Долгосрочные инвестиции обеспечили «Оргхиму» место в ТОП-100 крупнейших
Впервые в «ТОП‑100 крупнейших компаний» вошел биохимический холдинг «Оргхим». Сегодня предприятие — один из мировых поставщиков неканцерогенных масел для производства «зеленых» автомобильных шин.
По мнению генерального директора биохимического холдинга «Оргхим» Николая Ходова, секрет успеха в том, что компания не пошла по отработанным на мировом рынке технологиям, а создала уникальный продукт в собственном исследовательском центре и в кризисные годы вложилась в перспективное развитие производства.
— Успех нефтехимической промышленности — итог долгих инвестиций. Чтобы добиться хороших результатов в 2013 г., планировать вложения нужно было в сложные 2008‑2009 г. На современном этапе наши инвестиционные вливания закладывают результат 2017‑2018 гг.
Холдинг представлен тремя производственными площадками в разных городах России, есть зарубежные активы. По словам Николая Ходова, шесть лет назад основные инвестиции предприятие направило на нефтехимическое производство в Нижегородской области, целевой продукт — широкая гамма неканцерогенных масел‑наполнителей для шин и каучуков. Ситуация на мировом рынке складывалась таким образом, что нужно было наращивать мощности, и все силы были брошены на развитие нижегородской промышленной площадки. Запустили четвертую производственную установку, что позволило увеличить мощности в десятки раз — с 1 тыс. до 110 тыс. тонн в год.
— В нашем исследовательском центре мы создали уникальный продукт, который стал востребован под брендом «Сделано в России». Теперь с нами работают Топ‑20 мировых шинных компаний и Топ‑10 производителей синтетического каучука.
Как ваша компания выстраивает стратегию поведения на рынке? Изменилась ли она в последние годы?
— Изначально мы закладывали баланс между экспортным и отечественным рынками в соотношении 50/50. Но по итогам первого полугодия 2014 г. экспорт составил 65%, 35% — доля российского рынка. К сожалению, отечественные производители синтетического каучука в 2009 г. упустили точки роста — не сделали нужных инвестиций. Наши зарубежные клиенты сегодня закладывают основу для развития в 2017‑2018 гг. Не уверен, что российские производители идут по этому пути, они не инвестируют в рост, а идут по пути удержания рынка, сохранения существующих позиций.
А вот российский шинный рынок перестроился. Теперь мы получаем больше заказов от отечественных производителей шин. Их поведение изменилось с приходом на рынок иностранных инвесторов. Нашим первым клиентом стал Nokian Tyre, экологически ориентированная компания. В дальнейшем приход таких инвесторов как Continental, Pirelli окончательно сформировал тенденцию экологичности продукции. Это подстегнуло отечественные компании. Например, компания Cordiant приняла экологические стандарты, посчитав это серьезным рыночным преимуществом. Сейчас они стали нашим крупным клиентом в России.
2014 год — крайне неоднозначный для мирового сообщества. Неустойчивый курс валют, западные санкции, ставка на импортозамещение повлияли на развитие вашей компании и открытие новых рынков?
— Курс валют очень сложно предсказать, делать прогнозы не имеет смысла. В такой ситуации либо терпишь убытки, либо получаешь прибыль из‑за курсовой разницы. У нашей компании есть хорошая страховка — и наше производство, и сырье связаны с котировками в долларах США. Что касается санкций, то это в первую очередь связано с рисками ведения бизнеса в той или иной стране. Мы замечаем, что многие западные компании, особенно с консервативными принципами и долгой историей, ждут стабилизации ситуации, чтобы заключить перспективные долгосрочные договоры. Партнеры пытаются понять, как жить в новых экономических условиях. Сейчас в переговорный процесс включаются риск‑менеджеры и юристы. Они опасаются не за то, что ЕС запретит ввоз российской продукции, а наоборот, Россия откажется от европейского рынка. Чаще всего, такие выводы делают от незнания экономической ситуации: российское правительство ориентирует отечественные компании на экспорт, на увеличение числа стратегических партнеров.
Ситуация с импортозамещением в силу специфики нашей продукции на нас не отражается: «Оргхим» — второй в мире производитель неканцерогенных масел. По
сути, мы сами создали этот рынок в России. И драйвер нашего роста — развивающийся бизнес. Безусловно, рассчитываем, что гособоронзаказ скажется на развитии шинного производства. Сейчас мы работаем с правительством Нижегородской области над тем, чтобы привлечь в регион инвестора — крупного производителя шин.
На фоне непростой экономической обстановки в мире вы заявили о строительстве сразу нескольких предприятий за рубежом — в Сингапуре, Польше и США…
— Мы начали работу над этими проектами еще в 2010 г. Мы поняли, что мощность 110 тыс. тонн в России — это предел, поэтому сделали ставку на другие рынки с ключевыми потребителями, на строительство заводов в разных частях мира. В Азии — это Сингапур, один из стратегических партнеров России в Азиатско‑Тихоокеанском регионе, крупнейший центр бизнеса и мировой торговли. Сейчас Сингапур — в числе лидеров международной торговли нефтепродуктами. Здесь есть доступный источник сырья и развитый логистический хаб. В Сингапуре проект поддержало правительство, в США мы пошли по пути поиска инвестора, который вложится в строительство производственной площадки, и это будет совместное производство.
Какой вы видите вашу компанию через пять лет?
— В стратегию нашего развития заложена общемировая концепция чистоты неф-тяного сырья, а это значит ужесточение требований к химической промышленности, к качеству выпускаемого продукта и его канцерогенной безопасности, что уже стало главным вопросом для совершенствования законодательства в ЕС и России. Мы активно выступаем за запрет производства и ввоза канцерогенных шин, выступили с законодательной инициативой ввести технический регламент для РФ. Законопроект получил одобрение на парламентских слушаниях в Госдуме, сейчас находится на рассмотрении в федеральном правительстве.
Если говорить о долгосрочной перспективе на 2018‑2019 гг., мы ожидаем выход на рынок новых продуктов, которые дадут нашей компании мощный толчок для развития.