«Чрезмерно жесткие ограничения толкают рынок к тому, чтобы объем наличных вырос»
«Общий мировой тренд — развитие мобильных сервисов, так называемых Super App». Руководитель нижегородского офиса Яндекс.Денег Даниил Устюжанин — о развитии платежных технологий.
В сентябре в нижегородском офисе Яндекс.Денег открылся отдел IT-разработки, в который планируется нанять более 50 программистов. NN.DK.RU поговорил с руководителем нижегородского офиса компании Даниилом Устюжаниным о новом этапе для местного подразделения, развитии платежных технологий в России и мире и законодательных ограничениях.
Справка DK.RU
Даниил Устюжанин родился 27 апреля 1977 г. Окончил Волго-Вятскую Академию государственной службы (сейчас это Нижегородский институт управления) по специальности «Государственное и муниципальное управление». Кандидат экономических наук, имеет степень MBA.
В качестве генерального директора компании «3D Экспресс» занимался разработкой технологии распознавания движущихся объектов по видео «на лету». Затем занимал должность исполнительного директора интернет-сервиса «Дорога ТВ».
В 2010–2014 гг. в качестве исполнительного директора группы компаний «Е-Промо» занимался выводом предприятия на федеральный уровень.
С начала 2014 г. руководит офисом Яндекс.Денег в Нижнем Новгороде.
Почему было принято решение открыть отдел разработки в Нижнем Новгороде?
— Исторически сложилось так, что IT-разработка Яндекс.Денег была сконцентрирована в Санкт-Петербурге. Но сейчас конкуренция за IT-специалистов в Москве и Питере очень высока. Мы увидели потенциал в Нижнем Новгороде: здесь много технических вузов и грамотных специалистов. К тому же, недавно мы переехали в новый офис, в котором достаточно площадей для новой команды. Словом, пазл сложился.
Средний возраст наших сотрудников — 24 года. Мы набираем достаточно молодых ребят, специалистов, которые могут хорошо себя проявить в финтехе. Сейчас компания находится в поиске фронтендеров, бэкендеров, мобильных разработчиков, тестировщиков и BI-программистов.
Глава Сбербанка Герман Греф недавно заявил, что в компании действует правило: «нанимай медленно, увольняй быстро», а чтобы попасть на работу в Сбербанк, необходимо пройти все круги ада. Сколько таких кругов надо пройти, чтобы трудоустроиться в Яндекс.Деньги?
— «Нанимай медленно, увольняй быстро» — принцип из менеджмента, и, на мой взгляд, он весьма разумен. С точки зрения приема на работу у нас все прозрачно. Мы размещаем информацию о вакансиях на работных сайтах, кандидаты проходят собеседование с HR, а затем второе собеседование с руководителем отдела и коллегами. Традиционная модель. Иногда собеседований больше, чем два. Чем сложнее вакансия, тем больше собеседований.
Многие приходят к нам по рекомендации от кого-то из действующих сотрудников Яндекс.Денег. Когда работаешь внутри, то чувствуешь дух компании и примерно понимаешь, кто вольется, а кто нет. Поэтому мы внимательно прислушиваемся к таким рекомендациям. Обязательно как минимум с рекомендованным кандидатом встречаемся.
Компания «Ленгипрогор», победившая в конкурсе на разработку проекта развития Започаинья, предложила сделать на улице Ильинской IT-кластер. Что вы думаете об этой инициативе? Готовы переехать?
— Вообще, от нас до Ильинки и так рукой подать. Мы долго искали подходящее помещение, проектировали, обустраивали его — потратили много времени и сил, и результатом довольны.
Офис в центре города — большое преимущество для IT-компании. Насколько возможно сделать такой офис на Ильинке — вопрос открытый. Я не большой эксперт в урбанистке и градостроительстве, поэтому судить не берусь.
А вообще IT-кластер городу необходим?
— У города, безусловно, большой IT-потенциал, и кластер будет полезен как для специалистов, так и для компаний. Для Яндекс.Денег в Нижнем Новгороде, например, было нелегко найти подходящий офис. Год потратили на поиски. У нас высокие требования к инфраструктуре, транспортной доступности, наличию парковки. Когда мы искали помещение, выделили топ-10 предложений на рынке коммерческой недвижимости по нескольким значимым для нас критериям и выбрали наиболее подходящий вариант. Поэтому было бы здорово, если бы появился такой кластер, где удобно располагать офисы IT-компаний.
Поговорим о платежных технологиях. Нижегородцы охотно пользуются онлайн-платежами и бесконтактными платежами?
— В Нижнем Новгороде высокая доля людей, которые платят онлайн — почти 95% пользователей интернета в регионе (по данным Mediascope на 2019 год — прим. ред.). Есть и статистика, что чаще всего оплачивают онлайн:
1. Покупки в интернет-магазинах
2. Сотовую связь
3. Денежные переводы
4. Коммунальные услуги
5. Электронные билеты на поезда и самолеты
Но эти данные справедливы и для России в целом. В Нижнем Новгороде есть одна особенность: за последний год число бесконтактных платежей выросло в два раза. По этому показателю мы находимся на пятом месте среди городов-миллионников.
В 2013 г. был запущен платежный сервис Яндекс.Касса. Сколько компаний к нему подключилось?
— На данный момент Яндекс.Кассой пользуются 120 тыс. сайтов. Любой, кто продает товар через интернет, — наш потенциальный или нынешний клиент. Мы работаем и с компаниями с гигантскими оборотами, и с малым бизнесом.
Наш базовый подход: мы не берем деньги, если у клиента нет транзакций. Если платежи проходят, использование Яндекс.Кассы обходится клиенту в небольшой процент от оборота — около 3%. Как и в любом эквайринге, у этой услуги есть своя себестоимость, и часть комиссии поступает в платежные системы.
Как будут развиваться платежные технологии в России и мире?
— Общий мировой тренд — развитие мобильных сервисов, так называемых Super App. В плане бесконтактных платежей все смотрят сейчас на Китай, где наличных практически нет в обороте. Зато есть приложения WeChat и Alipay, где сконцентрированы все лайфстайл-сервисы. Яндекс.Деньги идут по похожему пути — мы строим сервис, в котором люди смогут удовлетворить самые разные потребности — от решения бытовых задач, таких как оплата штрафов, до развлечений, таких как покупка билетов в кино или игр.
В России есть свои особенности. С одной стороны, все идет к тому, чтобы доля наличных денег становилась все меньше, и ЦБ тоже выступает за повышение прозрачности и рост доли безнала. С другой стороны, некоторые принятые недавно меры, ограничивающие возможности анонимных электронных кошельков, могут дать обратный эффект — не имея возможности получить нужную онлайн услугу здесь и сейчас, пользователи могут увеличить долю наличных в своих расходах.
Дело в том, что в 2019 г. в очередной раз были внесены изменения в № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В нем и ранее были суровые ограничения для владельцев анонимных кошельков (не идентифицированных пользователей): нельзя было переводить деньги другим людям, платить в иностранные магазины и снимать более пяти тыс. руб. наличными. А новые поправки в закон не только запретили снимать наличные с анонимных кошельков, но и ограничили возможности пополнения анонимного счета. Казалось бы, регулятор заинтересован в доступности финансовых услуг и в росте безналичных платежей (то есть более прозрачной экономике). Но меры по ограничению электронных кошельков делают эту доступную сегодня услугу менее привлекательной для населения. При этом платежи с электронных кошельков несравнимо более прозрачны, чем наличные — операторы электронных денег отчитываются перед ЦБ и соблюдают все его требования, а также предписания Росфинмониторинга и других контролирующих банковских сектор органов.
К сожалению, эти поправки были приняты быстро, без консультации с участниками рынка и пользователями. Но причины, по которым люди пользуются электронными кошельками, никуда не исчезают: это самая доступная банковская услуга, которую можно получить в интернете, за минуту, без визита в офисы каких бы то ни было организаций. Открывая и пополняя анонимный счет, пользователь может платить за самые насущные бытовые услуги и небольшие покупки. Простота открытия электронного кошелька делает его важным социальным инструментом, который решает проблему с доступностью финансовых услуг — в срочной ситуации, а также когда банковские услуги недоступны территориально или по другим причинам. А строгие лимиты делают анонимные электронные кошельки непригодными для противоправных деяний.
Вы считаете эти ограничения слишком жесткими?
Понятно, что какие-то ограничения нужны, потому что регуляторы — Росфинмониторинг и Центробанк — хотят контролировать законность операций. Мы только «за». Но чрезмерно жесткие ограничения толкают рынок к тому, чтобы объем наличных вырос. Как правило, эти же кошельки люди используют, например, для оплаты коммуналки.
Зачем нужна анонимность, если ты за коммуналку платишь?
— Принудительная идентификация на входе в сервис — это дополнительный барьер. Сейчас все игроки рынка электронных денег будут наблюдать снижение доли кошельков, которыми люди пользуются после открытия, так как возможностей у анонимов остается все меньше. Кошелек может оказаться самым доступным и простым способом для совершения какой-либо необходимой операции. В зависимости от того, насколько этот сервис удобен, человек решает, остаться ли ему, пользоваться ли другими услугами кошелька. Если у человека есть возможность попробовать какие-то нужные ему функции анонимного счета, он может оценить удобство безналичных платежей и даже стать приверженцем безнала. И тогда уже он сам будет заинтересован в том, чтобы пройти идентификацию, получить дополнительные возможности и расширить лимиты счета.
А с крипотовалютами Яндекс.Деньги планируют работать?
— Технически мы готовы к этому уже несколько лет, но до тех пор, пока криптовалютный рынок не имеет прозрачного регулирования, мы, как и любая лицензируемая финансовая организация, с ними работать не можем. Возможно, регулятор пока не видит для себя надежных способов регулирования и контроля этой сферы, поэтому ее статус сейчас не определен.
Сейчас часто появляется информация об утечке данных той или иной организации. Как вы работаете с этими рисками?
— Есть две причины утечек: техническая и человеческая. Для защиты от технических причин Яндекс.Деньги используют разные инструменты информационной безопасности.
При разработке технических решений мы не ограничиваемся опытом Сбербанка и Яндекса, а разрабатываем и собственные продукты. Например, благодаря нашему антифроду, мы можем отслеживать незаконные операции. С помощью этой технологии мы предотвращаем любые способы обмана пользователей методами социальной инженерии. Так мы боремся с человеческим фактором.