Как найти и удержать vip-клиента

Заключительное в текущем году заседание дискуссионного клуба «Делового квартала» в формате «Банки плюс» прошло в декабре. Участники банковского рынка, а также примкнувшие к ним страховщики и пред

За последний год количество vip-клиентов в банках Нижнего Новгорода увеличилось. К особо важным клиентам, помимо состоятельных граждан, готовых платить за индивидуальные продукты, причисляют и публичных людей: артистов, политиков, спортсменов.

Заключительное в текущем году заседание дискуссионного клуба «Делового квартала» в формате «Банки плюс» прошло в декабре. Участники банковского рынка, а также примкнувшие к ним страховщики и представители лизинговых компаний обсуждали взаимодействие с vip-клиентами.

Потребности vip-клиентов выходят за рамки стандартных услуг
По словам участников дискуссии, несмотря ни на какие кризисы, «випы» были, есть и будут всегда. Почти у каждого кредитного учреждения есть формализованные критерии, по которым клиентов относят к сегменту так называемых очень важных персон. Критерии у всех разные. Может получиться, что человек или организация в одном банке будет считаться vip-клиентом или даже супер vip (и такие бывают), а в другом — окажется в лучшем случае в премиальном списке или вовсе представителем безусловно важного, но сильно обезличенного массового сегмента. Олег Виндман, генеральный директор филиала BSGV в Нижнем Новгороде, пояснил, что у каждого банка своя фокусная группа: «Вся наша клиентская база по критериям других банков, может, будет состоять из «випов» на 90-95%. Все зависит от критериев».
По словам Алексея Казимирова, управляющего Нижегородским филиалом банка «Агропромкредит», у них нет строгой классификации: «Vip — это те самые 20% клиентов, которые обеспечивают нам 80% дохода». Немного позднее, выслушав мнения коллег, г-н Казимиров добавил: «К любому вкладчику, у которого депозит более 700 тыс. руб., нужно относиться как к «випу», поскольку это за пределами страховой суммы».
Управляющий Нижегородским филиалом Промсвязьбанка Владимир Рогозин пояснил, что vip-клиенты — это физические лица: «Критерием определения vip-статуса для банка служит размер размещенных средств в депозиты или доверительное управление и покупка премиальных продуктов — элитные карты или услуги персонального менеджера».
Помимо финансовых показателей, банки, как правило, учитывают и иные достижения. Так, усилиями управляющего филиалом Абсолют Банка в Нижнем Новгороде Андрея Шагалова и директора операционного управления Волго-Вятского банка Сбербанка России Светланы Юриной к привилегированным клиентам участники дискуссии согласились отнести известных личностей, спортсменов, а также политически и административно значимых деятелей. Светлана Юрина также добавила, что если посмотреть на структуру «випов» в Сбербанке, то финансовым параметрам будут соответствовать не более 15%: «Наличие среди клиентов известных публичных людей с хорошей репутацией позволяет позиционировать себя как банк, которому доверяют люди с широкими возможностями».
Иностранные банки закрепляют привилегированный статус и по географическому признаку. «Все юридические лица, которые ведут бизнес в странах Восточной Европы, в нашем банке также попадают в категорию vip», — поясняет Юлия Баранник, директор филиала «Нижегородский» ОТП Банка.
Государственные банки о направлении работы с очень важными клиентами говорили по-разному. Управляющий Нижегородским филиалом ВТБ 24 Георгий Гречин рассказал, что в ВТБ 24 в каждой точке продаж создали зоны обслуживания особо важных клиентов, есть специальная программа, которая подчеркивает их статус и предоставляет дополнительные возможности. Лейтмотив всех высказываний г-на Гречина был таков: «Тема не новая, кто такие вип-клиенты мы понимаем, как работать с ними — знаем».
Второй представитель государственных банков — г-жа Юрина начала так: «Я понимаю, что не обсудить Сбербанк, это как не поговорить о погоде». Далее была предельно откровенна: «Для Сбербанка vip-направление в обслуживании — специфическая сторона бизнеса, о которой немногие наши клиенты знают. В то же время наш розничный бизнес сейчас испытывает переворот сознания. Мы продолжим улучшать качество сервиса, которое должно быть одинаково высоким и для массового сегмента, и для «випов». А вот в продуктовой линейке должна быть дифференциация, которая подчеркивает финансовые возможности клиента». Грядущий ребрендинг Сбербанка, по мнению отдельных участников рынка, будет только способствовать прорыву в этом сегменте.
«Понятие «vip-клиент» емкое и многозначное. Во многом оно определяется политикой банка. Важно помнить, что если сегодня у человека на счете 5 тыс. руб., это не значит, что завтра ситуация не изменится, и на его счетах не появится 5 млн. Вывод — каждому клиенту необходимо предоставлять качественный сервис. В КМБ Банке банке мы ориентируемся не на продуктовую линейку, а на доходы клиента. Если эти доходы превышают, к примеру, 250 тыс. руб. в месяц, мы можем безошибочно определить, какую сумму он может разместить на счетах, какие услуги ему могут быть интересны и какой лимит по кредитной карте устанавливать», — подытожила Юлия Бунтова, управляющий Нижегородским филиалом — директор РЦ «Приволжский» КМБ Банка.
Участники дискуссии пришли к единому мнению: критерии определения статуса того или иного клиента у банков разные, однако чаще всего vip-клиент — персона состоятельная, потребности и, что немаловажно, возможности, которой выходят за рамки стандартных банковских услуг. По словам Олега Виндмана, статусные клиенты также рассчитывают на принципиально иной уровень отношений и доверия между банком и клиентом. Доверие складывается из надежности банка и встроенными отношениями между клиентом и менеджером.
Статусные клиенты хотят общаться с первыми лицами
Представители банковского сообщества отмечают в 2009 г. рост числа привилегированных клиентов. «Стагнация была осенью прошлого года, после чего начали приходить «випы» из нижегородских банков, которые в период кризиса испытывали сложности», — рассказывает Елена Захарова, замдиректора Нижегородского филиала МДМ Банка. При этом г-жа Захарова утверждает, что перераспределение клиентов вкупе со стабилизацией экономической ситуации позволяет говорить о росте количества «випов» в разы (в МДМ банке к «випам» относят клиентов, размещающих суммы $100 тыс.)
Олег Виндман добавил, что когда речь идет о vip-клиентах, то каналы для продвижения услуг массового сегмента не работают. В первую очередь нужно говорить о прямых продажах. «Люди приходят по личным контактам, — соглашается Юлия Баранник. — Институт приват-банкинга у нас только формируется, и мы готовы придумывать опции и выслушивать пожелания. Однако уже сейчас количество «випов» измеряется десятками».
В некоторых банках увеличение произошло за счет снижения входного билета. «Что касается регионов, в этом году планка снизилась. Клиенты от $30 тыс. имеют статус vip», — добавляет Елена Бочарова, директор по розничному бизнесу филиала «Нижегородский» Альфа-Банка.
В качестве персонального менеджера vip-клиента банка или страховой компании нередко оказываются сами руководители. Разумеется, они не выполняют технические операции, однако общаются активно. По словам Валерия Королева, замдиректора ООО «Росгосстрах-Поволжье», в компании сформирован и работает отдел vip-обслуживания: «В системе все vip-клиенты помечены особым образом, и им доступны дополнительные сервисы, когда они звонят в call-центр и называют номер полиса, оператор, разумеется, видит статус клиента». Однако «особо важные» клиенты предпочитают сначала позвонить начальнику отдела с вопросом типа: «Я попал в аварию, что делать?» Это и есть отличительная особенность отечественных «випов»: чуть что — звонить первому лицу компании, или второму (зависит от величины предприятия), но не ниже.
Во время кризиса взаимодействие управляющих банков с особо важными клиентами порой напоминала работу психолога. «Vip-клиенты спокойно отреагировали на кризисные являения. Максимум — звонили мне и спрашивали, все ли в порядке», — добавляет г-жа Бунтова.
Как рассказал Георгий Гречин, vip-клиент выбирает сам, когда и с кем он хочет общаться — может зайти к управляющему, его угостят чаем–кофе и сотрудники все оформят. Может все операции сделать у менеджера. Участники дискуссии считают, что, разумеется, статусный клиент имеет право контактировать с первым лицом, однако если банк намерен увеличивать количество таких клиентов, то необходимо так обучать менеджеров, чтобы они могли решать подавляющее большинство вопросов без участия начальника.
Клиентов удерживают уговорами и «примочками»
Помимо чисто банковских услуг, по примеру западных коллег, банкиры предоставляют российским клиентам дополнительные услуги. Г-н Гречин: «Основной набор — страховые и сервисные продукты, которые просто облегчают жизнь клиенту. К примеру, круглосуточный консьерж-сервис. Если у вас за границей потерян багаж, то при помощи этой услуги он, поверьте, найдется существенно быстрее, чем если бы вы самостоятельно занялись поиском пропажи». Также «випам» предлагают воспользоваться специальным проходом в аэропортах и прочими сервисами.
Удерживать очень важных клиентов, по словам банкиров, — тоже наука. Многие вспоминают пример, когда в конце прошлого года vip-клиент одного банка закрыл очень крупный депозит. Своим решением он спровоцировал такие сложности с ликвидностью, что мировой финансовый кризис позавидовал бы.
Участники рынка считают, что соотношение «випов» в каждом конкретном банке рассчитывается индивидуально. Слишком высокое сосредоточение таких клиентов может быть опасно.
Статусных клиентов удерживают, кто как может. Предлагают такие продукты и услуги, которые отвечают всем требованиям и легко трансформируются под появляющиеся. По словам Алексея Казимирова, с клиентом беседуют, уговаривают, чтобы он вернулся обратно, как только у него возникнет потребность в банковских услугах. По общему мнению собравшихся, при правильном подходе vip вовсе не может уйти. Могут уйти его средства. Но если поддерживать постоянный контакт, то они (средства) обязательно вернутся.

Участники:
Олег Виндман генеральный директор филиала BSGV в Нижнем Новгороде
Алексей Казимиров управляющий нижегородским филиалом банка «Агропромкредит»
Владимир Рогозин управляющий Нижегородским филиалом Промсвязьбанка
Андрей Шагалов управляющий филиалом Абсолют Банка в г. Нижний Новгород
Светлана Юрина директор операционного управления Волго-Вятского банка Сбербанка России
Юлия Баранник директор филиала «Нижегородский» ОТП Банка
Георгий Гречин управляющий Нижегородским филиалом ВТБ 24
Юлия Бунтова управляющий Нижегородским филиалом — директор РЦ «Приволжский» КМБ Банка
Елена Захарова заместитель директора Нижегородского филиала — директор РЦ «Приволжский» МДМ Банка
Елена Бочарова директор по розничному бизнесу филиала «Нижегородский» Альфа-Банка
Валерий Королев заместитель директора ООО «Росгосстрах-Поволжье»

Алексей Казимиров:
«Vip — это те самые 20% клиентов, которые обеспечивают нам 80% дохода».

Олег Виндман:
«Статусные клиенты рассчитывают на принципиально иной уровень отношений и доверия между банком и клиентом».

Валерий Королев:
«В системе все vip-клиенты помечены особым образом и им доступны дополнительные сервисы».

Владимир Рогозин:
«Критерием vip-статуса служит размер размещенных средств или доверительное управление, а также покупка премиальных банковских продуктов».

Георгий Гречин :
«Vip-клиент выбирает сам, когда и с кем он хочет общаться — может зайти к управляющему, его угостят чаем–кофе, и сотрудники все оформят».

Андрей Шагалов:
«К vip-клиентам мы относим не только состоятельных людей, но и известных личностей, к примеру, спортсменов».

Юлия Бунтова:
«Теоретически vip-клиентом может стать любой: сегодня у человека 5 тыс. руб. на счете, а завт­ра — 5 млн. Вывод — каждому клиенту необходимо предоставлять качественный сервис».
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.