Изменения в правилах продажи ювелирных изделий: комментарий юриста
Роспотребнадзор предупредил об изменениях правил продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с 30 октября. Нововведения DK.RU прокомментировал юрист.
Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области информирует о внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров, утверждённые постановлением правительства РФ от 19.01.1998г. №55.
Нововведения, установленные постановлением правительства РФ от 19.09.2015 г. №994, вступают в силу с 30 октября 2015 г.
1. Запрет продажи «с рук»
По данным Роспотребнадзора, запрещено продавать вне стационарных мест торговли (на дому, по месту работы и учёбы, на транспорте, на улице и в иных местах путём разносной торговли) ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней. Ранее запрет касался только изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
При этом допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма.
Суть данных изменений в том, правительство РФ вводит понятие «ювелирных изделий» и фактически уточняет ныне применяемое общее понятие «Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней», разделив его на две категории: ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и камней, комментирует Роман Пирогов, управляющий партнер «Юридического бюро Пирогова»:
— Как сейчас, так и с 30 октября 2015 г. продавать изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (или с 30 октября — ювелирные и другие изделия) в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли запрещено.
Однако акцент делается на заключении договора купли-продажи в месте нахождения покупателя. То есть — принципиальным критерием запрета является именно место и способ заключения договора. При этом правила продажи не содержат ограничений, связанных с дистанционным способом продажи.
Согласно Постановлению правительства РФ № 612 от 27.09.2007, продажа дистанционным способом подразумевает заключение договора розничной купли-продажи способами, исключающими возможность непосредственног
о ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. То есть — на основании каталогов, фото, распространяемых в сети интернет и по телевидению.
Запрещено продавать дистанционным способом алкогольную продукцию, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательство
м РФ, в частности, драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них. Под это понятие, на наш взгляд, как раз и подпадают ювелирные и иные изделия.
Здесь стоит отметить, что дискуссии среди юристов по поводу законности ювелирных интернет-магазин
ов ведутся уже давно. И по этому поводу сложилось две точки зрения. Первая говорит о легальности таких интернет-магазин ов — ввиду отсутствия прямого указания на запрет дистанционной продажи. А вторая точка зрения подтверждает наличие такого запрета.
Означают ли все эти положения запрет на продажу ювелирных и иных изделий на порталах типа Avito.ru, по объявлениям, у распространителе й, по каталогам, через группы в соцсетях и т.д.?
— Полагаем, что если вести речь о продаже ювелирных изделий распространителя
ми (когда договор заключается вне места стационарной торговли — по месту нахождения покупателя), то это будет нарушением Правил продажи ювелирных изделий.
Если говорить о продаже по объявлениям (к примеру, в газете), на портале Avito.ru, по каталогам, через интернет-магазин
ы и соцсети, когда договор будет заключаться без фактического ознакомления покупателя с изделием, с его последующей доставкой почтой или курьером, то в таком случае продажа будет совершена с нарушением Правил дистанционной продажи товаров.
Но если продавец ювелирных изделий делает лишь предложение о продаже посредством указанных способов (но фактически заключение договора и осмотр товара происходит в месте нахождения продавца, его представителя или службы доставки) — такую продажу следует считать законной.
Таким образом, продавцам, желающим расширить круг своих покупателей за счёт использования онлайн-технологий, приходится прибегать именно к таким способам продажи, во избежание нарушений и привлечения к ответственности, — считает эксперт.
2. Дополнительная информация на опломбированном ярлыке изделия
Ранее обязательным было указание следующих сведений: наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок) вида и характеристики вставок. Теперь должна быть добавлена информация относительно характеристики вставок — сведения о способе обработки, изменившем качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также — при использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками или свойствами драгоценных камней — информация о том, что данный камень не является драгоценным, сообщает Роспотребнадзор.
Что продавцы должны сделать с продукцией со "старыми" ярлыками, которую не удалось реализовать до вступления в силу новых правил? Комментирует Роман Пирогов:
— Продавцы обязаны соблюдать требования закона, регулирующего продажу таких изделий, независимо от того, когда они были закуплены для реализации. Согласно Правилам продажи, существенным условием является не момент производства изделия или закупки, а момент выставления для продажи изделия потребителю. Однако, говоря об ответственности за продажу изделий (ст. 19.14 КоАП РФ), ярлыки которых не соответствуют требованиям Правил продажи в новой редакции, так как были произведены и опломбированы до 30 октября 2015 г., отметим: вероятно, на практике вопрос о привлечении продавцов к ответственности по указанным основаниям будет зависеть от усмотрения контролирующих органов и судов и применения принципа действия закона во времени.
На наш взгляд, контролирующим органам и судам при разрешении вопроса о привлечении к ответственности в таком случае, следует исходить из того, что закон, устанавливающий административную ответственность, не имеет обратной силы. Соответственно, продавцы, закупившие ювелирные изделия, опломбированные по правилам, действующим до 30 октября, не должны привлекаться к ответственности, так на момент закупки и выставления на продажу применялись иные требования, соблюдение которых было обеспечено.
При этом рекомендуем розничным продавцам быть внимательнее при закупках изделий у производителей после указанного срока. С момента вступления изменений необходимо закупать изделия, полностью соответствующие новым требованиям.
3. Возможности для обмена и возврата ювелирных изделий
На ювелирные изделия не будет распространяться право покупателя на обмен в течение 14 дней купленного товара на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, так как соответствующие изменения внесены и в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением правительства РФ №55, — пишет Роспотребнадзор.
— Как до вступления в силу изменений, так и с 30 октября 2015 г. потребитель не вправе требовать возврата или обмена ювелирного изделия надлежащего качества. При этом изменения никак не повлияют на обмен некачественных изделий. В таком случае, потребителю следует руководствоватьс
я положениями закона "О защите прав потребителей» и обратиться по своему выбору либо к продавцу, либо к производителю изделия с требованием о замене изделия, или устранении недостатков, или уменьшении цены и т.д. Следует помнить, что срок предъявления требований относительно недостатков товара ограничен гарантийным сроком, или сроком годности, а если такие не установлены — двумя годами со дня передачи товара покупателю, если иной срок не предусмотрен законом, — рассказал DK.RU эксперт.