Как изменится город к Чемпионату мира по футболу

В сентябре стало известно, что Нижний Новгород войдет в число городов, где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу 2018 г.

Однако эксперты комиссии FIFA, посетившие город перед официальным объявлением, отметили ряд серьезных проблем, которые следует решить к моменту начала игр.

Единственное, к чему не придралась делегация, которую возглавили генеральный директор оргкомитета «Россия‑2018» Алексей Сорокин и руководитель департамента FIFA по организации чемпионата Юрген Мюллер — место, выбранное под строительство стадиона. А вот дорожная, транспортная инфраструктура и гостиничный комплекс Нижнего Новгорода их разочаровал. В ответ на замечания местные власти пообещали «расшибиться в лепешку», но избавить город от пробок, расширить гостиничный фонд и привести в порядок воздушные ворота города.

Построить стадион

Чемпионат мира 2018 г. обойдется стране в 600 млрд руб. Сколько из этих денег будет отдано на помощь регионам, пока неизвестно. Однако одну приблизительную цифру заместитель губернатора Нижегородской области по инвестиционной политике Дмитрий Сватковский назвал. «Самой затратной статьей в подготовке к ЧМ станет строительство стадиона и прилегающих объектов инфраструктуры. Стадион, который мы хотим построить в городе, в Европе стоит не менее 12–14 млрд. руб. 24 октября был объявлен конкурс на проектные работы, которые планируется начать в 2013 г. Само строительство начнется в 2014 г., а в конце 2016 г. уже возможно его завершение», — отметил он. Если к 2016 г. стадион будет готов, то Нижний Новгород сможет рассчитывать на проведение «Кубка конфедерации», который пройдет в 2017 г.

В свою очередь, заместитель губернатора Антон Аверин затруднился уточнить, каким будет будущий стадион — открытым или закрытым. «Все эти вопросы пока в процессе обсуждения. В следующем году мы должны приступить к освобождению территории под строительство», — прокомментировал он.

Место под строительство стадиона выбирали долго. Первоначально в российской заявке, которая презентовалась накануне главного голосования в штаб‑квартире FIFA, предлагался вариант строительства стадиона на Гребном канале. Среди противников этой версии был глава города Олег Сорокин и главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов. «Строительство стадиона на Гребном канале противоречит генплану развития Нижнего Новгорода, основная задача которого перенести из исторического центра все деловые и общественные функции», — заявил последний в одном из интервью.

Тогда главный архитектор сказал, что лучше всего строить такой большой спортивный объект на территории бывшего завода «Новая сосна» возле пл. Комсомольской. По его словам, существует проект реконструкции набережной по ул. Марата, ее планировалось наполнить определенными функциями, в основном: гостиничными, ресторанными и развлекательными. Эта набережная связала бы фанатскую зону, которая будет на площади Ленина, со стадионом и тренировочной площадкой — стадионом «Локомотив». Кроме того, здесь уже есть прямая связь с аэропортом и ж/д вокзалом. Однако ограничивали строительство объекта права третьих лиц. «Перед разработкой проекта стадиона на Комсомольской площади остается изучить два основных вопроса: насколько стадиону будет не тесно в таких границах и удастся ли полюбовно разойтись с правообладателями этих земель», — сказал г‑н Попов.

Также рассматривалась версия строительства стадиона в деревне Ольгино. Ее предложил глава администрации Приокского района Андрей Чертков. Он отметил, что здесь находится крупный транспортный узел — трассы из Арзамаса, Богородска, Кстова и выезд из города сходятся в этой точке. Ему снова возразил главный архитектор: «Сооружение мы строим не на один раз, оно должно функционировать в дальнейшем, как минимум, обрастать детскими спортивными школами. Поэтому выносить его за пределы города не эффективно».

В итоге стадион построят на Стрелке напротив собора Александра Невского. На сегодняшний день уже сформирован земельный участок площадью 12 га. Еще 8–10 га прилегающей территории, которая потребуется для сопутствующей инфраструктуры, областное правительство планирует выкупить у ряда собственников или долгосрочных арендаторов.

Эксперты уверены, что решить эту проблему возможно, если в конце года будет принят федеральный закон, упрощающий и ускоряющий процедуру изъятия земельных участков для нужд ЧМ‑2018, как это уже было со строительством олимпийских объектов в Сочи.

Кроме большого стадиона, правительство Нижегородской области планирует построить тренировочные базы в Дзержинске, Богородске и Зеленом городе. 

Избавить город от пробок

Если Стрелку комиссия FIFA одобрила бе­зоговорочно, то к дорожной инфраструктуре у них было много замечаний. Прежде всего, негодование вызвали нижегородские пробки, в одну из которых представители делегации попали, направляясь к месту строительства будущего стадиона.

По словам Антона Аверина, программа по обеспечению транспортной инфраструктурой Чемпионата мира‑2018 включает несколько проектов. Среди них строительство дублера пр. Гагарина — от ул. Рокоссовского до ул. Ларина, дублера пр. Ленина по ул. Баумана и ул. Героя Попова на участке от Молитовского до Мызинского моста, дублера Сормовского шоссе на участке от ул. Коммунальной до ул. Васенко.

Кроме того, будет построена транспортная развязка на ул. Должанской в Канавинском районе, реконструированы автодорожные подходы к Канавинскому мосту. К 2018 г. будет создана Сормовско‑Мещерская линия метро: за счет продления путей от станции «Московская» до станции «Стрелка» и далее до станции Волга. Автозаводскую линию продлят от станции «Горьковская» до станции «Сенная».

Кстати, депутаты Думы Нижнего Новгорода уже попросили правительство Нижегородской области о софинансировании проектных работ продления Сормовско‑Мещерской линии. Стоимость проекта составит 688,7 млн руб.

В свою очередь, Олег Сорокин также надеется обойтись малой кровью в вопросе избавления от пробок в верхней части города: «Если у нас будет еще три‑четыре надземных перехода, аналогичных построенному возле ННГУ им. Н.И. Лобачевского на пр. Гагарина, пропускная способность проспекта сразу увеличится вдвое», — отметил он.

Кроме того, комиссия отметила неудовлетворительное состояние общественного транспорта. Нарекания вызвали популярные в городе «пазики». Олег Сорокин пообещал проблему решить и заявил, что уже в следующем году «заставит» владельцев транспортных предприятий обновить автопарк.

К мундиалю регион и муниципалитет разработают новые маршруты. По словам директора департамента транспорта Нижнего Новгорода Олега Семечкина, транспортная схема будет развиваться в зависимости от расположения спортивных объектов, мест проживания и обслуживания футбольных команд и болельщиков, а также с учетом изменений в комплексной транспортной схеме города.

Кроме того, при составлении проекта по обеспечению транспортной инфраструктурой ЧМ‑2018 будут учитываться маршруты прибытия гостей и участников с использованием всех видов транспорта, а также перспективные планы перемещения пассажиров. «Не исключаю, что в процессе подготовки к Чемпионату мира возможны изменения, но уверен, что он в Нижнем Новгороде пройдет на высоком уровне, а новые объекты в дальнейшем послужат жителям города», — пояснил Антон Аверин.

Серьезные изменения претерпят международный аэропорт Нижнего Новгорода и железнодорожный вокзал.

По словам генерального директора ОАО «МАНН» Александра Синельникова, к 2018 г. будет построен новый аэропортовый комплекс, в состав которого войдут новый пассажирский терминал, привокзальная площадь с парковкой и новая гостиница. Строительство нового терминала общей площадью 20 тыс. кв. м с пропускной способностью до 960 пассажиров в час обойдется более чем в 1 млрд руб.

На привокзальной площади появится парковка общего пользования, рассчитанная на 500–700 парковочных мест.

«Отреставрированный аэропорт справится с большим количеством гостей, которые прибудут в Нижний Новгород, несмотря на то, что Чемпионат мира по футболу в 2018 г. придется на пиковый период пассажирских перевозок, который традиционно выпадает в июне-июле», — комментирует г‑н Синельников. Он привел следующие цифры: нагрузки на внутренних воздушных линиях увеличатся к тому времени с 240 пассажиров в час до 1,1 тыс., тогда как максимальная пропускная способность к тому времени уже будет составлять 1,2 тыс. пассажиров в час. Расчетные пиковые нагрузки на международных воздушных линиях вырастут со 180 пассажиров в час до 737, а максимальная пропускная способность достигнет 750 пассажиров в час.

В свою очередь, Дмитрий Сватковский отметил, что недавний визит вице‑премьера Аркадия Дворковича дал городу возможность запланировать мощное финансирование реконструкции взлетно‑посадочной полосы. «В 2013 г. мы направим деньги на световое оборудование, а в 2014 г. будут выделены средства из федерального бюджета на покрытие взлетно‑посадочной полосы», — рассказал г‑н Сватковский.

НПИ «Нижегороджелдорпроект» представил проект реконструкции Московского вокзала, разработанный по заказу ОАО «ГЖД». Основные работы по восстановлению здания вокзала планируется начать в 2013 г. Разработанный проект предусматривает провести реконструкцию в два этапа. Первый оценивается в 1,3 млрд руб. и предполагает модернизацию уже существующих площадей Московского вокзала. На второй стадии здание вокзала планируется расширить до 20,8 тыс. кв. м, организовать интермодальное сообщение с Нижегородским аэропортом через станцию Петряевка, таким образом связав эту линию с эстакадой метромоста, а также построить подземную парковку. Стоимость второго этапа составит 3,5 млрд руб.

Финансовый интерес

По словам министра спорта РФ Виталия Мутко, приказ о выделении средств на начало подготовительных работ по подготовке регионов к ЧМ‑2018 уже подписан. Нижний Новгород получит 250 млн руб. из федерального бюджета одним из первых, наряду с Волгоградом, Екатеринбургом и Ростовом‑на‑Дону. По предварительной информации, выделенные деньги предусмотрены на проведение проектно‑изыскательных работ по строительству и реконструкции стадионов.

Дмитрий Сватковский пояснил, что инвестиционная программа подготовки проведения ЧМ‑2018 подразумевает финансирование из федерального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников. К последним он отнес частных инвесторов и крупные компании. По его словам, местный бизнес сможет принять самое прямое участие в подготовке к ЧМ‑2018. «Уже сегодня на каждое заседание инвестиционного совета выходят по два‑три инвестора с заявками на реализацию своих проектов в сфере услуг. Это гостиницы, рестораны, кафе и прочее. Как раз эта сфера и будет самой востребованной у малого и среднего бизнеса Нижегородской области», — отметил он.  После объявления городов‑организаторов интерес у иностранных туристов к городу точно увеличится. А значит, будут строиться гостиницы, музеи, культурные центры.

Олег Сорокин, в свою очередь, полагает, что также вверх пойдут строительная и туристическая отрасли. «Проведение Чемпионата мира по футболу подарит городу большое количество рабочих мест и налоговых отчислений. При этом затрат из его бюджета практически не предвидится. Следовательно, мероприятие принесет Нижнему Новгороду только плюсы», — сказал он.

Нерешенным остается один вопрос: как в дальнейшем будет использоваться инфраструктура, подготовленная к мундиалю. Дмитрий Сватковский утверждает, что FIFA этот вопрос очень четко регламентирует своим требованием к городам‑организаторам: «Все, что построено к Чемпионату мира, должно эффективно использоваться и после него — «принцип наследия». Поэтому ничего лишнего мы строить не будем. Стадион будет использоваться как домашняя арена футбольной команды «Волга» и как концертная площадка. Про необходимость новых развязок, модернизацию аэропорта и железнодорожного вокзала, думаю, и говорить не стоит», — пояснил заместитель губернатора.

Для подготовки к ЧМ-2018 у Нижнего Новгорода есть шесть лет. По словам заместителя губернатора, областное правительство планирует создать структуру, которая будет заниматься организацией всех связанных с Чемпионатом мира мероприятий. В нее войдут молодые люди, владеющие иностранными языками, которые постоянно будут работать с FIFA. Также планируется создать первый в Нижегородской области центр волонтерства для подготовки людей, сопровождающих мероприятия мундиаля. Набираться опыта работы на подобных мероприятиях региональные специалисты поедут в Бразилию — на Чемпионат мира по футболу 2014.

Екатерина Мясникова

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.