Подписаться
Курс ЦБ на 11.07
71,22
80,26

«Хороший руководитель – тот, кто дает подчиненным крылья и не мешает летать»

«Хороший руководитель – тот, кто дает подчиненным крылья и не мешает летать»
Иллюстрация: ДК

«Зарплата давно перестала быть основным фактором, который влияет на решение человека работать в компании. Собственно, она никогда им и не была».

Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»:

Она была далеко не последним человеком в крупной российской компании. Намного ближе к топам, чем к рядовым – несмотря на молодой возраст. Обычно спокойная и уверенная в себе, в этот раз она выглядела так, будто ее только что ударили под дых.

- Это неправильно, - сказала она в ответ на мое «что случилось?» - То, как он со мной разговаривал.

- Кто он? – уточнил я.

- Начальник. Из головного офиса в Москве. Он приехал инспектировать работу нашего филиала…

Выяснилось, что московский начальник сотрудников нижегородского филиала в грош не ставил. Обращался к ним так, как барин подзывал крепостных. «Эй, Сенька, подай шапку!»

- Хорошо, что мне крайне редко приходится с ним общаться, - сказала моя знакомая. – Иначе я бы уволилась.

- Несмотря на зарплату?

- Несмотря! – отрезала она. – Понимаешь, Ром, дело не в деньгах и даже не в карьерном продвижении. Ведь меня в любой компании «с руками оторвут» сейчас. Дело в другом. Важно всегда оставаться человеком.

Этот разговор состоялся месяцев шесть назад и, помню, тогда произвел на меня двоякое впечатление. Сначала я подумал, что такое отношение начальника скорее исключение, чем практика. Ведь моя знакомая была не из рядовых сотрудников, а настоящих топов. А, как известно, человеческий капитал сейчас является наиболее ценным ресурсом компании. По крайней мере, об этом везде говорят и пишут.

Но проведя дальнейшее исследование, поговорив с несколькими менеджерами высшего и среднего звена из числа своих знакомых, я выяснил, что такое отношение вполне даже практика. 

Зарплата давно перестала быть основным фактором, который влияет на решение человека работать в компании. Собственно, она никогда им и не была. Разве что в эпоху «первой сытости», наступившей ближе к середине двухтысячных, решение о переходе на новую работу менеджер мог принять, погнавшись за «длинным нулем». Впрочем, в ту же самую эпоху всеми нами владел кураж от выхода в новую жизнь: внезапно открывались торговые центры, покупались машины, мы начали массово ездить за границу. Казалось, мы наконец-то встаем на одну экономическую высоту с западом. Мы! Первые из десятков поколений. Это пьянило и заставляло много работать.

То есть речь опять шла не о зарплате. Речь шла о кураже – в масштабах страны.

Сегодня куража уже нет. Машина окончательно перестала быть роскошью, а поездка за границу – событием, делившим жизнь семьи на «до» и «после».  Вариантов заработать на жизнь, в которой по умолчанию удовлетворяются все базовые потребности в пище и айфоне, у любого мало-мальски грамотного менеджера – масса.

И он уже не держится за зарплату. И мгновенно уходит, если ему что-то не нравится. А не нравиться ему может начальник.

В 2012 г. институт Гэллапа опубликовал результаты масштабного исследования. В течение нескольких лет сотрудники института опрашивали десятки тысяч наемных сотрудников в самых разных странах, занимающих самые разные должности в самых разных сферах. Общим между ними было лишь одно: над каждым участником опроса стоял как минимум один босс.

Результаты опроса были весьма любопытными. Оказалось, что эффективнее всего работали те сотрудники, кто говорили, что у них с руководством – человеческие отношения.

Помните советское определение счастья? «Когда утром на работу идешь с радостью и домой вечером – с радостью». Это ведь про то же самое – про человеческие отношения. В коллективе, с руководством и в семье.

Что такое пресловутые «человеческие отношения»? Можно ли их разложить на составляющие? На те самые кирпичики, из которых руководитель (даже если у него в подчинении – полтора землекопа) может построить собственную успешную стратегию управления персоналом?

Есть руководители (и их немало), которые в случае проблем в фирме начинают закручивать гайки. И это не приводит к желаемому результату.

Есть их антагонисты – те, кто в схожей ситуации начинают заискивать перед подчиненными и даже повышать зарплату. Но это тоже не улучшает ситуацию.

Есть третий путь. Тот самый. Из кирпичиков. Первый кирпичик - замена понятия «персонал» на понятие «сотрудники».

«Персонал», «население» - все это слова, которые вычеркивают личность. А любой коллектив – это объединение личностей. Люди – не роботы. Да, с роботами проще. У них не бывает плохого настроения, они не строят интриги, у них не болит голова… Но они могут работать только по четко заданной программе.

Креативность человека, умение нестандартно мыслить и принимать решения с учетом миллиона переменных (то, чего руководители так ценят в сотрудниках) – это все следствие их сложного внутреннего мира. Так оцените этот мир или, как минимум, заметьте!

Второй кирпичик – это искренний интерес, который руководитель проявляет к своим сотрудникам. Это невозможно сыграть. Если начальнику откровенно неинтересны его подчиненные, если за год работы он едва научился различать их в лицо – такому начальнику лучше поискать себе другую работу. Возможно, он – гениальный волк-одиночка. Но не лидер, к сожалению.

Третий кирпичик – уважение к сотрудникам. Эмоциональная чуткость. Умение поддержать и вдохновить. Похвалить.

И что в итоге? А в итоге существенное повышение производительности труда работников. Ведь в том же исследовании Гэллапа приводится очень интересный факт. Оказывается, производительность труда работников напрямую зависит от того, насколько руководитель заботится о своих подчиненных, признает их заслуги, поощряет и помогает в развитии. Такое руководство компанией, «осознанное руководство», делает сотрудников более счастливым, убирает интриги и «подковерные игры», создает внутри коллектива атмосферу дружелюбия и сплоченности. При таком подходе работники начинают проявлять инициативу, раскрывать свой потенциал и показывать искреннюю заинтересованность в своей работе.

А еще это повышение имиджа компании на рынке труда. Сегодня информация распространяется очень быстро. И статус «осознанных компаний», в которых к сотрудникам относятся по-человечески, становится дополнительным конкурентным преимуществом. Причем очень сильным.

Несколько лет назад многие сайты перепечатали откровение молодой мамы. Ее дочка пошла в первый класс, только-только осваивала прописи, писала как курица лапой – тетрадные листы буквально краснели от учительских подчеркиваний. Дочка плакала и не хотела в школу.

Тогда мама сказала: «Знаешь, это все ерунда. Не обращай внимания. Смотри! Вот эта буква у тебя отлично получилась! – и она подчеркнула зеленой пастой букву, которая действительно удалась. – И вот эта тоже, - еще одно подчеркивание. – И эта».

Они стали учиться писать по собственным прописям. Махнули рукой на учительский красный и сконцентрировались на мамином зеленом цвете.

Впрочем, красных подчеркиваний в тетрадках девочки становилось все меньше и меньше. Потому что, окрыленная похвалой, она действительно стала писать намного лучше.

Осознанный руководитель – тот, кто дает своим подчиненным крылья и не мешает летать.

Это аксиома.

Самое читаемое
  • «Я предлагаю бизнесу просто решить, что вторая волна — свершившийся факт. И готовиться»«Я предлагаю бизнесу просто решить, что вторая волна — свершившийся факт. И готовиться»
  • Заказов не хватает. Еще один автозавод в Нижегородской области перешел на четырехдневкуЗаказов не хватает. Еще один автозавод в Нижегородской области перешел на четырехдневку
  • За пандемию зарплаты упали у половины работников. У кого они увеличились?За пандемию зарплаты упали у половины работников. У кого они увеличились?
  • В Нижегородской области разрешили работу примерочных. При каких условиях?В Нижегородской области разрешили работу примерочных. При каких условиях?
  • Никаких отсрочек. Мишустин поставил задачу ввести М12 в эксплуатацию к 2024 г.Никаких отсрочек. Мишустин поставил задачу ввести М12 в эксплуатацию к 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.