«Хороший руководитель – тот, кто дает подчиненным крылья и не мешает летать»

«Зарплата давно перестала быть основным фактором, который влияет на решение человека работать в компании. Собственно, она никогда им и не была».

Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»:

Она была далеко не последним человеком в крупной российской компании. Намного ближе к топам, чем к рядовым – несмотря на молодой возраст. Обычно спокойная и уверенная в себе, в этот раз она выглядела так, будто ее только что ударили под дых.

- Это неправильно, - сказала она в ответ на мое «что случилось?» - То, как он со мной разговаривал.

- Кто он? – уточнил я.

- Начальник. Из головного офиса в Москве. Он приехал инспектировать работу нашего филиала…

Выяснилось, что московский начальник сотрудников нижегородского филиала в грош не ставил. Обращался к ним так, как барин подзывал крепостных. «Эй, Сенька, подай шапку!»

- Хорошо, что мне крайне редко приходится с ним общаться, - сказала моя знакомая. – Иначе я бы уволилась.

- Несмотря на зарплату?

- Несмотря! – отрезала она. – Понимаешь, Ром, дело не в деньгах и даже не в карьерном продвижении. Ведь меня в любой компании «с руками оторвут» сейчас. Дело в другом. Важно всегда оставаться человеком.

Этот разговор состоялся месяцев шесть назад и, помню, тогда произвел на меня двоякое впечатление. Сначала я подумал, что такое отношение начальника скорее исключение, чем практика. Ведь моя знакомая была не из рядовых сотрудников, а настоящих топов. А, как известно, человеческий капитал сейчас является наиболее ценным ресурсом компании. По крайней мере, об этом везде говорят и пишут.

Но проведя дальнейшее исследование, поговорив с несколькими менеджерами высшего и среднего звена из числа своих знакомых, я выяснил, что такое отношение вполне даже практика. 

Зарплата давно перестала быть основным фактором, который влияет на решение человека работать в компании. Собственно, она никогда им и не была. Разве что в эпоху «первой сытости», наступившей ближе к середине двухтысячных, решение о переходе на новую работу менеджер мог принять, погнавшись за «длинным нулем». Впрочем, в ту же самую эпоху всеми нами владел кураж от выхода в новую жизнь: внезапно открывались торговые центры, покупались машины, мы начали массово ездить за границу. Казалось, мы наконец-то встаем на одну экономическую высоту с западом. Мы! Первые из десятков поколений. Это пьянило и заставляло много работать.

То есть речь опять шла не о зарплате. Речь шла о кураже – в масштабах страны.

Сегодня куража уже нет. Машина окончательно перестала быть роскошью, а поездка за границу – событием, делившим жизнь семьи на «до» и «после».  Вариантов заработать на жизнь, в которой по умолчанию удовлетворяются все базовые потребности в пище и айфоне, у любого мало-мальски грамотного менеджера – масса.

И он уже не держится за зарплату. И мгновенно уходит, если ему что-то не нравится. А не нравиться ему может начальник.

В 2012 г. институт Гэллапа опубликовал результаты масштабного исследования. В течение нескольких лет сотрудники института опрашивали десятки тысяч наемных сотрудников в самых разных странах, занимающих самые разные должности в самых разных сферах. Общим между ними было лишь одно: над каждым участником опроса стоял как минимум один босс.

Результаты опроса были весьма любопытными. Оказалось, что эффективнее всего работали те сотрудники, кто говорили, что у них с руководством – человеческие отношения.

Помните советское определение счастья? «Когда утром на работу идешь с радостью и домой вечером – с радостью». Это ведь про то же самое – про человеческие отношения. В коллективе, с руководством и в семье.

Что такое пресловутые «человеческие отношения»? Можно ли их разложить на составляющие? На те самые кирпичики, из которых руководитель (даже если у него в подчинении – полтора землекопа) может построить собственную успешную стратегию управления персоналом?

Есть руководители (и их немало), которые в случае проблем в фирме начинают закручивать гайки. И это не приводит к желаемому результату.

Есть их антагонисты – те, кто в схожей ситуации начинают заискивать перед подчиненными и даже повышать зарплату. Но это тоже не улучшает ситуацию.

Есть третий путь. Тот самый. Из кирпичиков. Первый кирпичик - замена понятия «персонал» на понятие «сотрудники».

«Персонал», «население» - все это слова, которые вычеркивают личность. А любой коллектив – это объединение личностей. Люди – не роботы. Да, с роботами проще. У них не бывает плохого настроения, они не строят интриги, у них не болит голова… Но они могут работать только по четко заданной программе.

Креативность человека, умение нестандартно мыслить и принимать решения с учетом миллиона переменных (то, чего руководители так ценят в сотрудниках) – это все следствие их сложного внутреннего мира. Так оцените этот мир или, как минимум, заметьте!

Второй кирпичик – это искренний интерес, который руководитель проявляет к своим сотрудникам. Это невозможно сыграть. Если начальнику откровенно неинтересны его подчиненные, если за год работы он едва научился различать их в лицо – такому начальнику лучше поискать себе другую работу. Возможно, он – гениальный волк-одиночка. Но не лидер, к сожалению.

Третий кирпичик – уважение к сотрудникам. Эмоциональная чуткость. Умение поддержать и вдохновить. Похвалить.

И что в итоге? А в итоге существенное повышение производительности труда работников. Ведь в том же исследовании Гэллапа приводится очень интересный факт. Оказывается, производительность труда работников напрямую зависит от того, насколько руководитель заботится о своих подчиненных, признает их заслуги, поощряет и помогает в развитии. Такое руководство компанией, «осознанное руководство», делает сотрудников более счастливым, убирает интриги и «подковерные игры», создает внутри коллектива атмосферу дружелюбия и сплоченности. При таком подходе работники начинают проявлять инициативу, раскрывать свой потенциал и показывать искреннюю заинтересованность в своей работе.

А еще это повышение имиджа компании на рынке труда. Сегодня информация распространяется очень быстро. И статус «осознанных компаний», в которых к сотрудникам относятся по-человечески, становится дополнительным конкурентным преимуществом. Причем очень сильным.

Несколько лет назад многие сайты перепечатали откровение молодой мамы. Ее дочка пошла в первый класс, только-только осваивала прописи, писала как курица лапой – тетрадные листы буквально краснели от учительских подчеркиваний. Дочка плакала и не хотела в школу.

Тогда мама сказала: «Знаешь, это все ерунда. Не обращай внимания. Смотри! Вот эта буква у тебя отлично получилась! – и она подчеркнула зеленой пастой букву, которая действительно удалась. – И вот эта тоже, - еще одно подчеркивание. – И эта».

Они стали учиться писать по собственным прописям. Махнули рукой на учительский красный и сконцентрировались на мамином зеленом цвете.

Впрочем, красных подчеркиваний в тетрадках девочки становилось все меньше и меньше. Потому что, окрыленная похвалой, она действительно стала писать намного лучше.

Осознанный руководитель – тот, кто дает своим подчиненным крылья и не мешает летать.

Это аксиома.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.