Как сделать обучение сотрудников нескучным и полезным: ОПЫТ компании НАКТА-кредит

«Отработку навыков провели в виде «смс-тренинга»: задания получаешь в WhatsАpp, туда же присылаешь отчет. Вот такой интересный опыт». Успешные HR-кейсы — в проекте DK.RU и HeadHunter «HR-мастер».

«Я пришла в компанию три года назад. Система обучения персонала на тот момент состояла из вводного курса для новичков и нерегулярных вебинаров по изменениям в продуктах для всех остальных сотрудников. Особенность вводного обучения была в том, что каждого нового кредитного эксперта в течение 3-4 дней в индивидуальном режиме вводил в должность менеджер по обучению. Программа обучения была очень интенсивной. Случалось, что соискатели, не выдержав такого графика, отказывались с нами работать. Было очевидно, что эту систему предстоит перестроить».

HR-эксперт: Наталья Свиридова, HR-директор компании НАКТА-кредит

О компании:

НАКТА-кредит (NACTA-Credit) — это несколько независимых микрофинансовых организаций, использующих единый товарный знак. На рынке с 2002 года, имеет обособленные подразделения более чем в 25 регионах страны и центральный офис в Нижнем Новгороде. Штат — более 500 человек (средний возраст — 35 лет).

Кейс: создание современной и эффективной системы обучения персонала.

Все материалы проекта DK.RU и HeadHunter «HR-мастер»

Наталья Свиридова

— Две самые многочисленные категории наших сотрудников — это кредитные эксперты (более 200 человек), которые работают с клиентами-физлицами, и территориальные менеджеры, которые взаимодействуют с бизнесом, организуя работу кредитных экспертов в магазинах. Менять систему обучения персонала мы начали с кредитных экспертов. У нас в отделе обучения было три человека, которые занимались исключительно подготовкой персонала на эту позицию, ведь основная часть найма — это соискатели без релевантного опыта работы.

Почему менеджеры обучали новичков «один на один»? Вероятно, из тех соображений, что индивидуальный подход — более «тщательный». Кроме того, впоследствии новичок всегда мог обращаться к обучавшему его сотруднику по любым вопросам по телефону или в аське.

К тому же, на тот момент компания планировала увеличивать количество обособленных подразделений и сотрудников. И было очевидно, что прежняя схема обучения была очень трудозатратной для всех: людям сложно давались достаточно серьезные объемы информации, они уставали.

Были случаи, что кандидаты в результате такого «интенсива» отказывались продолжать обучение и выходить на работу, а отдел обучения мог не успеть за возрастающими запросами бизнеса.

Требовалось оптимизировать, систематизировать и ускорить этот процесс. И первым делом, дабы увеличить «пропускную способность» менеджеров, мы перешли от индивидуального обучения к групповому.

Что мы сделали:

1. Стали обучать кредитных экспертов в группах и удаленно (независимо от близости нахождения к Нижнему Новгороду, всех перевели на дистанционный формат).

Мы используем Skype и площадку BBB (сервис BigBlueButton — открытое решение организации конференций). Если на рынке есть хорошие бесплатные инструменты и сервисы, почему бы ими не воспользоваться?

2. Усилили профессиональную компетентность менеджеров по обучению — провели для них модульную программу «Тренинг для тренеров».

3. Добавили к традиционным темам (обзор продуктов и рабочей программы) блок по отработке навыков продаж — как говорить с клиентом, как отработать возражения, какие вопросы задать: методика в программе курса была, а практики не было.

3. Сократили вводное обучение до 3-4 часов в день, чтобы людям было немного легче усваивать знания (при этом длительность обучения не увеличилась).

Менеджеры по обучению смогли готовить больше стажеров за единицу времени. Простая и даже очевидная вещь дала возможность расширить штат кредитных экспертов.

4. Ввели проверку знаний у новых сотрудников. Бумажные тесты с трудозатратной обработкой заменили на электронную форму. Добавили ежегодное и периодическое тестирование остальных сотрудников: это позволяет оценивать уровень знаний у всего персонала, улучшать программу обучения для новичков, формировать программы обучения персонала по всей компании.

Тесты показывают, что уровень знаний у сотрудников в целом очень высокий, и мы этим довольны.

5. В ряде информационных блоков заменили онлайн-семинары на видеоролики.

По данным внутренних опросов, в прошлом году лишь 58% кредитных экспертов сказали, что им нравится обучение, которое они получают в компании, и им достаточно полученных знаний. Теперь положительно отвечают уже 98% опрошенных.

Это произошло во многом благодаря тому, что теперь сотрудники могут в удобное время через систему дистанционного обучения посмотреть нужную тему и при необходимости к ней вернуться.

Офис НАКТА-кредит в Нижнем Новгороде

6. Перешли от ситуативного, спонтанного обучения к более планомерной работе.

Сделать это нам помогли как раз годовые тесты: они дают понимание, что именно нужно подтянуть у сотрудников. Теперь мы систематически проводим обучение в течение года. Здесь наш основной инструмент — вебинары. Также вводим «золотой стандарт обучения»: предтренинговая подготовка — обучение — посттренинг и проверка знаний.

7. Ушли от «персонифицированных» вопросов на личную почту или аську менеджеру, непосредственно обучавшему новичка. Вместо этого обязали сотрудников направлять обращения в систему обработки заявок либо звонить по телефону 8-800… — это общий номер и для клиентов, и для персонала. Запросы обрабатываются централизованно, и мы видим и количество обращений, и их тематику. 

До введения принципа «единого окна» для кредитных экспертов количество обращений было достаточно большим. Когда мы внедрили систему учета, их количество резко снизилось: сотрудникам было непривычно.

Ведь всегда проще «дернуть» знакомого человека, если есть вопрос. А когда тебя обязывают сформулировать запрос — ответ зачастую становится очевидным. Многим было просто лень найти и открыть соответствующий документ.

Как сделать обучение сотрудников нескучным и полезным: ОПЫТ компании НАКТА-кредит 1

Сейчас мы работаем над системой обучения территориальных менеджеров.

Это сотрудники, которые работают с партнерами — владельцами торговых точек. Их в компании около 50 человек, в основном они работают в режиме хоум-офиса. Раньше компания сосредотачивалась только на обучении региональных представителей (они руководят группами территориальных менеджеров). Их один-два раза в год приглашали в Нижний Новгород на очные тренинги и конференции. Обучение территориальных менеджеров, по сути, не проводилось: их вводили в должность уже на местах региональные представители. Теперь на входе их также будет готовить отдел обучения, а с непосредственными руководителями они будут отрабатывать практические вопросы.

Что мы уже сделали:

1. Провели ряд занятий по повышению личной эффективности с привлечением внешнего тренера.

Навык самоуправления — выстраивание планов, контроль собственных задач, самомотивация — это важная тема для тех, кто работает удаленно. Наиболее удобным для нас здесь также оказался формат вебинаров.

2. Сделали пост-вебинарную поддержку — смс-тренинг в WhatsApp.

Это был для нас новый интересный опыт. Создается группа из участников тренинга; им даются небольшие, красиво оформленные задания на отработку навыков, полученных на вебинаре (например, «запланируйте себе три задачи на день по SMART»), и определенное время на выполнение. В этот же чат они присылают отчеты. В этом формате есть свои ограничения — например, по количеству человек в группе. Но при этом мы достаточно ненавязчиво закрепляем нужные навыки.

3. Провели пост-вебинарную сессию с помощью новой площадки «ТренингСпэйс».

Это аналог очного обучения в онлайн-формате. Можно делать групповые дискуссии, ролевые игры, миксовать участников — очень интересный и качественный продукт.

Что планируем:

1. Цикл внутренних вебинаров по вопросам и темам, которые получили низкие баллы при оценке знаний.

2. Опыт других компаний открыл для нас новые возможности использования модных в маркетинге чат-ботов в обучении персонала.

Мы планируем изучить варианты их применения: например, сейчас мы готовим вебинар для 200+  кредитных экспертов, и я представляю себе загрузку менеджеров, которым предстоит собрать и обработать пред-  и поствебинарные задания по этому курсу. Если бы у нас был чат-бот, то и людям было бы интереснее, и организационный процесс пошел бы веселее.

В целом, мы стараемся использовать все новые инструменты, которые предлагает рынок: это не «изменения ради изменений», а насущная необходимость, если хотите — требование времени.

Читайте также: какие «плюшки» действительно мотивируют ваших сотрудников? ОПЫТ компании «МФИ Софт»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.