Подписаться
Курс ЦБ на 19.10
63,95
71,12
Деловой квартал / Новости / «Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритей...
Дмитрий Лукьянов
Дмитрий Лукьянов
Источник: фото спикера

«Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритейла-2019

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге назревает еще один религиозный скандал В Екатеринбурге назревает еще один религиозный скандал
  • В Екатеринбурге напали на банк. Есть жертвы В Екатеринбурге напали на банк. Есть жертвы
  • «Мы, дети 90-х, научились игнорировать страх. И мы выжили. Но мир по-прежнему опасен» «Мы, дети 90-х, научились игнорировать страх. И мы выжили. Но мир по-прежнему опасен»
  • «Все меры направлены на закрытие предприятия. И 90 дней приостановки мы не переживем» «Все меры направлены на закрытие предприятия. И 90 дней приостановки мы не переживем»
  • 11 компаний Екатеринбурга получили «народную» премию. Кто они? 11 компаний Екатеринбурга получили «народную» премию. Кто они?
10:11   19.08.2019

«Работать честно и противостоять напору всесильных сетей становится все сложнее. Те, кто решил открывать магазины в столь тяжелые времена, — настоящие герои» — Дмитрий Лукьянов.

Россия сменила тренд развития розничной торговли с американского (преимущественное развитие магазинов больших форматов) на южно-европейский (преимущественное развитие магазинов «у дома»). Ритейлеры сокращают свои площади и открывают магазины city-формата — площадью менее 5 тыс. кв. м. Россияне все реже закупаются впрок и предпочитают магазины у дома. Эксперт в области розничной торговли, лидерства и управления персоналом, бизнес-тренер Дмитрий Лукьянов в колонке для DK.RU рассуждает о том, какие еще тенденции повлияют на ритейл.

Доходы падают, а оборот розничной торговли растет

— Для начала немного статистики. Оборот розничной торговли за 2018 г., по данным Росстата, вырос в сопоставимых ценах на 2,8%. Казалось бы, прекрасные цифры для отрасли, но не все так просто. Официальная статистика в этот оборот включает огромное количество товаров. Тут в том числе и автомобили, и топливо, и лекарства, и много чего еще.

Как ни странно, самыми растущими категориями в прошлом году оказались компьютеры и мобильные телефоны (+11,4% и + 23,3% соответственно). Продуктовый ритейл же продемонстрировал приличный рост в крупах и овощах (+6,9 и +8.9%), что, на мой взгляд, является закономерным при изменении потребительского поведения, особенно с учетом того, что реальные денежные доходы населения продолжают падать уже четвертый год подряд.

Тогда откуда рост? Население экономило на покупках товаров длительного пользования начиная с 2014 г. (потребительская яма), и в прошлом году частично реализовало накопившийся спрос. Кроме того, люди попытались поддержать привычный уровень жизни за счет потребительских кредитов. По данным обзора Banki.ru, объем кредитов, выданных крупнейшими банками, в 2018 г. вырос на 26% или 2 млрд руб.

Работать на этом рынке становится все сложнее. Но, как говорил Черчилль, если ты идешь через ад, лучше не останавливаться. Крупные игроки этого рынка так и поступают: постепенно увеличивают долю своего присутствия практически во всех регионах страны. Как пример, «Магнит» открыл за первое полугодие 2019 г. 661 магазин.

По данным Росстата, доля рынка федеральных сетей только в Нижегородской области уже составила 44,2%, а к 2020 г., скорее всего, достигнет показателя 47,9-48,5%. И это, в первую очередь, за счет ухода с рынка локальный сетей (мы помним, например, сеть «Райцентр», которая была выкуплена X5 в 2016 г.) и независимых предпринимателей, которые, не справившись с конкуренцией, продавали и продают свои торговые объекты федеральным игрокам.

Какие тенденции в ближайшее время повлияют на ритейл?

  1. Покупательское поведение последних нескольких лет приводит к изменению приоритетов в форматах торговли. Мы переходим на южно-европейскую модель. Это преимущественно закупки в магазинах у дома и отказ от длительных поездок в другой конец города за нужными товарами. Несмотря на то что в настоящий момент потребитель продолжает «охотиться за акциями», подсознательно оставить немного денег в магазине у дома приятнее и легче, чем потратить более значимую сумму, хотя возможно и более выгодно, в гипермаркете при закупке раз в неделю. Из десяти походов в магазин уже сейчас в России семь приходится на магазины у дома.

  2. Игроки вынуждены менять формат работы для усиления клиентского трафика. Например, гипермаркеты «Карусель» запускают пилотный проект «магазин в магазине». На площадях гипермаркетов Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга будут располагаться тестовые зоны Hoff Home. Фактически «Карусель» передает в управление часть гипермаркета более профессиональному в области товаров для дома игроку. А потребитель экономит время, посещая как бы сразу два магазина.

  3. Увеличивается доля рынка интернет-продаж, в том числе и в продуктовом ритейле. Это и традиционный предварительный заказ через интернет с самовывозом из торговой точки, и заказ доставки потребительских товаров на дом из традиционных магазинов. Одно из следствий этой мировой тенденции — сокращение количества офлайн-магазинов. Уверен, многие слышали, что потребитель при покупке электроники предпочитает съездить в традиционный магазин, «пощупать товар руками», а купить его потом через интернет. Поэтому количество магазинов бытовой техники и электроники за последние четыре года в России значительно сократилось. Причем не только магазинов этой категории, но и других. И это мировой тренд. В США за 6 месяцев этого года закрылось 7426 офлайн-магазинов. И это на 25% больше, чем за весь 2018 г.

  4. С учетом незаканчивающегося кризиса продолжается развитие магазинов, позиционирующих себя как жесткие дискаунтеры. Количество таких точек во всех регионах растет с каждым годом. Обычно это небольшие магазины площадью от 1 до 2 тыс. кв. м. Отличительная особенность — только паллетная презентация товара и действительно низкие цены.

  5. Тренд на здоровое питание и экологичность в потреблении давно докатился до регионов и продолжает усиливаться. Спрос на фермерские и экологически чистые товары усиливается. Как следствие, появляются специализированные магазины такой тематики и отделы с товарами этих категорий в рамках больших форматов.

  6. Продолжает усиливаться тенденция на отказ покупателей при выборе товаров от ориентации на бренд. Особенно выражено это в продуктовом ритейле. Потребитель все чаще делает выбор в пользу товаров собственной торговой марки (СТМ) сети, которая на 10-15% дешевле, чем брендовый аналог известного производителя при абсолютно аналогичном качестве. Последние опросы аналитиков показывают, что 84% потребителей хотя бы раз покупали товары СТМ, 52% делают это постоянно, 38% — каждый раз. В настоящий момент доля продаж СТМ в российских сетях колеблется от 10 до 24%. Хотя есть и исключения. Например, торговая сеть «ВкусВилл», где эта доля в разы выше. Тенденция, скорее всего, сохранится в ближайшие годы, и структура потребления в этом канале подтянется до европейских показателей. Например, в Англии доля продаж СТМ в среднем по рынку составляет чуть более 50%.

Что тревожит ритейлеров?

Для меня предприниматели, решившие заниматься этим непростым делом в столь тяжелые времена, — настоящие герои. Мир лучше не становится. Работать честно, открыто, с полной самоотдачей становится все сложнее. Противостоять напору всесильных сетей все сложнее. Отдельного же мужества требует принятие и адаптация бизнеса под нововведения, которые не облегчают жизнь.

Что же тревожит сейчас и не добавляет радужных перспектив в оптимизм?

  1. Возможный запрет для магазинов, кафе и аптек на расположение в жилых домах. Предпринимательское сообщество обеспокоено тенденцией к таким запретам. В июне вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, которые ограничивают размещение коммерческих объектов в жилых домах. И несмотря на то, что в настоящий момент эти изменения не являются прямым запретом, возможность размещать магазины и аптеки осталась, сама тенденция развития законодательных инициатив в этом направлении настораживает.

  2. Роспотребнадзор предложил Минпромторгу маркировать минеральную воду. Не вижу ничего плохого в желании избавить рынок от подделок. Но, к сожалению, такие нововведения реализуются за счет предпринимателей. Внесение данных и ежедневная регистрация прохождения подконтрольной продукции через такие системы требуют постоянных дополнительных затрат. Как на содержание оборудования, так и на оплату труда сотрудника, который эти данные вносит. Если же магазин немаленький, то приходится покупать IT-решение и нести постоянные расходы за его эксплуатацию.

Уже маркируются сигареты, меховые изделия, молоко и лекарства. Часть процессов по прослеживанию движения таких товаров полностью не внедрена, но в скором времени процесс перехода будет завершен. И, как следствие, увеличится уровень расходов по этим статьям.

  1. С июля 2019 г. в России проводится эксперимент по прослеживанию импортной продукции. Пока это десять товарных категорий — от бульдозеров до бытовой техники. Тенденция на усиление контроля сохранится и в будущем. И, по прогнозам, будет постепенно накрывать все больше и больше товарных категорий.

  2. Постоянные изменения при работе с кассовой техникой. Государство также пытается полностью контролировать оборот розничной торговли, и опять же, это реализуется за счет предпринимателя. Если я не ошибаюсь, то все кассовые революции за последние 25 лет совершались за счет как раз торгующих организаций. Причем, с каждым нововведением содержание кассы становится все дороже и дороже.

  3. Ну и последнее, что в активно обсуждается сейчас, — это высокие тарифы на эквайринг, которые, по сути, становятся налогом в пользу банковского сектора. Судя по последним новостям, Центробанк запускает альтернативную систему безналичных платежей по QR коду. Тарифы обещают значительно ниже, чем у платежных систем. По прогнозам АКОРТ, в первый же год доля платежей через эту систему составит 5-7% оборота розничных магазинов. Старт запланирован на 1 октября 2019 г.

Формат торговли постепенно изменится, но традиционный магазин у дома с любимыми продавцами и свежей выпечкой по-прежнему будет популярен. Те времена, когда наши холодильники будут сами за нас заказывать еду, я очень надеюсь, наступят еще только через 15-20 лет.

«Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритейла-2019 1

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

В Екатеринбурге оценят эффективность «налоговых гаваней» В Екатеринбурге оценят эффективность «налоговых гаваней»
«Происходит абсолютная несусветная глупость». Глава «Яндекса» — о регуляторных инициативах
11 компаний Екатеринбурга получили «народную» премию. Кто они?
В Екатеринбурге назревает еще один религиозный скандал
10 млн руб. Ремонт особняка Александра Новикова оплатят золотопромышленники
Сразу после Москвы. На Урал хлынули туристы
Россиянам хотят запретить выбрасывать батарейки. Будут повышать уровень экосознания

Бизнес

«Все меры направлены на закрытие предприятия. И 90 дней приостановки мы не переживем» «Все меры направлены на закрытие предприятия. И 90 дней приостановки мы не переживем»
«Отец сказал: я хочу, чтобы ты зарабатывал сам. И предложил идею», — Тимофей Алтушкин
«Мы вносим свой вклад в развитие дорожного хозяйства региона»
Если менеджер ставит в резюме фото на фоне пивного завода – стоит ли такого брать? / Кейс
«Частная медицина — это не тот бизнес, который сделает из предпринимателя миллиардера»
«Уральский предприниматель живучий». О чем говорили в кулуарах премии «Человек года»
Вперед в будущее. Как в Екатеринбурге вручали премию «Человек года — 2019» / РЕПОРТАЖ

Свое дело

«Мы идем против системы», — Руслан Гилязов, «Мозгобойня» / ВИДЕО «Мы идем против системы», — Руслан Гилязов, «Мозгобойня» / ВИДЕО
«Завод просто не бросишь, деньги со счета не снимешь». Честная изнанка реального бизнеса
«Нет таких стран, где мало денег». Как уральский производитель конкурирует со всем миром
«Перевозить легко, налоги не нужны, а доход за 10 лет — 100%». Инвестиции в бриллианты
«Маленькое хобби может перерасти в небольшое дело, а потом — в стабильный бизнес»
«День за днем нам клевали мозг: это пережитки детства, на квартиру этим не заработаешь»
«Если бы сейчас начинали бизнес, ничего бы не вышло». Опыт кофейни «Французский пекарь»

Качество жизни

Мелике Алтынышик: «Мой стиль — на пересечении природы, архитектуры и технологий» Мелике Алтынышик: «Мой стиль — на пересечении природы, архитектуры и технологий»
«Раньше к нам ходили чиновники и крупные бизнесмены». Как изменились кабаре в 21 веке
«Протеиновые батончики и спортивное печенье — это просто хороший маркетинговый ход»
«Умные люди хуже размножаются. К сожалению, уровень интеллекта человечества будет падать»
Баллы за активность меняем на скидки: Екатеринбург захватывают новые страховые продукты
«Твоя задача — быстрее наливать». Почему Bla Bla Bar взлетит на Урале: экономика проекта
Современные подростки не дерутся в школах и не интересуются сексом

Мнения

«Давайте будем честными — ЕНВД для России смертельно опасный недуг, он расслабляет бизнес» «Давайте будем честными — ЕНВД для России смертельно опасный недуг, он расслабляет бизнес»
«Мы, дети 90-х, научились игнорировать страх. И мы выжили. Но мир по-прежнему опасен»
«Они могущественные, но неповоротливые. И этим надо пользоваться». Как одолеть федералов?
Громкие провалы на загородном рынке Урала. Почему федеральные проекты-гиганты не взлетели?
«Людям пора смириться, что 90-е прошли». Поможет ли налог для самозанятых выйти из тени?
«Многие бизнесы работают в ноль, нет других перспектив. Не все могут пойти в чиновники»
«Если вы ничего не можете сделать — грызите палочку»

Лайфхаки

Алена Владимирская: «Фарт любит фартовых. Один яркий проект, и вы нужны всем» Алена Владимирская: «Фарт любит фартовых. Один яркий проект, и вы нужны всем»
Сквозь снег и гололед. Лучшие кроссоверы для российской зимы
Бизнес провален, пора на работу. Стоит ли брать в компанию бывшего предпринимателя
Секс-скандалы и высокие ожидания. Почему крупнейшие гендиректора массово уходят в отставку
Нерабочее настроение: как справиться с делами, если несколько дней вы не делали ничего
Если зарплата и премия уже не аргумент. Как мотивировать людей работать из последних сил
«Цена кажется ниже, чем она есть на самом деле». Как маркетинг управляет мозгом

Интернет-аукцион

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.