Эксперты рассказали, можно ли снять качественный ролик о Нижнем Новгороде за 300 тыс. руб.
295 тыс. руб. на имиджевый ролик о городе к ЧМ-2018 – это много или мало? Мнения опрошенных DK.RU экспертов разошлись.
Конкурсная комиссия выбрала исполнителя, который снимет промо-ролик о Нижнем Новгороде к ЧМ-2018. Им стал индивидуальный предприниматель Иван Мягков, сбивший начальную цену почти в 6 раз. DK.RU спросил экспертов рынка, можно ли снять качественный имиджевый ролик к ЧМ-2018 менее чем за 300 тыс. руб.
Примечание: Попытка получить комментарий у победителя конкурса Ивана Мягкова успехом не увенчалась.
Руфина Клишковская, директор ТV-студии «LK Media»:
Фильм о городе к ЧМ можно снять как за 295 тыс. руб., так и за 1,5 млн руб. Видеопроизводство имеет свои особенности. Во-первых, важен жанр. Минутный ролик в формате «Звездных войн» может стоить 2 миллиона, а трехминутный в формате «репортаж» — 300 тыс. И не факт, что «Звездные войны» про Нижний Новгород будет смотреть интереснее. Вторая особенность заключается в том, что производство видеоролика — это не строительство дома, тут затраты сложно разделить на строки и сравнить их между собой. 3D графика у одной компании может быть дешевле, чем у другой, и при этом лучше. Или хуже. То же самое касается съемок и монтажа. Дороже не значит лучше, хотя и дешевле не значит лучше.
Светлана Шерстюкова, руководитель студии видеопроизводства «Партизан»:
Сумма контракта в 300 тыс. руб. не предусматривает серьезного бюджетирования проекта, ввиду низкой маржинальности сделки. Проще говоря, чтобы на эти средства действительно написать нормальный сценарий, привлечь серьезных работников, подготовиться, правильно отснять и сделать нормальный постпродакшн, надо отдать все деньги и еще свои доплатить. Госзакупки тем и славны, что выбирают самую меньшую цену, которую хитро поставил обычный молодой видеограф, сыграв на алчности комиссии. О качестве в госзакупках речь никогда не идет. И, соответственно, качества не получится. Будет опять свадебное видео с летающими дешевскими дронами, бегающими мальчиками с моноподами и бэкстейдж в VKашечке. Вскоре увидим всю прелесть... Привет Чемпионат!
Николай Ткаченко, креативный директор студии ProfCom:
По большому счету, результаты тендера для участника всегда лотерея. Получится выиграть или нет — иногда зависит от абсолютно непонятных, метафизических причин. Но студия может сделать лоттерею для себя беспроигрышной. Однако, как мы знаем по классической литературе или голливудским фильмам, за все хорошее приходится платить — иногда кровью или душой. Государственные тендеры устроены так, что отбор участников идет по очень формальным признакам: оформление заявки, наличие критериев, указанных в техническом задании (а там может быть очень странное, например, как именно в этом ТЗ — минимальный вес камеры). Качество работы довольно сложно описать в формальных требованиях, особенно когда речь идет об услуге — в данном случае, о создании имиджевого ролика.
Судя по протоколу результатов тендера, главный критерий отбора победителя — стоимость работ. Собственно, благодаря ей и победил этот участник. Если внимательно посмотреть на уровень предложений в тендере, можно увидеть, что стоимость работ колеблется на уровне 1,2 млн — 1,6 млн руб. Победитель предложил выполнить работу в 5 раз дешевле. Рецепт беспроигрышной лотереи, как мы видим, достаточно прост. У меня два объяснения, почему это сделано: либо работа будет выполнена по самым формальным признакам и сдана на уровне «вот ТЗ — вот результат. Вопросы есть?», либо работа будет выполнена качественно и в срок, но для самого исполнителя повлечет финансовые потери. В последнем случае в проект можно входить, если он принципиально важен для портфолио, но, на мой взгляд, риски для заказчика в этом случае очень высоки. Это и есть расплата за беспроигрышную лотерею.
Мы на свободном рынке и каждый его участник может выставлять свою цену на подобного рода услуги, но, если мы говорим о профессиональной работе с государственным заказчиком в рамках контракта по созданию имиджевого видео для Чемпионата мира по футболу — стоимость такого проекта явно не 300 тыс. руб., а значительно больше. Современное видеопроизводство — достаточно трудоемкое и сложное, его невозможно выполнить в одиночку, а, значит, в данном случае его будут делать на энтузиазме и идее. От всей души хочу пожелать Ивану удачи, а области — получить качественный продукт и сэкономить 1,5 млн руб.