Дмитрия Галкина привела в бизнес мечта
Сейчас в арсенале владельца круизного туроператора «ГАМА» Дмитрия Галкина есть семь теплоходов, собственный судостроительный завод, бизнес‑пансионат «Волга» и парк экскурсионных автобусов.
В общем, все, что нужно для полноценного отдыха туристов. Возможно, умение собирать необходимые звенья в цепочке и помогло ему создать крупнейшее туристическое предприятие в Нижегородской области.
Дмитрия Галкина привела в бизнес мечта. Получив специальность «Электрооборудование судов» на факультете автоматики и электромеханики Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, он просто не мог представить свою жизнь без речных просторов России. Тем более что в Нижнем Новгороде есть две судоходные реки — Волга и Ока.
Первое понимание того, что и как нужно делать для создания туристической компании, к Дмитрию Галкину пришло еще во время работы в советско‑австрийском предприятии «Текоп», которое занималось производством оборудования для пищевой промышленности. Оно находилось в ДК «Свердлова» на ул. Большая Покровская. В 1994 г., после ликвидации предприятия, Галкин организовал здесь первый офис компании «ГАМА».
«Я считаю, каждый должен заниматься тем, к чему он тянется. Одни любят фотографировать или писать, другие — путешествовать поездом. У меня на одном из судов работает капитан, которого хлебом не корми, дай на поезде покататься. Для него дорога Нижний Новгород—Владивосток — самый лучший отдых. А я всю жизнь тянулся к кораблям», — смеется Дмитрий Галкин.
Все началось с «Рылеева»
По словам Дмитрия Галкина, чтобы войти на рынок круизных перевозок в начале 90‑х, больших активов или стартового капитала не требовалось, потому что не надо было платить залоги в качестве обеспечительной меры. Достаточно было нормального баланса предприятия и прозрачной структуры.
Аренда первого для туркомпании пассажирского судна «Рылеев» стоила в 1994 г. 364 тыс. руб. в день. Тогда на эти деньги можно было купить автомобиль «Жигули» седьмой модели. «Представьте себе, мы отдавали каждый день целую машину в счет аренды теплохода. При этом надо было еще и заработать», — вспоминает бизнесмен.
Первые рейсы были из Нижнего Новгорода в Санкт‑Петербург и Астрахань. В 1994 г. путевка на круиз стоила $150–200. Этих средств хватало на аренду судна, оплату топлива, причальные сборы, организацию питания и экскурсий. Туристы покупали путевки заранее, иногда за несколько месяцев, поэтому у нас всегда была возможность содержать теплоход.
Вплоть до 1996 г. «ГАМА» работала с одним арендованным теплоходом. Руководство молодой тогда компании выбрало стратегию поступательного развития. На конкурентов не равнялись — а у них уже тогда в арсенале было по несколько судов. «Мы никогда ни за кем не гнались, просто работали исходя из возможностей рынка», — вспоминает Дмитрий Галкин. Как показало время, это было совершенно правильное решение.
В 1996 г. для судоходных компаний случился кризис, который стал страшнее финансового: река Волга пересохла на участке от Нижнего Новгорода до Городца. Теплоходам в прямом смысле не хватало воды. «Уже в апреле надо было определять маршруты речных круизов — идти от Нижнего Новгорода до Астрахани или от Городца и вверх по Волге. Все наши коллеги на тот момент выбрали первый путь — нижнюю Волгу. А мы пошли вверх по Волге, хотя для этого потребовалось арендовать автобусы, чтобы доставлять нижегородцев в Городец, еще раз делать посадку и так далее», — рассказывает Галкин.
Несмотря на все трудности, стратегически решение было верным. После круизного сезона компания смогла не только, как обычно, рассчитаться с пароходством, получить средства для развития, но и... поверить в свои силы. Поэтому после окончания навигации у руководства молодой компании «ГАМА» назрела мысль об аренде четырехпалубного теплохода. Так в 1997 г. у них появился «Михаил Фрунзе», в 1998 — 2004 г.— «Михаил Калинин».
В начале 2000‑х «Волжское пароходство», где «ГАМА» арендовала теплоходы, поменяло бизнес‑модель. Судоходная компания начала создавать дочерние предприятия, которые сами загружали свои суда туристами. То есть постепенно «Волжское пароходство» стало забирать долю круизного туризма, вытесняя туроператоров. За три года «ГАМА» потеряла все арендованные теплоходы несмотря на то, что всегда выполняла договорные обязательства — пароходство просто оставляло суда себе для нужд своих новообразованных компаний.
Дмитрий Галкин с таким развитием событий был не согласен и в 2002 г. решил купить теплоход в собственность.
«Алдан» мы купили за $180 тыс. Им заменили «Рылеева», которого забрало пароходство», — вспоминает Дмитрий Галкин.
Естественно, сразу такой суммой компания не располагала, поэтому первый теплоход был куплен по системе бербоут‑чартера, то есть была аренда с правом выкупа. В 2004 г. появилась возможность по той же схеме купить еще один теплоход, это был «Александр Свешников».
В 2006 г. «ГАМА» приросла сразу на четыре теплохода, которые выкупила у судоходных компаний. «Все суда мы привели в порядок: отремонтировали, установили в каждой каюте душ, туалет и кондиционер», — рассказывает Дмитрий Галкин. Несмотря на все риски, «ГАМА» из круизного оператора вырастала в судоходную компанию. Хотя эксперты‑скептики в то время утверждали, что на пассажирских перевозках зарабатывать нельзя.
Заработал на курсе доллара
В 1996 г. из‑за обмеления Волги «ГАМА» понесла серьезные убытки. А вот кризис 1998 г., по словам Дмитрия Галкина, сыграл на пользу туристической отрасли, потому что доллар вырос в четыре раза. «Когда мы начинали, путевка стоила $150, а к кризисному 1998 г. цена поднялась до $700. Фрахтная ставка при этом, благодаря Российской ассоциации туриндустрии, выросла незначительно — с 40 тыс. руб. до 78 тыс. руб. В общем, в кризис 1998 г. мы выиграли», — вспоминает Галкин.
Однако экономические потрясения — это не единственное, на чем теряют деньги туроператоры. По словам Дмитрия Галкина, цепь негативных событий, связанных с круизными лайнерами, сильно подорвала доверие людей к такому виду отдыха.
«Летом 2012 г., после столкновения у Нижнего Новгорода теплоходов «Садко» и «Москва‑72», имеющих других судовладельцев, пострадали и мы: сорвался запланированный корпоратив крупной компьютерной компании на одном из наших теплоходов. Ее руководство отказало нам, наслушавшись всевозможных, в том числе субъективных комментариев СМИ о состоянии отечественных судов. Им же не объяснишь, что наша компания работает с техникой, которая ежегодно подвергается жесточайшему контролю и модернизации, что наши сотрудники тщательно проверяются перед выходом в рейс», — говорит он.
Туризм, по мнению г-на Галкина, это наиболее уязвимая часть экономики, потому что человек может обойтись без отпуска и год, и два, и три. А если он и выбирается отдохнуть, то чаще ищет возможность сделать это за границей, а не путешествуя по рекам.
Но если с последствиями кризиса или репутационными аспектами бороться можно грамотными управленческими решениями, то на экономическую политику оказывать давление невозможно. Например, туроператоры не могут регулировать цены на топливо. «В 2011 г. круизные компании ничего не заработали, потому что цена на топливо выросла на 40%. Стоимость путевок при этом не изменилась. Ведь если мы будем механически переносить все затраты на цену путевок, то мало кто их сможет себе позволить», — рассуждает Дмитрий Галкин.
Тут же он вспоминает о том, что в Германии круизные операторы поддерживаются на государственном уровне. Например, топливо, которое продается судоходным компаниям, не облагается акцизом. А Евросоюз, например, принял программу «Марко Поло», которая переводит транспортные потоки с дорог на воду, избавляя тем самым крупные автодороги от пробок. Также это поможет увеличить объем перевозок по воде до 50% в ближайшие пять лет. «В России сознание людей, принимающих решения, к таким мерам пока не готово», — говорит Дмитрий Галкин.
Спустили на воду теплоход
Любое новое направление появлялось в компании «ГАМА» по мере необходимости. Например, в 1998 г. появилась потребность в структуре, которая занималась бы организацией питания в ресторанах на теплоходах. Потом возникла надобность в организации обслуживания туристов на берегу — создали автотранспортное предприятие. С расширением флота компания нуждалась в судоремонтном обслуживании, поэтому в 2004 г. Дмитрий Галкин за $250 тыс. приобрел Лысковский металло‑фурнитурный завод. «Я считаю, что деньги надо вкладывать либо в инновации, либо в традиционные вещи. Например, в 1994 г. я стал заниматься речным туризмом, потому что для столицы Волги пассажирские речные перевозки — это традиционная деятельность», — рассказывает Дмитрий Галкин.
Так же получилось с теплоходом нового инновационного проекта ПКС‑40 «Сура» — первым круизным теплоходом, построенным в современной России. При его строительстве использован колесный движительно‑рулевой комплекс, разработанный нижегородским конструктором Евгением Васильевичем Фальмоновым. Его проект позволил уменьшить осадку до 0,75 м и снизить расход топлива на 40%. Проект обошелся в 75 млн руб. Дмитрий Галкин ставит перед собой задачу построить серию теплоходов. Сейчас к спуску на воду готовится второй, в течение двух месяцев будет готов третий теплоход проекта. «По моим подсчетам, на европейскую часть России надо около 50 единиц», — строит он долгосрочные планы.
В качестве альтернативы круизного бизнеса в 2002 г. Дмитрий Галкин купил профилакторий в Балахнинском районе Нижегородской области и создал там бизнес‑пансионат «Волга». Приобретение обошлось в $175 тыс. «Я и мои замы ходили вокруг этого места. Не могли договориться о цене объекта с прежними хозяевами». Дело в том, что профилакторий принадлежал тресту «Центрэнергострой». Его руководство просило за него в пять раз больше итоговой цены. А через три года по счастливому стечению обстоятельств бывший советский трест стал избавляться от непрофильных активов, в число которых тогда входил и этот профилакторий.
Дмитрий Галкин говорит, что на момент покупки здание было в приличном состоянии, но требовался большой ремонт. Новые пластиковые окна, мебель для номеров, оборудование конференц‑залов... Официальное открытие пансионата состоялось 30 января 2003 г.
Причем «Волга» — это не вспомогательный бизнес. В первую очередь база используется для проведения выездных деловых конференций, корпоративного обучения. Вся инфраструктура для этого давно готова, например, в пансионате действует пять конференц‑залов, под корпоративные мероприятия оборудован берег реки Волги. Кроме того, «Волга» находится в Балахнинском районе, а это всего в 14 км от Нижнего Новгорода — серьезное конкурентное преимущество перед другими базами отдыха.
Дмитрий Галкин уверен, что «заводов и пароходов» у него не было бы без поддержки любимой семьи. Старший сын Кирилл — третий год директор бизнес‑пансионата «Волга» (летом этого года Кирилл Дмитриевич сам стал отцом — на свет появился маленький Юра Галкин). Второй сын Дмитрия Галкина — Никита — заканчивает вуз и уже сейчас работает референтом в компании «ГАМА». Дочь Кристина — школьница. А супруга Кира — первая, с кем Галкин‑старший делится своими бизнес‑идеями. Может и покритиковать. Но любые ее замечания только стимулируют на новые свершения.
Екатерина Мясникова