К чему приведет спад авторынка: дайджест мнений

В январе-мае 2014 г. российский авторынок, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упал на 6%. Как закончится год и чего ожидать, если спад продолжится – в дайджесте DK.RU.

Отрицательная динамика января-мая, по прогнозам большинства экспертов авторынка сохранится до конца года, падение по его итогам может составить 6,5%

Это означает, что падение авторынка в этом году углубляется по сравнению с 2013 г. Тогда отечественный авторынок уменьшился на 5,5% в штучном выражении и на 3% в денежном. Больше всего упали продажи российских брендов - на 16%, до 487 тыс. единиц, правда, сбыт иномарок, собранных в РФ, вырос на 9% – до 1,31 млн единиц. В этом году спрос на российские бренды опять уменьшается быстрее рынка, но тревожные тенденции затронули и сборочные производства зарубежных автоконцернов.

Санкт-петербургский завод General Motors остановит конвейер летом на месяц, во второй раз в 2014 г. С июля компания ввела производственные простои по пятницам. Спад продаж автомобилей Ford в России за январь-февраль составил 21%, это привело к остановке конвейера завода Ford в Санкт-Петербурге с 11 апреля по 9 июня. По сообщению ИТАР-ТАСС, производство Ford перешло на односменный режим работы, в планах сократить около 700 рабочих.

Исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов в материале gazeta.ru высказывает мнение, что остановки производств на российских автозаводах в этом году будут продолжаться:

«Большие предприятия, скорее всего, закрываться не будут — им выгоднее приостанавливать выпуск конкретных моделей, с низким спросом. Кроме того, крупным заводам, к примеру, АвтоВАЗу, в такой ситуации на рынке сложнее регулировать взаимоотношения с поставщиками, так как объемы поставок обычно оговариваются контрактами на достаточно длительный срок. […] Небольшие автосборочные предприятия могут закрываться на какое-то время полностью — платить зарплату сотрудникам за время простоя лучше, чем производить автомобили, которые не будут раскупаться. […] Пока рынок продолжает сокращаться, а рубль — падать, автопроизводители будут вынуждены оперативно анализировать ситуацию и, при необходимости, принимать решения о временном прекращении выпуска автомобилей».

В отношении АвтоВАЗа г-н Удалов не ошибся. Сборочные цеха АвтоВАЗа не останавливаются, но с 1 июля компания перешла на режим производства автомобилей по предварительному заказу от клиентов. Президент компании Бу Андерссон заявил дилерам, что это сделано для «еще большей ориентации на потребительский спрос и более четкой организации производства»:

«Если раньше мы просто "выталкивали" машины дилерам, то сейчас будем получать от них заказы, зная, что и дилеры уже имеют заказы от своих клиентов […] В таком режиме, получая заказы от клиентов, уже работает ижевская площадка, где в мае 2014 г.началось производство лифтбэка.  […] Сейчас в Ижевске ежедневно с конвейера сходит около 300 машин, или 1,5 тыс. единиц в неделю. Пока продажи идут хорошо».

Ранее в интервью ИТАР-ТАСС в рамках СПЭФ-2014 Бу Андерссон так охарактеризовал рынок в целом:

«Нет роста, это очевидно. Мне кажется, автомобильный рынок будет снижаться на 10-20%, это значит, что мы упадем на 15%, это означает, что нам надо снижать темпы производства и мы это делаем. Это сложно, но мы переживем этот момент».

Спад рынка вынуждает АвтоВАЗ сокращать персонал. В текущем году его численность уменьшится до 53 тыс. Reuters сообщает, что ликвидируется около 20% всех рабочих мест, при этом часть сотрудников уйдет по собственному желанию или выйдет на пенсию. В первом полугодии штат крупнейшего российского автопроизводителя сократился на 5,1 тыс. человек, прием новых людей прекращен.

Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, полагает, что в ближайшее время негативные тенденции авторынка переломить не удастся. «Автостат» фиксирует не только падение спроса на новые машины, но и рост продаж подержанных. По данным агентства, в январе–апреле 2014 года продажи вторичных автомобилей выросли на 16,4% к тому же периоду 2013 г.

Долгосрочный эффект от падения рынка может, по мнению Roland Berger Strategy Consultants и «Соллерс», приводимому «Коммерсантом», вызвать отмирание сборки иномарок в России. Как считают источники издания, «локализовать производство в России после 2017 года будет нецелесообразно». Это означает, что к 2017 г. «доля импорта может вырасти до 67%, или 1,4 млн машин (в 2013 г. — 700 тыс. автомобилей, или 29% рынка). […] Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 тыс.)». Консультанты Roland Berger прогнозируют уход из России ряда брендов, кроме того, перестанет использоваться бизнес-модель сборки по контракту. Издание констатирует, что наивысшие шансы на прекращение сборки в России у китайских брендов, Peugeot-Citroen, BMWSsangYong, Opel.

Сохранение в РФ глубоколокализованных производств (как того требует правительственная стратегия развития автопрома) в условиях плохой конъюнктуры может потребовать от властей активных действий по стимуляции спроса. «Коммерсант» приводит мнение главы департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова*:

«Позитивный или негативный сценарий в первую очередь зависит от макроэкономической ситуации. [...] Cейчас дополнительные меры поддержки автопроизводителям не требуются. Но после того, как проекты выйдут на более глубокий уровень локализации, государству так или иначе придется стимулировать обновление парка».

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.