго дилера. И вот, с удовольствием дожевывая бутерброд, Игорь обдумывал свою задачу: оговорить с «А-Лигой» дополнительные условия, зарекомендовавшие себя в работе с екатеринбургскими оптовиками, и выдать их пакетом новому региональному дилеру. В общем, хорошая миссия: и с нуля не начинаешь, и простор для действия есть. Поравнявшись с кафе, из которого доносились звуки самбы, Семеряков перешел на танцевальный шаг и даже слегка «подвигал попой», передразнивая модную латиноамериканскую исполнительницу. Но, поймав пристальный мрачный взгляд синеющей на ветру продавщицы мороженого, осекся и поспешил скрыться за дверями офиса «А-Лиги».

— О-о-о! Какие люди! Динь добрый! — раскрывая объятия, навстречу вывалился Максим Пацюк, хохол-закупщик.

Семерякова слегка перекосило: аппетит к откатам этого типа в свое время неслабо потрепал нервы менеджменту «Любо-Дорого & Ко» и даже чуть не провалил всю дистрибуцию ТОВУСа на челябинском рынке. Сейчас малоросс не подавал виду, что между ними когда-то были конфликты. Впрочем, по его честным и полным любви глазам Семерякову стало понятно: если «контр­агент» о чем и сожалеет, то лишь о том, что его хитроумный план провалился.

— Каковы же ваши новые предложения? — спросил Пацюк, удобно раскладывая в кресле свое полное тело.

— Мы предлагаем фиксированную цену и норму отгрузки ТОВУСа — Х в месяц. Причем! При достижении объемов 1,25Х вы получаете скидку в размере Y. Забираете 1,5Х — получаете 1,25Y, а также маркетинговую поддержку ТОВУСа! — вдохновенно выдавал Семеряков. Коммерческое предложение они формировали совместно с маркетологом Юлией Белоусовой, она-то и разработала продвиженческий пакет, о котором сейчас заикнулся Игорь. Хотели еще бесплатную доставку дилерам предложить, но решили повременить, подумали, что вкупе с бонусной программой слишком жирно будет.

— А если мы не продадим?! — густые «брежневские» брови закупщика театрально сдвинулись. — Нужна будет какая-то компенсация, — начал было намекать хохол, заискивающе глядя в глаза.

— Не ломайтесь! — бодро подмигнул Семеряков. — Мы же знаем, что товар наш хороший, и видим, как быстро он уходит в регионе. А чтобы шел еще лучше, предлагаю поделить рекламный бюджет ТОВУСа пополам, к тому же стратегию продвижения мы уже прописали. Вам остается только продавать и соблюдать маркетинговые стандарты. Мы в свою очередь беремся обеспечить динамику, отслеживать «косяки» и давать советы по корректировке. Не так уж и напрягает, не правда ли? — Семеряков даже не допускал мысли, что после этих слов могут последовать какие-то возражения.

Так и произошло. Контракт ушел на подпись, а Игорь в еще более приподнятом настроении двинул по второму адресу, в офис другого челябинского оптовика — «Б-Лиги». Эта компания была сравнима по масштабам с «А-Лигой», и, как водится, директора обеих фирм слыли заклятыми врагами: слишком острой была конкуренция. На этом факте Семеряков и решил сыграть.

За столом переговорной «Б-Лиги», скрестив руки на груди, сидел худощавый светловолосый мужчина лет сорока.

— Игорь Сухов, — безразлично по­здоровался он, протянув визитку с подписью: «Директор».

— Мы с вами тезки, товарищ Сухов, — Семеряков попытался придать деловому разговору неформальный оттенок.

Обычно выход на эмоции помогал ему в переговорах, но в этом случае от собеседника сквозануло таким холодом, что Игорь решил попридержать коней, по крайней мере пока беседа не войдет в комфортное для него русло. Быстро оценив психотип Сухова, он понял, что тот аналитик и разговаривать с ним лучше на языке цифр. Перестраиваясь на ходу, Семеряков самым спокойным тоном, на который был способен, начал перечислять показатели продаж в Екатеринбурге, перешел к цифрам по емкости рынка Челябинска, озвучил бонусную и маркетинговую программу работы с дилерами и закончил прибылью, которую может принести сотрудничество с «Любо-Дорого & Ко».

— Кстати! Мы очень успешно работаем с компанией «А-Лига». Заметили, наверное, что они наш ТОВУС продают? И как продают! — последнюю фразу Семеряков произнес мечтательным тоном, мол, там такие горизонты… И тут же не удержался от капельки шантажа: — С ТОВУСом работают как звери, отличная динамика, того и гляди весь рынок накроют. Но я считаю, что опираться исключительно на одного партнера не стоит.

Ни один мускул на лице Сухова не дрогнул, но Семеряков заметил в его глазах такую смесь азарта и ярости, что сразу понял: договор уже можно считать подписанным...

— Все в порядке, я возвращаюсь, — отрапортовал Семеряков Носыреву, садясь в машину, и бросил надоевший телефон в бардачок.

...Пару недель стояла подозрительная тишина. А потом прорвало: закупщик
«А-Лиги» кричал в трубку, что его шеф вне себя от того, что компания уже не эксклюзивный продавец ТОВУСа в Челябинске и клиентов надо делить с «этими нехорошими людьми». «Вы меня нормально слышите? Да? Так, я вас тоже!» — Семеряков безуспешно пытался бороться с криками на другом конце провода. На следующий день позвонил директор «Б-Лиги» и, наоборот, свистящим шепотом сообщил, что «А-Лига» демпингует, так что об обещанных Семеряковым доходах не может быть и речи. В общем же Сухов дал понять, что сотрудничество может кончиться, так и не начавшись.

По обрывочным сведениям, полученным от екатеринбургских оптовиков, Игорь установил, что «А-Лига» и «Б-Лига» развязали нешуточную ценовую войну, а личный конфликт между их руководителями приобрел просто неприличные формы и масштабы. Картина стала еще четче, когда Семеряков посмотрел отчеты о продажах в Челябинске. Оказалось, что окрыленная бонусной программой «А-Лига» сразу закупила 1,5Х ТОВУСа, получила максимальную скидку и теперь может себе позволить продавать дешевле, чем «Б-Лига», сохранив приемлемую маржу. Ладно бы продажи успевали за отгрузками, так ведь у них весь склад забит продукцией «Любо-Дорого & Ко». Хорошо, что «Б-Лига» оказалась более порядочной, за что и поплатилась падением доходов в конкурентной борьбе.

Семеряков набрал Носырева, чтобы рассказать о скандале, но тот уже сам заходил в кабинет эксперта по продажам:

— Игорь, тут Сходняк интересуется, как получилось, что на Челябинск прошло столько отгрузок, а прибыли по ним никакой. Если б мы столько здесь продали — наварили бы о-го-го, а тут копейки. А ты еще говорил о каких-то маркетинговых программах, бесплатной доставке…

Как руководству «Любо-Дорого & Ко» разрешить конфликт между ­дилерами? Что может сделать Носырев во избежание демпинга в будущем?

 *******************************************************************************************************************************************

Сергей Таненков
директор КФ «Славянка»
Конфликтную ситуацию в «Любо-Дорого & Ко« можно решить только путем переговоров. Ни в коем случае нельзя пускать ситуацию на самотек. Коммерческий директор Насыров, прихватив эксперта по продажам, должен ехать к дилерам и заново договариваться, выстраивать взаимовыгодные отношения. Сложившаяся ситуация может отразиться на лояльности клиентов к продукту. Поэтому в первую очередь нужно устранить демпинг, то есть полный подрыв интереса потребителя к торговой марке «ТОВУС». Из-за снижения цен компания «Б-Лига» теряет интерес к продукту, так как не получает обещанную плановую прибыль.

Если «Б-Лига» рассматривается как второй, потенциальный, стратегический парт­нер «Любо-Дорого & Ко» в городе, то, во первых, необходимо переосмыслить статус дилера и понять, что товар надо продавать не дилерам, а с помощью дилеров. Во вторых, нужно договориться о фиксированных ценах в регионе, а скидку перевести в «ретро-бонусы». В третьих, попытаться согласовать план продаж на ближайший год, тем более что продвиженческий пакет уже готов. И обязательно постараться разграничить «зоны влияния» между дилерами в соответствии с расчетами емкости местного рынка. Как правило, сделать это непросто, но крайне необходимо.  

Олег Тимофеев
директор нижегородского офиса «Яковлев & Партнеры»
Вопрос «переключения» схемы реализации с «монодилера» на его конкурентов всегда требует комплексного решения. Особенно это актуально, если речь идет о реализации продукции в регионах. Только изменением или усовершенствованием маркетинговых предложений здесь не обойтись. Необходимо четко прописать взаимоотношения между дилерами и производителем.

Появление второго стратегического оптовика в городе должно привести к изменению всей концепции региональной дистрибьюторской схемы. Эти изменения нужно положить в основу принципиально новых положений дистрибьюторского соглашения между «Любо-Дорого & Ко» и оптовиками. В нем необходимо предусмотреть широко используемые «договорные ограничители», например, условие территориальности: можно условно разделить город на районы или по мелкооптовым дилерам. Нужно ввести условие «ценовой оговорки», когда в случае получения дополнительных скидок за объемы выбранной продукции наценка в любом случае не может быть ниже установленной. Все эти и другие условия могут быть представлены новым и постоянным региональным партнерам-оптовикам для согласования совместно с новым маркетинговым пакетом.

Андрей Фуфаев
директор ООО «Поволжье-спецодежда»
Ценовые войны не принесут прибыли ни производителю, ни дилеру. Множество примеров свидетельствует о том, что компании, увлекающиеся дем­пингом, часто разваливаются. Для налаживания стабильного сбыта и захвата рынка нужна определенная норма прибыли на каждом из этапов. Это должна понимать любая компания, формирующая дилерскую политику.

На мой взгляд, идеальная ситуация — когда в одном регионе один дилер, и он формирует ценовую политику и является единственным региональным оптовиком. Для контроля над ним необходимо устанавливать план продаж и план роста. Не справляется — передавать дилерство другой компании. У «Любо-Дорого & Ко» уже два дилера работают в одном регионе. В таком случае производителю необходимо формировать ценовую политику совместно с ними.

То есть коммерческий директор «Любо-Дорого & Ко» должен ехать и лично общаться с руководителями дилеров. Нужно уравнять цены. При нарушении ценовой политики немедленно поднимать вопрос о лишении дилерст­ва. В таком случае больше заработает тот дилер, который предоставит лучший сервис.  

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.