Федор Овчинников: «Работа в России дает большое преимущество. Мы готовы ко всему»

«Конечно, мы хотим обойти McDonald’s. Иногда кажется, что это безумная, нескромная идея… Для меня бизнес – это не жажда богатства, финансовой свободы. Это просто стремление развиваться».

В середине января Нижний Новгород посетил выдающийся человек, основатель международной сети пиццерий «ДоДо Пицца» Федор Овчинников. Предприниматель, который кормит фастфудом американцев и китайцев, провел неформальную встречу с нижегородцами и отвечал на любые вопросы: об успехе, семье и, конечно, пицце.

Небольшая, но весьма приятная по обстановке пиццерия на улице Максима Горького в этот вечер превратилась в мини-лекторий. Поговорить с Федором Овчинниковым и послушать его пришли порядка 50 человек, в основном, молодые люди 25-35 лет. Часть из них уже имеет собственный бизнес. Прожевав кусок пиццы (блюда «ДоДо» бизнесмен пробует во всех своих пиццериях – это правило), Федор предложил начать разговор. Беседа получилась живой, деловой и довольно открытой.

DK.RU публикует самые интересные вопросы и ответы, которые прозвучали на встрече с известным российским предпринимателем.

Пицца в Сети

- Ваша компания быстро развивается. Как вам удается ее контролировать?

- Я никогда не принимал решения единолично – всегда обсуждал их с командой. Затем либо она принимала эти решения, либо я брал ответственность на себя. Чтобы построить большой бизнес, нужно умение соблюдать баланс интересов: инвесторов, партнеров, команды, франчайзи и так далее. У нас нет какого-то крупного инвестора, который бы мыслил по-другому и влиял на нашу политику, и этим ситуация в нашей компании уникальна. Мне важно, чтобы бизнес контролировался правильными людьми, чтобы не принимались решения, которые противоречат политике компании. Психологически мне чужая доля в бизнесе не так важна. Моя составляет порядка 65%.

- Какие проекты помимо «ДоДо Пиццы» вам интересны?

- Я не рассматриваю никакие другие проекты. Я не просто предприниматель – я СЕО компании, менеджер. Внутри нашего бизнеса огромное количество направлений. Мы одновременно и потребительский бизнес, и IT. У нас много рынков: самый большой - Россия, сложные, по которым мы двигаемся маленькими шажками, - США, Китай. Я считаю, что чтобы стать чемпионом мира по лыжам, надо заниматься лыжами, а не шахматами, коньками и лыжами одновременно. Фокус гораздо лучше диверсификации.

- Соцсети дают приток клиентов? Насколько большой?

- Конечно, дают. По нашим исследованиям, они приносят порядка 10-15% новых клиентов. «ДоДо Пицца» уделяет большое внимание социальным сетям. Каждая пиццерия имеет свою группу, чтобы была прямая коммуникация с клиентами, гостями. В локальном маркетинге мы достаточно традиционны. Нам нужно создать определенное количество контактов, которые потом конвертируются в покупки. От качества продукта зависит, сколько клиентов к нам вернется. Но главное – чтобы люди попробовали (пиццу – прим. ред.).

Федор Овчинников: «Работа в России дает большое преимущество. Мы готовы ко всему» 1

Команда "ДоДо Пицца" - Нижний Новгород. Источник: vk.com

30 блюд для китайца

- Вы работаете на разных рынках: Китай, США, Прибалтика, Россия. У них много общего?

- Да. Это массовый рынок, примерно одинаковая бизнес-модель. Маркетинг разный, поскольку в странах разное восприятие продукта, разные ценности. Для американцев семь пицц в меню – это okay. Китайцам нужно тридцать пицц, потому что они привыкли к разнообразию. Если сравнивать Китай и Японию, то Япония – это стремление раскрыть истинный вкус продукта, простота, а Китай – своеобразная попытка обмануть. К примеру, ты покупаешь огурец, а на вкус это банан.

Китай проходит стадию развития рынка общественного питания (он в этом отстает от России). Успешные концепции Америки в этой стране не срабатывают. К примеру, для китайцев Subway – это крутая, модная концепция. В США это немодная сеть со старым дизайном.

Главный фактор правильного масштабирования – сохранять ядро, учитывая различия. Пицца – такой продукт, который можно «подстраивать» под вкусы разных людей. Это своеобразный конструктор.

- Как вы готовитесь к выходу на международные рынки?

- Мы считаем, что ни одно исследование не покажет, как нам правильно действовать. Мы выходим с бета-версией (гипотезой), запускаем ее и смотрим, как реагирует рынок. Главная обратная связь – то, как работает рынок. Мы получаем отзывы и корректируем концепцию. Конечно, мы слушаем и собственную интуицию. Сейчас в Китае мы расширяем меню. Мы отказались от средних и больших пицц, оставив только маленькие, поскольку китайцы приходят большими компаниями и пробуют разное. Это также способ повышать свою производительность в обеденный час, когда резко повышается количество посетителей.

- Насколько комфортнее вести бизнес за границей?

- Поработав на разных рынках, я могу точно сказать, что какие-то минусы ведения бизнеса в России компенсируются большими плюсами. Где-то очень сложное трудовое законодательство. В Румынии, к примеру, нельзя нанять курьера на почасовую ставку. В Китае сложности с арендой: чтобы занять помещение, ты обязан заплатить предыдущему арендатору. В России все не так сложно.

Работа в России дает большое преимущество. Мы готовы ко всему. Это мощная штука. У американцев, пока Трамп не делал никаких заявлений, рынок недвижимости замер: никто не хотел подписывать долгосрочные договоры из-за изменений. А у нас хоть завтра может произойти что угодно, хоть национализация. Мы всегда живем с ощущением: мы не знаем, что будет завтра. И это тоже хороший skill, потому что мы привыкаем работать в условиях неизвестности, а европейцы, американцы привыкли к стабильности – для них изменения могут означать кризис.

«Кафе перспективно открывать всегда»

Федор Овчинников: «Работа в России дает большое преимущество. Мы готовы ко всему» 2

- Главный навык, которым должен овладеть успешный бизнесмен?

- Умение учиться. На каждом этапе. Сейчас компания переходит на новую ступеньку – и я учусь. При этом нужно овладевать какими-то новыми навыками. Учиться можно только тогда, когда ты готов принимать мир таким, какой он есть, принимать свои ошибки. Чтобы не облажаться по-крупному, надо ошибаться по чуть-чуть, идти маленьким шажками.

Весь свой опыт я получил из практики. Я читал книжки, чтобы понять, чего мне конкретно не хватает. Знания должны быть полезными. Сейчас я читаю не так много, стараюсь по-английски. Это происходит медленно. Это книжки, в которых разбираются отдельные истории компаний.

- В последний год в Нижнем Новгороде открылось много маленьких кафе и примерно столько же закрылось. Перспективно ли сейчас открытие кафе, что нужно, чтобы преуспеть, а не закрыться?

-  Кафе перспективно открывать всегда, на любом рынке. Вопрос в том, чтобы управлять им правильно. Можно быть успешным на высококонкурентном рынке.

Мы открыли пиццерию в Оксфорде (штат Миссисипи), где на 30 тысяч жителей приходится 150 ресторанов. Papa John’s, Domino’s, Pizza Hut, Little Caesars – и это только пиццерии. В общепите очень простая формула успеха. Если вы будете делать продукт стабильно высокого качества, предоставлять стабильно качественный сервис, люди будут возвращаться. Клиентская база будет расти, и в какой-то момент вы станете прибыльными. Главное – качественный продукт. Маркетинг позволит привести клиента один раз.

Но чтобы делать продукт высокого качества, нужно операционное управление бизнесом. В нашей компании большую роль играет собственная информационная система, на нее мы делаем ставку. Для обеспечения операционной стабильности, качества, эффективного управления важно выстроить систему. Бывает, открывают кафе, влюбляются в концепцию и не думают о бизнесе. Нельзя одновременно сделать низкие цены и высокое качество.

- Как часто ты общаешься с другими предпринимателями, менеджерами, которые решают похожие задачи?

- Да. Для обмена опытом, энергией. Но для меня главным источником полезной информации в бизнесе является сам бизнес. Нужно просто прийти в пиццерию, сесть и посмотреть, как ведут себя клиенты, что они заказывают. А если еще пойти на кухню и поработать, будет огромное количество инсайтов – о том, что нужно и можно улучшить. Одного дня для этого мало. Все успешные предприниматели делают примерно одно и то же.

- Насколько далеко уходят ваши планы по развитию бизнеса?

- До конца (смеется). У нас есть понимание, куда мы идем, с перспективой на семь-десять лет. Вообще я пришел в этот бизнес потому, что у него нет границ, а есть множество разных рынков: Индия, страны Европы, Австралия. Конечно, мы хотим обойти McDonald’s. Иногда кажется, что это безумная, нескромная идея. Но у нас самые большие цели. Для меня бизнес – это не жажда богатства, финансовой свободы. Это просто стремление развиваться. Чтобы построить что-то большое, нужно иметь большую цель и каждый день терпеливо двигаться к ней мелкими шажками.

- Чем занимается ваша жена?

- Она не работает – занимается детьми. Это тоже сложная работа, и ей она нравится. У меня двое детей, 5 и 11 лет. Я стараюсь быть хорошим отцом. И, хотя я провожу с ними не так много времени, по сравнению, возможно, со среднестатистическим отцом, я стараюсь делать это качественно. Я хочу, чтобы мои дети не выросли избалованными. Между работой и личной жизнью нет баланса. Моя работа – это моя жизнь.

СПРАВКА. По информации газеты «Ведомости», сетью «ДоДо Пицца» управляет «Пицца венчур», 90,3% долей которого принадлежат Фёдору Овчинникову. Другая фирма – ООО «Додо франчайзинг» (100% долей у «Дипи глобал груп лимитед» с Британских Виргинских островов) - отвечает за работу сети ресторанов партнеров. По словам Федора Овчинникова, «Дипи глобал груп лимитед» подчиняется британскому законодательству, которое позволяет лучше структурировать владение 180 акционеров. В российском праве это невозможно.

Автор: Галина Мубаракшина

Самое читаемое
  • Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?
  • Важный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовыхВажный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовых
  • Урожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на УралеУрожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на Урале
  • Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.