«Из-за стандартов ЕГЭ спорят. Но рамки есть в любой работе. Ребенок будет готов к жизни»

«Самый больший минус нынешних экзаменов в том, что детей ими пугают и родители, и школы. "Если не напишешь, останешься неучем", — говорят ребенку. Школьник находится под давлением со всех сторон».

Подходит к концу первая, самая ответственная четверть учебного года. Уже можно подводить итоги и говорить о тех изменениях, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в образовательном процессе. Руководитель центра иностранных языков и бюро переводов «The Best» Екатерина Русинова — о том, почему родители и учителя не всегда находят общий язык, насколько эффективна система оценивания и образования в целом.

— Для всех родителей, без исключения, важно понимать, что его ребенок получает самое лучшее, учится в хорошей школе и с достойными учителями. К сожалению, сегодня можно говорить о том, что не всегда учитель может выстроить эффективную работу в классе. В настоящее время Министерство образования требует постоянные отчеты о проделанной работе, об успеваемости и т. д., поэтому учитель уделяет бумажной работе больше времени, чем работе с учениками.

Сейчас есть тенденция углубленного изучения отдельных предметов в центрах дополнительного образования. Не всеми учителями общеобразовательных учреждений это приветствуется. В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с подобными ситуациями. Иногда родители просят разобраться с тем, что учитель, по их мнению, поставил ребенку некорректную оценку.

Например, сейчас мы столкнулись с подобной ситуацией с одной ученицей нашего центра. Летом мы проводили встречи с носителем языка, с моей племянницей из Америки. В ходе школьного урока английского языка девочка рассказала классу, что она общалась с американкой, и ей удалось поддержать разговор на языке, что вызвало ревностную реакцию учителя и сейчас учитель не обращает внимания на ребенка, не спрашивая ее на уроке. Увы, не все учителя рады возможностям развития ребенка дополнительно.

«Мы хватаем отовсюду»

Основная проблема нашей системы образования —бессистемность. В сентябре мы не знаем, что будет в январе. В нашей системе образования нет четкой логики, мы хватаем отовсюду, ориентируемся на европейские стандарты, не проработав их до конца.

В прошлом году министр образования Ольга Васильева говорила, что необходимо упразднять факультеты других иностранных языков в вузах, сделав акцент на английском. Но в нынешнем учебном году есть распоряжение с пятого или с седьмого класса школы изучать второй иностранный язык с детьми. Но этот язык будет преподаваться всего три года. Что можно выучить за один час в неделю за три года? Ничего.

Сегодня у выпускников школ учебная программа насыщенна, но не эффективна. Мы изучаем все поверхностно, не уделяя внимания важным предметам. В основном уроки – «натаскивание» на тесты (ГИА).

Об оценках и экзаменах

Недавно президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что экзамены и сам процесс оценивания лишают желания учиться. В одном из интервью можно прочесть: «И вот это когда «сегодня будет отвечать», и рука учителя начинает... И у меня сердце сжимается. Потом я считаю, применяя все свои математические способности, чтобы подсчитать, с какой скоростью движется палец и в какой части располагается моя фамилия на букву "Г". Потом я понимаю, что он ее перевалил, я выдыхаю, и тут палец возвращается обратно».

Я не совсем согласна с Германом Грефом. Все-таки фраза «Сегодня будет отвечать» — адекватная, она вырабатывает ответственность. Недавно Ник Вуйчич в Нижнем Новгороде говорил, что боялся выступать, пока его не поставили перед фактом, что это необходимо сделать прямо сейчас. Когда ребенок выступает перед своим классом, параллелью, школой, у него вырабатывается умение выражать собственные мысли, быть всегда готовым ответить и тренируются навыки ораторского мастерства, которое пригодится везде.

Если говорить о системе оценки, то на мой взгляд, можно оставить лишь «отлично» и «плохо».  Что такое «четверка»? Как объяснить ребенку, почему вместо «отлично» за выученное стихотворение он получил «хорошо»? Школьник не понимает и у него постепенно складывается впечатление, что стараться незачем: «Я пытался, а мне все равно ставят "хорошо"».

Даже если ребенок не выполнил то или иное задание, важно понимать, почему. Когда я работала в общеобразовательной школе, я про каждого ребенка знала практически все. С родителями был выстроен конструктивный диалог, а каждый ребенок мог подойти и спросить, если ему что-то непонятно. Думаю, некая грань между учителем и учеником должна быть стерта, чтобы ребенок не боялся подойти после урока.

Что касается экзаменов, тот тут все более прозрачно, четко и понятно. В ЕГЭ есть тест, который позволяет легко оценить знания. Однако часть «C» — это развернутый ответ, где уже возможна некая доля субъективности. На конференции преподавателей Елена Соловова (д.пед.н., профессор) из Высшей Школы Экономики говорила о том, что часть «C» предполагает четкую структуру, в которых ребенок должен работать, т.е. нужно придерживаться требований и использовать необходимые вводные фразы.

Вокруг писем и сочинений, в том числе по английскому языку, сейчас идет много обсуждений. Например, в прошлом году девочка в Екатеринбурге, которая несколько лет училась в Америке, не подготовилась по стандартам к ГИА. Тестовую часть она написала хорошо, а письмо, к сожалению, нет. Родители тогда очень возмущались, потому что она употребляла в тексте сложные фразы, писала красивым языком, но не выдержала структуру. И думаю, такое решение было справедливо, потому что есть определенные рамки, в которых ребенок должен писать. Рамки есть везде, в любой работе. И такой подход готовит ребенка к реальной жизни.

«Жалко нынешних школьников»

Самый больший минус нынешних экзаменов в том, что детей ими пугают и родители, и школы. Первые переживают, что не смогут оплатить детям обучение в вузе, школе же нужны рейтинги. «Если не напишешь, останешься неучем», — говорят ребенку. Школьник находится под давлением со всех сторон: родителей, школы, общества.

Сегодня одиннадцатиклассники сталкиваются с многочисленными трудностями, видя их, хочется обнять и поддержать, сказать: «Ребят, в вашей жизни сейчас ничего страшного не происходит, вы просто переходите на другую ступень». Они настолько растеряны, не зная, что их ожидает, что просто иногда не выдерживают. В школе и дома они не могут быть собой.

Маленьких детей родители тоже загружают дополнительными занятиями, что, с одной стороны их дисциплинирует. Но никто не гарантирует, что ребенку все эти секции интересны. Родители часто соревнуются в количестве дополнительных занятий. Мы ходим на шахматы, рисуем, играем, поем, танцуем и т. д. Я считаю, что у ребенка обязательно должна быть физическая нагрузка, потому что после школы надо выплескивать энергию и эмоции, а остальное — на его усмотрение. Не надо бояться, что сегодня он пошел на футбол, а на следующий год захочет на каратэ. Это его выбор, дайте ему искать и пробовать себя. Если вы в этот момент останавливаете ребенка, вы его ломаете. И к концу 11 класса выпускники не могут самоопределиться и выбрать профессиональную деятельность для своей дальнейшей жизни.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.