«Чрезмерно жесткие ограничения толкают рынок к тому, чтобы объем наличных вырос»

«Общий мировой тренд — развитие мобильных сервисов, так называемых Super App». Руководитель нижегородского офиса Яндекс.Денег Даниил Устюжанин — о развитии платежных технологий.

В сентябре в нижегородском офисе Яндекс.Денег открылся отдел IT-разработки, в который планируется нанять более 50 программистов. NN.DK.RU поговорил с руководителем нижегородского офиса компании Даниилом Устюжаниным о новом этапе для местного подразделения, развитии платежных технологий в России и мире и законодательных ограничениях.

Справка DK.RU

 
Даниил Устюжанин родился 27 апреля 1977 г. Окончил Волго-Вятскую Академию государственной службы (сейчас это Нижегородский институт управления) по специальности «Государственное и муниципальное управление». Кандидат экономических наук, имеет степень MBA.
В качестве генерального директора компании «3D Экспресс» занимался разработкой технологии распознавания движущихся объектов по видео «на лету». Затем занимал должность исполнительного директора интернет-сервиса «Дорога ТВ».
В 2010–2014 гг. в качестве исполнительного директора группы компаний «Е-Промо» занимался выводом предприятия на федеральный уровень.
С начала 2014 г. руководит офисом Яндекс.Денег в Нижнем Новгороде.
 

Почему было принято решение открыть отдел разработки в Нижнем Новгороде?

— Исторически сложилось так, что IT-разработка Яндекс.Денег была сконцентрирована в Санкт-Петербурге. Но сейчас конкуренция за IT-специалистов в Москве и Питере очень высока. Мы увидели потенциал в Нижнем Новгороде: здесь много технических вузов и грамотных специалистов. К тому же, недавно мы переехали в новый офис, в котором достаточно площадей для новой команды. Словом, пазл сложился.
 
Средний возраст наших сотрудников — 24 года. Мы набираем достаточно молодых ребят, специалистов, которые могут хорошо себя проявить в финтехе. Сейчас компания находится в поиске фронтендеров, бэкендеров, мобильных разработчиков, тестировщиков и BI-программистов.
 
Глава Сбербанка Герман Греф недавно заявил, что в компании действует правило: «нанимай медленно, увольняй быстро», а чтобы попасть на работу в Сбербанк, необходимо пройти все круги ада. Сколько таких кругов надо пройти, чтобы трудоустроиться в Яндекс.Деньги?
 
— «Нанимай медленно, увольняй быстро» — принцип из менеджмента, и, на мой взгляд, он весьма разумен. С точки зрения приема на работу у нас все прозрачно. Мы размещаем информацию о вакансиях на работных сайтах, кандидаты проходят собеседование с HR, а затем второе собеседование с руководителем отдела и коллегами. Традиционная модель. Иногда собеседований больше, чем два. Чем сложнее вакансия, тем больше собеседований.
 
Многие приходят к нам по рекомендации от кого-то из действующих сотрудников Яндекс.Денег. Когда работаешь внутри, то чувствуешь дух компании и примерно понимаешь, кто вольется, а кто нет. Поэтому мы внимательно прислушиваемся к таким рекомендациям. Обязательно как минимум с рекомендованным кандидатом встречаемся.
 
Компания «Ленгипрогор», победившая в конкурсе на разработку проекта развития Започаинья, предложила сделать на улице Ильинской IT-кластер. Что вы думаете об этой инициативе? Готовы переехать?
 
— Вообще, от нас до Ильинки и так рукой подать. Мы долго искали подходящее помещение, проектировали, обустраивали его — потратили много времени и сил, и результатом довольны.
 
Офис в центре города — большое преимущество для IT-компании. Насколько возможно сделать такой офис на Ильинке — вопрос открытый. Я не большой эксперт в урбанистке и градостроительстве, поэтому судить не берусь.
 
А вообще IT-кластер городу необходим?
 
— У города, безусловно, большой IT-потенциал, и кластер будет полезен как для специалистов, так и для компаний. Для Яндекс.Денег в Нижнем Новгороде, например, было нелегко найти подходящий офис. Год потратили на поиски. У нас высокие требования к инфраструктуре, транспортной доступности, наличию парковки. Когда мы искали помещение, выделили топ-10 предложений на рынке коммерческой недвижимости по нескольким значимым для нас критериям и выбрали наиболее подходящий вариант. Поэтому было бы здорово, если бы появился такой кластер, где удобно располагать офисы IT-компаний.
 
«Чрезмерно жесткие ограничения толкают рынок к тому, чтобы объем наличных вырос» 1
 
Поговорим о платежных технологиях. Нижегородцы охотно пользуются онлайн-платежами и бесконтактными платежами?
 
— В Нижнем Новгороде высокая доля людей, которые платят онлайн — почти 95% пользователей интернета в регионе (по данным Mediascope на 2019 год — прим. ред.). Есть и статистика, что чаще всего оплачивают онлайн:
 
1.     Покупки в интернет-магазинах
2.     Сотовую связь
3.     Денежные переводы
4.     Коммунальные услуги
5.    Электронные билеты на поезда и самолеты
 
Но эти данные справедливы и для России в целом. В Нижнем Новгороде есть одна особенность: за последний год число бесконтактных платежей выросло в два раза. По этому показателю мы находимся на пятом месте среди городов-миллионников.
 
В 2013 г. был запущен платежный сервис Яндекс.Касса. Сколько компаний к нему подключилось?
 
— На данный момент Яндекс.Кассой пользуются 120 тыс. сайтов. Любой, кто продает товар через интернет, — наш потенциальный или нынешний клиент. Мы работаем и с компаниями с гигантскими оборотами, и с малым бизнесом.
Наш базовый подход: мы не берем деньги, если у клиента нет транзакций. Если платежи проходят, использование Яндекс.Кассы обходится клиенту в небольшой процент от оборота — около 3%. Как и в любом эквайринге, у этой услуги есть своя себестоимость, и часть комиссии поступает в платежные системы.
Как будут развиваться платежные технологии в России и мире?
 
— Общий мировой тренд — развитие мобильных сервисов, так называемых Super App. В плане бесконтактных платежей все смотрят сейчас на Китай, где наличных практически нет в обороте. Зато есть приложения WeChat и Alipay, где сконцентрированы все лайфстайл-сервисы. Яндекс.Деньги идут по похожему пути — мы строим сервис, в котором люди смогут удовлетворить самые разные потребности — от решения бытовых задач, таких как оплата штрафов, до развлечений, таких как покупка билетов в кино или игр.
 
В России есть свои особенности. С одной стороны, все идет к тому, чтобы доля наличных денег становилась все меньше, и ЦБ тоже выступает за повышение прозрачности и рост доли безнала. С другой стороны, некоторые принятые недавно меры, ограничивающие возможности анонимных электронных кошельков,  могут дать обратный эффект — не имея возможности получить нужную онлайн услугу здесь и сейчас, пользователи могут увеличить долю наличных в своих расходах.
Дело в том, что в 2019 г. в очередной раз были внесены изменения в № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В нем и ранее были суровые ограничения для владельцев анонимных кошельков (не идентифицированных пользователей): нельзя было переводить деньги другим людям, платить в иностранные магазины и снимать более пяти тыс. руб. наличными. А новые поправки в закон не только запретили снимать наличные с анонимных кошельков, но и ограничили возможности пополнения анонимного счета. Казалось бы, регулятор заинтересован в доступности финансовых услуг и в росте безналичных платежей (то есть более прозрачной экономике). Но меры по ограничению электронных кошельков делают эту доступную сегодня услугу менее привлекательной для населения. При этом платежи с электронных кошельков несравнимо более прозрачны, чем наличные — операторы электронных денег отчитываются перед ЦБ и соблюдают все его требования, а также предписания Росфинмониторинга и других контролирующих банковских сектор органов.  
К сожалению, эти поправки были приняты быстро, без консультации с участниками рынка и пользователями. Но причины, по которым люди пользуются электронными кошельками, никуда не исчезают: это самая доступная банковская услуга, которую можно получить в интернете, за минуту, без визита в офисы каких бы то ни было организаций. Открывая и пополняя анонимный счет, пользователь может платить за самые насущные бытовые услуги и небольшие покупки. Простота открытия электронного кошелька делает его важным социальным инструментом, который решает проблему с доступностью финансовых услуг — в срочной ситуации, а также когда банковские услуги недоступны территориально или по другим причинам. А строгие лимиты делают анонимные электронные кошельки непригодными для противоправных деяний. 
 
Вы считаете эти ограничения слишком жесткими?
 
Понятно, что какие-то ограничения нужны, потому что регуляторы — Росфинмониторинг и Центробанк — хотят контролировать законность операций. Мы только «за». Но чрезмерно жесткие ограничения толкают рынок к тому, чтобы объем наличных вырос. Как правило, эти же кошельки люди используют, например, для оплаты коммуналки.
 
Зачем нужна анонимность, если ты за коммуналку платишь?
 
— Принудительная идентификация на входе в сервис — это дополнительный барьер. Сейчас все игроки рынка электронных денег будут наблюдать снижение доли кошельков, которыми люди пользуются после открытия, так как возможностей у анонимов остается все меньше. Кошелек может оказаться самым доступным и простым способом для совершения какой-либо необходимой операции. В зависимости от того, насколько этот сервис удобен, человек решает, остаться ли ему, пользоваться ли другими услугами кошелька. Если у человека есть возможность попробовать какие-то нужные ему функции анонимного счета, он может оценить удобство безналичных платежей и даже стать приверженцем безнала. И тогда уже он сам будет заинтересован в том, чтобы пройти идентификацию, получить дополнительные возможности и расширить лимиты счета.
А с крипотовалютами Яндекс.Деньги планируют работать?
 
— Технически мы готовы к этому уже несколько лет, но до тех пор, пока криптовалютный рынок не имеет прозрачного регулирования, мы, как и любая лицензируемая финансовая организация, с ними работать не можем. Возможно, регулятор пока не видит для себя надежных способов регулирования и контроля этой сферы, поэтому ее статус сейчас не определен.
 
Сейчас часто появляется информация об утечке данных той или иной организации. Как вы работаете с этими рисками?
 
— Есть две причины утечек: техническая и человеческая. Для защиты от технических причин Яндекс.Деньги используют разные инструменты информационной безопасности.
 
При разработке технических решений мы не ограничиваемся опытом Сбербанка и Яндекса, а разрабатываем и собственные продукты. Например, благодаря нашему антифроду, мы можем отслеживать незаконные операции. С помощью этой технологии мы предотвращаем любые способы обмана пользователей методами социальной инженерии. Так мы боремся с человеческим фактором.
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.