Какие изменения произошли на рынке стрит-ритейла в Нижнем Новгороде в 2017 г.
Облик стрит-ритейла меняется. Магазины одежды и обуви, для которых недавно важно было заявить о себе, открывшись на «красной линии», уходят в ТЦ. Их место занимают заведения общепита и сферы услуг.
«Еда становится новой модой на рынке торговой недвижимости». Одежные и обувные бренды уходят в качественные торговые центры, а некоторые бизнесы просто перестают существовать (как, например, сеть «Мама+я», магазин которой долгое время работал на ул. Горького), отмечает генеральный директор ГК «Триумф» Борис Горелик. Чуть раньше эти процессы начались на ул. Большая Покровская, сейчас их можно наблюдать на ул. Максима Горького.
Улицы с приличным пешеходным трафиком приобретают ориентированное на этого же пешехода лицо – кафе, рестораны, мясные лавки, рыбные магазины. За частным наблюдением о том, как меняется ул. Горького стоит тенденция, которая уже изменила облик ул. Большой Покровской 5-7 лет назад. Меняется жизнь, меняются потребности наших сограждан, меняется предложение», — подчеркивает эксперт.
К слову, основным драйвером оживления рынка стрит-ритейла в Москве в 2017 г. стали как раз операторы общепита, на которые пришлось около 34% всех поглощенных свободных площадей за год, пишет shopandmall.ru. На втором месте в структуре арендованных на центральных улицах площадей в 2017 г. находятся операторы профиля «Красота и здоровье» - 14%, на третьем месте – категория «Продукты» – 10%. Потенциал роста операторов общепита очень высокий и в ближайшие годы доля москвичей, питающихся вне дома, будет расти (сейчас она составляет 10%, что существенно ниже среднеевропейского показателя в 35-40%). В 2018 г. эксперты Colliers International ожидают дальнейшего снижения доли вакантных площадей на центральных улицах столицы, что приведет к росту ставок аренды на наиболее востребованных улицах. Также продолжится смена профилей и демократизация центральных торговых улиц. Все большую долю площадей будут занимать операторы общепита, это касается, в том числе, традиционно люксовых фэшн-локаций.
Если говорить про арендные ставки в стрит-ритейле, то тенденция на некоторое их снижение сохраняется. «Это общий тренд российского рынка и он, конечно, сказывается на стрит-ритейле — аренда здесь становится дешевле, чем в ТЦ. В разрез с общероссийскими тенденциями идут только Москва и Санкт-Петербург, где арендные ставки в стрит-ритейле начали расти в конце прошлого года», — говорит генеральный директор компании IDEM-консультанты по торговой недвижимости Екатерина Гресс.
Совладелец пекарни-кафе «Круассан Дорэ» (открывшейся в середине декабря на ул. Горького) Максим Бурганов отмечает, что ул. Горького для этого бизнеса не очень подходит — пешеходный трафик низкий, парковочных мест недостаточно. Арендная ставка —1500 руб. за 1 кв. м. Площадь заведения — 100 кв. м.
Если говорить о результатах работы, то их можно охарактеризовать так: всем все нравится, но оборота пока не хватает для выхода в плюс. Надеюсь, что в ближайшее время все изменится. Хотя сама локация вряд ли поменяет свои свойства, так как улицу Горького «убили» строительством метро (во время строительства станции «Горьковская» улица была закрыта для проезда — прим. ред.). За много лет нижегородцы «натоптали» другие тропы и даже ул. Белинского, которая была мертва, стала живее живых. Будем работать над привлечением покупателей, и развивать доставку нашей продукции», — рассказал Максим Бурганов.
Руководитель компании «Нижегородптица-НН» Ирина Князева открыла кафе-магазин «Кулинария Ирины Князевой» площадью 250 кв. м на ул. Горького в конце декабря прошлого года. Инвестиции в процессе работы над проектом превысили начальную смету на 63% . На эти средства г-жа Князева планировала открыть два магазина (второй в нижней части города), но в процессе закупки оборудования (которое обошлось более чем в 7 млн руб.) и ремонта помещения стало понятно, что средств хватит только на один:
Говорить об окупаемости торговой точки пока рано. Потребуется 3-4 месяца, чтобы наладить работу и сформировать команду, отмечает Ирина Князева. Конкуренция на рынке довольно высока (на одном участке ул. Горького от пл. Свободы до пл. Горького несколько магазинов и пекарен), но этот факт предпринимателя не смущает: «Чем конкурентнее рынок, тем лучше. Я всегда стараюсь двигаться своей дорогой, поэтому в «Кулинарии» сделала акцент на тех полуфабрикатах, которые в городе практически не представлены и на деликатесную продукцию высочайшего качества и ручной работы, а также на любимых и привычных блюдах домашней кухни».
Для некоторых компаний вопрос арендной ставки менее принципиален – гораздо важнее заявить о себе и открыть торговую точку «на красной линии».
В нагорной части Нижнем Новгороде не так много хороших площадок, где стрит-ритейл мог бы уверенно работать. Для этого нужен хороший транспортный трафик и интенсивный пешеходный трафик. Поэтому процесс обновления улиц продолжится, считают эксперты.